В статье рассмотрены основы оценки и анализа финансового состояния предприятия — участника внешнеэкономической деятельности. Приведен анализ финансового состояния предприятия — участника ВЭД.
Законом от 27.12.2023 № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» внесен ряд изменений в
Налоговый кодекс Республики Беларусь, в том числе реализовано предложение членов Ассоциации «БАМАП» по установлению ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов при выполнении каботажных автомобильных перевозок грузов на территории одного и того же государства — члена Евразийского экономического союза.
Каковы последствия расторжения договора купли-продажи доли в уставном фонде ООО, в том числе по решению суда? Вправе ли продавец с момента расторжения договора (в частности, с момента вступления в законную силу решения суда) осуществлять права собственника доли в уставном фонде ООО, в том числе право на ее отчуждение?
Прежде всего внимание на новые форм реализации инвестиционных проектов — «преференциальный инвестиционный проект» и «специальный инвестиционный договор». Также предусматриваются дополнительные стимулирующие условия для инвесторов, реализующих инвестпроекты по инвестдоговорам, в виде расширенного пакета льгот и преференций, и направленных на снижение рисков для добросовестных инвесторов и бизнеса гарантий
Рассмотрим формирование информации об экспортных операциях в системе управленческого учета. В статье конкретизированы факторы, влияющие на построение рабочего управленческого плана счетов организации, предлагаются формы отчетности по внешнеторговой деятельности, анализируется предметное содержание предложенных форм внутренней управленческой отчетности.
В статье раскрыта сущность современного инструмента управленческого контроля в виде методики TDABB (Time Driven Activity Based Budgeting), или бюджетирования по видам внутрихозяйственной деятельности, ориентированного на измерение времени, на примере деятельности страховой организации. Внедрение данной методики в практику организаций будет способствовать повышению эффективности их функционирования в условиях кризисных явлений, а также повышению их конкурентоспособности.
В статье рассмотрены три группы методик постановки управленческого учета: 1) методики, основанные на использовании стратегического подхода; 2) методики, основанные на тактическом подходе и не уделяющие должного внимания аудиту стратегии хозяйствующего субъекта; 3) методики, предполагающие использование проектного подхода.
В статье рассматриваются проблемы и вопросы создания эффективной бизнес-модели предприятия, устойчивого развития фирмы, методы обеспечения устойчивости и показатели, ее характеризующие. Приводится анализ способов (систем) организации управленческого учета на предприятиях, даются рекомендации по выбору системы для предприятий, формирующих отчетность об устойчивом развитии. Предложен алгоритм внедрения выбранной системы управленческого учета.
2 февраля подписан
Указ Президента Республики Беларусь № 42, которым корректируется
Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
8 февраля 2024 г. вступило в силу
Решение Совета ЕЭК от 26.01.2024 № 3, которым внесены изменения в
Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Непреференциальные правила определения происхождения товаров). Сохранено увеличение стоимостного порога в размере 1 500 евро, при котором для подтверждения происхождения товаров, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка, достаточным является предоставление декларации о происхождении товара. Обратим внимание, что с 1 января 2024 г. указанный стоимостный порог снизился до уровня 200 евро.
Внесены изменения в
Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе. Установлено, что руководителям может устанавливаться годовой бонус в размере до 5 % чистой прибыли отчетного года включительно, но не более 12 окладов. Годовой бонус устанавливается за выполнение прогнозных показателей за отчетный год в целом и исчисляется пропорционально количеству выполненных прогнозных показателей.
Опубликован
Закон Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении
Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Часть норм Закона вступила в силу после его официального опубликования с 4 февраля, иные вступают через 3 или 6 месяцев. В связи с этим до проведения процедур госзакупок заказчикам следует внимательно ознакомиться с изменениями.
В соответствии с
п. 2 ст. 910
1,
п. 3 ст. 984
1,
п. 1 ст. 985 и
ст. 1022 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицензионный договор, договор уступки исключительного права, договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), договор залога подлежат регистрации в патентном органе в случаях и порядке, определяемых законодательством.
Основными целями внедрения цифрового белорусского рубля являются расширение условий для развития национального платежного рынка и создание потенциала для использования цифровой валюты центрального банка в трансграничных платежах.
Рассмотрим на примерах изменения в определение момента фактической реализации работ (услуг) для целей налога на добавленную стоимость, обусловленные отменой с 01.01.2024
постановления Минфина от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» и вступлением в силу с 01.01.2024
постановления Минфина от 31.12.2021 № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете».
Совместное разъяснение Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.01.2024 № 2-1-12/00248 и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 25.01.2024 № 02/85.
В статье рассмотрены основные аспекты процесса финансового планирования, охарактеризованы методы финансового анализа, а также их значение в различных временных интервалах. Для построения эффективной модели финансового планирования предприятию рекомендуется взять за основу ежегодный цикл бизнес-планирования, основанный на SWOT-анализе и разработке системы бюджетов.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с изменениями и дополнениями, внесенными с 01.01.2024 в
подпункт 1.16 пункта 1 статьи 118 и
пункт 4 статьи 181 Налогового кодекса Республики Беларусь, информирует..
В связи со вступлением в силу
Закона Республики Беларусь от 27.12.2023 № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъяснило следующее.
Комментарий к
Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство).
Комментарий к
Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части применения
главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения»).
Расширен перечень объектов налогообложения налогом на недвижимость: из
пункта 2 статьи 227 Налогового кодекса Республики Беларусь исключен подпункт 2.3, на основании которого не признавались объектом налогообложения налогом на недвижимость у плательщиков-организаций капитальные строения (их части), классифицируемые для целей определения нормативных сроков службы основных средств как сооружения и передаточные устройства и не учитываемые в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы. С 2024 года такие сооружения и передаточные устройства признаются объектами налогообложения налогом на недвижимость.
С 01.01.2024 вступили в силу изменения
Банковского кодекса Республики Беларусь, устанавливающие новые подходы в сфере выдачи банковских гарантий. Теперь гарант может заключить соглашение не только с принципалом, но и с инструктирующей стороной, в котором предусмотреть, что после исполнения обязательства гаранта перед бенефициаром по банковской гарантии гарант приобретает права регрессного требования к инструктирующей стороне о возмещении сумм денежных средств, уплаченных бенефициару.
Изменение
Банковского кодекса Республики Беларусь вступили в силу с 22.07.2023, часть вступает в силу с 01.01.2024 и 01.01.2025. Рассмотрим основные из них. Появился целый ряд новых норм: покрытый и непокрытый аккредитивы; возобновляемый (револьверный) и невозобновляемый аккредитивы; аккредитив со специальной оговоркой; компенсационный аккредитив; микроаккредитив.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.07.2023 № 39 «Об изменении
постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 августа 2016 г. № 78» утверждена новая редакция
Инструкции о порядке эмиссии эмиссионных ценных бумаг. Регламентируется порядок эмиссии новых видов облигаций, включая депозитарные облигации, структурные облигации и стрип-облигации, программы эмиссии биржевых облигаций;
В
п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса Республики Беларусь указано, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Вещь (товар) продается в состоянии «как есть» — эта формулировка обычно используется в контексте более подробных исключений из качества вещи (товара). В статье рассмотрены значение и объем формулировки «как есть», а также возможности использования ее в договорах.
Постановление Министерства финансов от 29.12.2023 № 79 «Об изменении
постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. № 13» значительно расширен перечень первичных учетных документов (ПУД), которые могут составляться в единоличном порядке.
Постановлением Минстройархитектуры от 16.11.2023 № 114 установлен порядок применения ПУД по строительным работам за пределами Беларуси.
22 декабря 2023 г. подписано
Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о проспектах ценных бумаг, которое предусматривает взаимное признание проспектов ценных бумаг, зарегистрированных в государстве происхождения эмитента. Дискретный аукцион применяется, когда рынок ведет себя аномально и сделки проходят по явно неоптимальной цене. Этот инструмент вводится как экстренная мера при росте или падении индекса более чем на 15 %.
При внедрении бюджетирования любая компания должна разрабатывать бюджетный регламент, в котором устанавливаются правила бюджетного управления для всех подразделений в виде совокупности внутрифирменных документов, описывающих бюджетный процесс в организациях. В регламенте необходимо описать принципы разделения центров ответственности на ЦФО, ЦФУ и ЦЗ, формы бюджетов и годовой отчетности, которые представляет каждый центр, а также правила консолидации.
В статье рассмотрены основные аспекты методик бюджетирования, проанализированы рейтинги современных практик. Выделены основные проблемы и рекомендации по их устранению. Процессный подход можно сравнить с производственной спецификой бюджетирования, так как в данном случае используются понятия «вход/выход» и «ресурс».
В разных компаниях уровень постановки управленческого учета различен и может осуществляться собственными усилиями или с помощью специализированных фирм, но, как правило, на базе готовых автоматизированных систем. Главная цель постановки управленческого учета на предприятии — это повышение эффективности управления финансами, затратами предприятия, подготовка к ведению управленческого учета.
Рассмотрим, как с помощью информационных технологий оперативно провести анализ финансовой отчетности и на его основе выстроить управление дебиторской задолженностью. Целесообразно проводить анализ отчетности потенциальных контрагентов, чтобы сделать вывод об их платежеспособности, целесообразности предоставления отсрочки платежа и вообще целесообразности заключения сделки.
Министерство экономики Республики Беларусь подготовило краткое разъяснение
постановления № 991, которым установлено право организаций и индивидуальных предпринимателей принять решение о неначислении амортизации. Подробнее читайте в материале
«Об особенностях начисления, неначисления и «замедления» амортизации в 2024 году».
В Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вносятся изменения, которые обязывают резидентов с 1 марта 2024 г. предоставлять ЦБ информацию не только о своих валютных активах и обязательствах, но и о подобных активах и обязательствах дочерних хозобществ, в том числе находящихся за пределами РФ (при их наличии). Одновременно унифицируются требования к составлению и представлению резидентами-экспортерами информации о валютных активах и обязательствах на консолидированной основе.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.01.2024 № 9 уточнен порядок заполнения декларации на товары, форма которой утверждена
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257. Внесены изменения в
Таможенный кодекс ЕАЭС. Импорт запчастей и сырья без документов соответствия —
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2023 № 949 действие
постановления от 29.04.2022 № 270 «Об особенностях подтверждения соответствия» продлено до 31 декабря 2025 г.
Правительство Беларуси продлило на 2024 год действие дополнительных мер поддержки экспорта в части определения условий экспортного финансирования. Это закреплено
постановлением Совмина от 29.12.2023 № 1000. Документ вносит соответствующие изменения в постановления Правительства Республики Беларусь от
24.01.2023 № 58 «Об условиях экспортного финансирования» и
17.10.2023 № 691 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам экспортного финансирования» .
Межправсовет ЕАЭС утвердил первый для стран союза общий механизм финансирования промышленных проектов — описывающее его положение предполагает компенсацию процентной ставки по кредиту в размере ставки Центробанка в стране заемщика. Подать заявку на получение субсидии смогут проекты с участниками как минимум из трех стран ЕАЭС и соответствующие критериям по доле поставок — для этого будет утвержден список банков — участников программы. В бюджете союза на эти цели на следующий год предусмотрено около 1,8 млрд рос. руб.
Отказ в проведении операции или в заключении договора банковского счета можно оспорить: обратиться в свой банк, представив необходимые сведения и документы. Банк рассматривает их в течение 7 рабочих дней. Такая процедура называется реабилитацией. Если на этом уровне реабилитироваться не удалось, можно в любое время, независимо от даты принятия решения банком, обратиться в Межведомственную комиссию при Центробанке России. Ее решения обязательны для исполнения кредитными организациями.