Предлагаем рассмотреть один из подходов к оптимизации затрат предприятий, основанный на предварительном анализе бизнес-процессов основных функциональных областей и расчете эффекта от внедрения мероприятий, которые были разработаны в ходе проведенного анализа.
Согласно нормам
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2025 № 280 «Об определении курсов цифровых знаков (токенов)» определяется в отношении каждого токена с уникальным наименованием, с которым совершались сделки у операторов криптоплатформы, операторов обмена криптовалют, а также организаторов ICO, являющихся резидентами Парка высоких технологий.
26 апреля 2025 г. вступили в силу нормы
Указа Президента Республики Беларусь от 23.04.2025 № 166, которым введены особенности расчета подоходного налога с физических лиц по доходам, полученным от осуществления операций с цифровыми знаками (токенами) в рамках незаконной и/или запрещенной деятельности.
В проекте Указа содержится ряд мер по смягчению применения норм
ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК): предложено определить перечень действий (хозяйственных операций) субъекта хозяйствования, которые являются основанием для корректировки налоговой базы и доначисления налогов в соответствии со
ст. 33 НК. Такой перечень и признаки подобных действий в настоящее время в общих чертах определены
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2022 № 465, но очевидно, что нужна более подробная и полная картина.
С 1 января 2025 г. частью второй
подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь установлено, что инвестиционный вычет в отношении зданий и сооружений можно применить только в случае, если они являются зданиями и сооружениями производственного назначения.
Попытка выстроить контролируемый механизм возвращения иностранных компаний, ушедших под санкционным давлением — Россия хочет извлечь выгоду из их ухода и возможного возвращения, сохраняя суверенитет над стратегическими активами.
На современном этапе развития для оперативного принятия управленческих решений необходима эффективная учетная система как поставщик необходимой информации для анализа. Эффективность учетной системы зависит от взаимосвязи подсистем финансового и управленческого учета.
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 7/31/56 «Об изменении
постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6» принято с целью приведения законодательства в соответствие с распоряжением Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2024 г. № 219рп «Об особенностях учета имущества, полученного в безвозмездное пользование».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2025 № 312 «О мерах по содействию занятости населения» среди прочих обновлен порядок финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ, а также установления месячной нормы участия безработных в указанных работах.
Нарушение требований законодательства по аудиту начальных и сопоставимых данных бухгалтерской или финансовой отчетности и документированию полученных аудиторских доказательств (если начальные и сопоставимые данные являются существенными для бухгалтерской или финансовой отчетности текущего отчетного периода).
В статье раскрыта необходимость внедрения и использования современных методов управленческого учета в инновационной деятельности организации. Предложена последовательность этапов практического использования системы учета затрат «таргет-костинг» при создании нового продукта.
В статье, на основании использования принципа минимизации транспортных издержек, приведена графическая интерпретация бюджетной линии транспортных расходов и рационального радиуса действия компании.
Логистические операции, как в целом охватывающие материальные, информационные процессы, так и отдельные элементы финансовых процессов, приводят к возникновению определенных затрат, которые не всегда можно отнести к затратам в строгом понимании этого термина, но которые оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия. По оценкам специалистов, логистические издержки составляют 20–30 % стоимости продукции. Их сокращение, следовательно, значительно повышает конкурентоспособность компаний.
К сожалению, многие руководители пытаются уменьшить расходы только за счет «срезания углов». Характерные действия такого рода — увольнение сотрудников, реструктуризация и война с поставщиками. Такие меры по сокращению затрат неизменно разрушают процесс создания качества и в итоге приводят к его ухудшению. Качество, затраты и поставка не являются отдельными элементы, а напротив, они тесно взаимосвязаны.
В статье определена степень влияния уровня производственных затрат на возможности повышения качества продукции, эффективность логистических процессов, мотивации сотрудников предприятия; сформированы предложения по формированию современных инструментов для снижения затрат и оптимизации работы предприятия посредством применения концепции управления «бережливое производство».
Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2025 № 177 «О государственной финансовой поддержке» определены виды государственной финансовой поддержки, которые могут быть оказаны коммерческим юрлицам индивидуально, а также некоторые условия предоставления такой поддержки, требования к отчету по ее использованию. Ответственность за достижение основных показателей деятельности юрлица в решениях местных исполнительных и распорядительных органов будет возложена на руководителей юрлиц, которым оказывается финподдержка.
Правление Национального банка
постановлением от 28.05.2025 № 137 утвердило
Инструкцию о порядке эмиссии, обращения и погашения облигаций. Постановление вступает в силу с 28 июля 2025 г.
Дополняется перечень исполнительных документов. Исполнению будут подлежать постановления прокуроров о взыскании процессуальных издержек, а также исполнительные документы, признанные таковыми на основании международных договоров Республики Беларусь и международно-правовых актов, которые содержат обязательства страны. Например, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии о наложении штрафов, исполнительные надписи нотариусов иностранных государств.
1 июня начали действовать нормы
Закона Республики Беларусь от 05.12.2024 № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям важно напомнить, что больше 12 месяцев, с 1 января 2024 г., действуют электронные сервисы, доступные на Едином портале электронных услуг, с помощью которых можно подать заявление о госрегистрации недвижимости в электронном виде.
Отчет по FATCA представляется в МНС на основании положений ст. 861 Налогового кодекса Республики Беларусь в целях исполнения Республикой Беларусь обязательств по Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенных Штатов Америки об улучшении соблюдения международных налоговых правил и реализации Закона Соединенных Штатов Америки о налоговом контроле счетов в иностранных финансовых учреждениях от 18 марта 2015 г.
Правительство Беларуси представило на рассмотрение нижней палаты парламента проект закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Основным нововведением станет отмена бумажных свидетельств о государственной регистрации юридического лица.
Вместо них субъектам хозяйствования, действующим на основании собственного устава, будет выдаваться устав со штампом. Те юрлица, которые используют типовой устав, получат электронную выписку из Единого государственного регистра.
В Беларуси вносятся изменения в
Правила осуществления операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено
постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.02.2025 № 50. Изменения вступают в силу с 19 июня.
Планируется ввести запрет на подмену трудовых правоотношений гражданско-правовыми. Сегодня распространена практика, когда наниматель стремится минимизировать свои обязательства перед работником и вместо трудового договора, предполагающего социальные гарантии (отпуска, больничные), заключает гражданско-правовой договор.
Часто забывают, что, прежде чем принимать решения о сокращении затрат, необходимо провести предварительную работу. Следует обратить внимание на процедуру расчета финансовых результатов и определиться с прогнозными значениями доходов и расходов. Это позволит установить величину затрат, подлежащую сокращению (после того как будут использованы другие способы увеличения прибыли). Возможно, потребуется корректировка уже имеющихся финансовых результатов.
В статье рассмотрены специфические особенности оценки дебиторской и кредиторской задолженностей, перечислены проблемы, с которыми сталкиваются на практике при проведении данного вида оценочного исследования, и предложены пути их решения. Даны рекомендации по проведению анализа состояния задолженностей, сделан вывод о необходимости и значимости оценки задолженностей при оценке бизнеса.
Советом по развитию предпринимательства подготовлен проект указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании деятельности». Текст документа носит настолько неожиданный характер и затрагивает очень многие наши наболевшие вопросы, что хочется выразить надежду на скорейшее подписание этого документа.
Поводом для написания данной статьи послужили участившиеся в корпоративной практике случаи, когда после ликвидации одного ООО остаются (или наступают) неопределенные и неурегулированные правоотношения, связанные в том числе с долей в уставном фонде другого ООО, принадлежавшей ликвидированному ООО. Как правило, такие ситуации происходят в случае, если ООО ликвидируется без каких-либо положений относительно судьбы доли в уставном фонде (либо потому, что она была упущена из виду, либо потому, что ее существование было обнаружено уже после ликвидации, либо по иным причинам).
Аудиторы стали чаще фиксировать нарушения в бухучете клиентов, но, к сожалению, более полной картины по Беларуси пока составить невозможно в силу отсутствия результатов исследования. Однако, пусть и с некоторыми оговорками, можно провести параллель с уже имеющимися предварительными данными в Российской Федерации, где по итогам аудита отчетности компаний за 2024 год заметно, в отдельных случаях на 7–15 %, выросло число «заключений с оговорками».