Проектом закона, подготовленного Минэкономики и проходящего сейчас согласования, закрепляются новые подходы по реализации инвестиционных проектов с применением льгот и (или) преференций, определенным образом отличающиеся от подходов, предусмотренных
Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».
В статье рассматриваются основные элементы системы управления затратами (планирование, учет, анализ, контроль), оказывающие влияние на финансово-экономическую устойчивость предприятия. Предлагаемая в статье система управления затратами позволяет улучшить производственные и финансовые показатели предприятия, а также повысить общую эффективность его работы.
Выживание предприятия в современных нестабильных условиях требует от собственников и руководителей проводить постоянный анализ финансовых показателей, которые определяют финансовую устойчивость и их финансовую независимость. Основным экономическим элементом здесь является себестоимость производимой продукции. Именно себестоимость дает возможность влиять на конечную цену и тем самым привлекать потребителей производимой продукции, то есть данный показатель определяет показатели рентабельности производства, от себестоимости зависит соотношение собственных и заемных источников финансирования.
В связи с последними событиями многие привычные финансовые методы управления деятельностью компанией, такие как, например бюджетирование, становятся малоэффективными и требуется их пересмотр и определенная корректировка. Рассматривая задачи бюджетирования на 2023 год, следует детально проработать вопросы прогнозирования цен на входящие сырье и материалы, волатильность курсов валют, тенденции в госрегулировании цен на готовую продукцию, сложности в логистике и ритмичность поставок запасных частей и сырья по импортным контрактам.
В данной статье дана оценка целесообразности применения в строительной сфере инновационных методик управленческого учета и методик, обусловленных внешними изменениями в работе компаний, сделан фокус на оптимизации управления расходами для всех стадий жизненного цикла производимых продуктов.
Рассмотрим основные стратегические задачи управления затратами: процесс их формирования и снижения. Существует множество систем управления затратами, при этом каждая система эффективна в определенных экономических условиях в зависимости от целей, поставленных предприятием. Реализация данных задач в первом случае (таргет-костинг) необходима на этапе проектирования нового продукта, во втором (кайзен-костинг) — на этапе производства новой продукции, директ-костинг позволит оптимизировать производственную программу, определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах.
Целью этой статьи является описание применения интегрированной системы управленческого учета в промышленности. Примером послужили данные трех промышленных предприятий, занимающихся изготовлением электротехнического оборудования и инструментов для энергетики и машиностроения. В ходе исследования на основании анализа выявленных преимуществ и недостатков действующей системы учета затрат обосновывается возможность и целесообразность применения интегрированной системы управленческого учета в промышленности.
Рассмотрим причины низкой производительности труда, а также проблемы мотивации персонала, влекущие за собой различного рода организационные и экономические проблемы в организациях. Причинно-следственные связи на примере проблемы падения продаж (услуг) показывают завышение затрат в несколько раз на каждую единицу продукции (услугу), связанную с низкой производительностью труда, а именно 25 % от потенциально возможного уровня.
Среди торговых организаций в новых условиях наблюдается высокий уровень напряжения. Одним из стратегических направлений для выживания и развития в своем сегменте деятельности является снижение уровня торговых издержек относительно конкурентов. В этом случае при продаже товаров по цене, сопоставимой с ценой аналогичных товаров у конкурентов, за счет снижения затрат возрастает величина прибыли от продаж. Соответственно, существует потребность в получении оперативной, высокоаналитичной информации с целью оптимизации процесса управления торговыми издержками. В связи с этим понятен интерес к совершенствованию способов управления затратами.
С 1 января 2023 г. вступает в силу
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.12.2022 № 863, которым определен новый порядок формирования стоимости работ по содержанию (эксплуатации) объектов улично-дорожной сети населенных пунктов, финансируемых полностью или частично за счет средств местных бюджетов.
В статье рассмотрены основные методы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, сравнительный и коэффициентный. Проведено практическое использование данных методов. Выявлено, что несмотря на то, что каждый из рассматриваемых методов для анализа использует один массив информации, каждый из них позволяет рассмотреть ее под разным углом. Таким образом, комплексное использование данных методов позволит получить более обширную картину по состоянию прибыли компании и принять верно обоснованные управленческие решения.
Согласно новым правилам при трансграничной покупке услуги в электронной форме на территории ЕАЭС обложение НДС будет происходить по месту нахождения покупателя. До этого не было общего подхода по данному вопросу, что приводило к двойному налогообложению или к ситуации, когда такая коммерческая деятельность не облагалась налогом ни в одном из государств-членов.
С 01.10.2022 в Республике Беларусь действует программа добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии. Подобная программа страхования нова для Республики Беларусь и у работодателей возникают вопрос «С чего начинать? Как быть, если работник написал заявление?» Даем пошаговый алгоритм действий.
Переоценка согласно
подп. 1.1,
1.2 Указа № 622 проводится по состоянию на 01.01.2023 в отношении числящихся в бухучете основных средств, доходных вложений в материальные активы и оборудования к установке.
В связи с исключением евро из корзины иностранных валют с 12 декабря 2022 г. с целью снижения расчетных рисков изменился порядок проведения расчетов в евро по итогам биржевых торгов на БВФБ.
Высший Евразийский экономический совет на заседании 9 декабря в Бишкеке принял решение о создании нового формата финансирования проектов промышленной кооперации.
Нацбанк Беларуси с 12 декабря исключает евро из корзины иностранных валют. В связи с исключением евро из корзины иностранных валют с целью снижения расчетных рисков изменяется с 12 декабря 2022 г. порядок проведения расчетов в евро по итогам биржевых торгов на БВФБ. При этом проведение торгов евро на БВФБ продолжится, а официальный курс белорусского рубля к евро будет устанавливаться на основании информации о кросс-курсе евро к доллару США на международных финансовых рынках.
Весь опыт нашей работы и испытания, которые мы выдержали, по праву дают нам основание на внеочередное присвоение такого пояса. Прохождение многочисленных испытаний прошлых лет не могло не подготовить нас к быстрой и осознанной тактике поведения при внезапных новых шоках. Не опускаем руки! Как сказал наш коллега при возникновении перед ним мегаогромной новой задачи, «мамонта надо есть по частям, иначе не осилить». Готовимся заложить в 2023 году рост ставок всех налогов без малейшего увеличения цен на продукцию.
Рассмотрим особенности управленческого учета на основе движения продукта по стадиям производственного цикла, идентифицированным с местами возникновения и носителями затрат. В качестве основного элемента выступают процессы калькулирования «основного» и добавочных ресурсов, промежуточного и конечного продуктов в целях управления затратами по мере их нарастания в ходе прохождения по технологическим операциям, установленным технологией и организацией производства.
Проектом изменений в
Налоговый кодекс на 2023 год предложено пересмотреть размеры некоторых налоговых вычетов, а также суммы различных выплат, которые не облагаются подоходным налогом. Текст изменений был принят в первом чтении Палатой представителей и теперь его должен принять Совет Республики и подписать Александр Лукашенко. Мы предупреждаем: для более точного планирования и бюджетирования 2023 года нужно подождать финальную версию кодекса в официальном опубликовании.
Официально заявлено, что необходимость подготовки новаций в
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» вызвана «изменением стиля и методов работы контролирующих (надзорных) органов с учетом смещения акцента в контрольной (надзорной) деятельности на превентивный характер ее проведения». Рассмотрим, что изменится с принятием новаций.
После прекращения действия белорусско-украинского межправительственного
Соглашения об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество ко всем доходам резидентов Беларуси на территории Украины будет применяться общая, а не льготная ставка. Для всех доходов белорусских компаний и физлиц, которые они получают в Украине, она составит 15 % вместо ранее предусмотренных соглашением 10 %. В свою очередь, резиденты Украины, которые и дальше будут работать в нашей стране, будут платить налоги и в украинский, и в белорусский бюджет.
Снижение себестоимости продукции позволяет достигнуть наибольшего эффекта с наименьшими затратами. Именно поэтому развитие и совершенствование методов учета затрат и калькулирования себестоимости являются актуальными и становятся центральными в системе производственного учета. В статье рассмотрены современные методы учета затрат и калькулирования себестоимости, предложена авторская методика на основе синтеза таргет-костинга и кайзен-костинга. Данная методика имеет практическую значимость и позволяет решить проблему оптимизации затрат на основе современных методов учета.
Проблема учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг в сфере интернет-технологий вызывает необходимость употребления специальных счетов. Для этой отрасли характерны свои особенности «гоал-костинг», основанной на двух методах учета затрат и калькулирования себестоимости продукции — таргет-костинге и кайзен-костинге. Автором предлагается осуществлять постепенное снижение затрат на этапе производства продукции и оказания услуг, так как благодаря этому достигается необходимый уровень себестоимости и обеспечивается прибыльность.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 692 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от
17 марта 2016 г. № 206 и от
15 июня 2019 г. № 395» к участникам процедур государственных закупок независимо от предмета государственной закупки установлены новые дополнительные требования.
Рассмотрим основные новации
Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности». С 2023 года расширятся круг организаций, обязанных составлять бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность в соответствии с МСФО, применение этих стандартов организациями банковского сектора при ведении бухучета и составлении отчетности, приведение законодательства по вопросам бухучета и отчетности в соответствие с другими законодательными актами. Вводится обязанность общественно значимых организаций размещать на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг свою годовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по этой отчетности.
Предоставление исполнения третьим лицом кредитору за должника является результатом современных деловых операций, в которых не могут существовать отношения только двух лиц, а функционирование экономической жизни зачастую может зависеть также и от третьего лица. Можно ли предусмотреть ответственность за возложение исполнения обязательства на третье лицо? Является ли возложение исполнения обязательства на третье лицо сделкой? Какие могут возникнуть последствия в случае признания возложения недействительным?
При обращении с иском в суд для исключения участника из состава общества необходимо доказать один из следующих фактов: грубое нарушение участником общества своих обязанностей либо препятствие своими действиями (бездействиями) деятельности данного общества (
ст. 103 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах») (далее — Закон). По общему правилу обязанности участников общества закреплены в
Гражданском кодексе Республики Беларусь, а также в
ст. 13 Закона.
Специфика договора страхования такова, что при наступлении страхового случая обе стороны могут оказаться как в положении должника, так и кредитора. Понятийным признаком договора страхования является синаллагма, состоящая из взаимных обязательств по предоставлению: страховщиком — страховой выплаты управомоченному лицу при наступлении страхового случая, страхователем — страхового взноса страховщику.
В случае завышения фактического объема работ, расценок, норм расхода материалов, выявленных контролирующими органами в ходе проверки, полученные бюджетные денежные средства будут расценены как незаконно полученные и подлежащие возмещению в бюджет. В качестве доказательств по таким видам дел могут быть использованы предписания комитета государственного контроля, заключения и пояснения экспертов, информация, полученная при проведении проверок третьих лиц.
Вносятся изменения в статьи
Гражданского кодекса, регламентирующие вопросы правового регулирования хозяйственной деятельности, в том числе порядка регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Юрлица некоторых организационно-правовых форм смогут действовать на основании типового устава, утвержденного Правительством. Кроме того, предлагается исключить необходимость указания в учредительных документах предмета деятельности юридического лица. В проекте ГК появилась возможность признания государственной регистрации юрлица недействительной.
Документом предусмотрено смягчение условий инициирования несостоятельности самим предприятием для своевременного перехода в стадию санации (не дожидаясь крайне неудовлетворительной структуры баланса, закредитованности, роста пеней, штрафов и неустоек, обращения взысканий на активы и деления единого производственного комплекса). Руководитель получает право обратиться в суд, чтобы объявить предприятие несостоятельным, в случае отсутствия средств на счетах для оплаты долгов (в настоящее время необходимо находиться в состоянии неплатежеспособности в течение года).
Подготовлен проект постановления «Об изменении
постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6». Документом предусмотрено внесение изменений в
Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.
Директива № 10 заложила направление на принятие новой системы регулирования цен, которая теперь отражена в
постановлении Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен». Заместитель Министра МАРТ Нина Емельянова 26 октября на заседании в министерстве сказала, что так как
Директива № 10 действует, то она по-прежнему запрещает повышение цен на все товары, работы, услуги, в том числе не указанные в
Постановлении № 713. Разъяснений и толкований норм новой ценовой политики будет еще очень много. Работы и рисков прибавляется, делаем письменные запросы и ждём!
Многие предприятия и предприниматели столкнулись с ситуацией, когда арендодатель в связи с отвязкой договоров аренды от определения стоимости арендной платы в зависимости от курса доллара США предлагает пересмотреть стоимость арендной платы, значительно увеличив ее размер, в противном случае требует освободить занимаемое помещение, а арендатор не имеет ни технической, ни финансовой возможности освободить арендуемое помещение в связи с налаженным производственным процессом, приостановка которого нанесет значительные финансовые убытки.