Одной из досудебных процедур разрешения налоговых споров, в том числе при разрешении вопросов о применении международных договоров об избежании двойного налогообложения, в международной практике является взаимосогласительная процедура. Например, в Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество тоже содержится
ст. 22 «Взаимосогласительная процедура».
С 2024 года срок использования результатов независимой оценки недвижимости ограничивается пятью годами. Начиная со второго года рыночная стоимость капитального строения будет ежегодно индексироваться с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за соответствующие годы, предшествующие году исчисления налога. Граждане могут ежегодно представлять новое заключение о независимой оценке рыночной стоимости капитального строения (здания, сооружения), составленное аттестованным оценщиком.
Со следующего года хотят поднять сумму превышения расходов над доходами до 1500 базовых величин, чтобы налоговые органы стали запрашивать пояснения об источниках доходов (сейчас эта сумма составляет 1000 БВ). Что касается физических лиц, чей доход за календарный год превысит Br200 тыс., ставка налога может составить 25% с суммы превышения. А для «новых» (до трех лет) транспортных средств «повышенной комфортности» транспортный налог поднимут сразу в 10 раз.
В проекте закона «Об изменении
Налогового кодекса Республики Беларусь» есть ряд важных поправок, которые касаются налога на профессиональный доход. Например, с 1 января не будут признаваться объектом обложения НПД доходы, полученные физлицами от выполнения ими работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиками являются лица, бывшие их нанимателями менее 3 лет назад.
Бюджетируя 2024 год, обратите внимание, что планируемые статьи амортизации и отчисления налогов, особенно налога на недвижимость, могут существенно измениться. Вносятся изменения в
Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке»
В феврале этого года Евросоюз включил Россию в обновленный список юрисдикций, не сотрудничающих с ЕС для целей налогообложения. Минфин России приказом от 05.06.2023 № 86н с 1 июля расширил перечень с 40 до 91 страны, предоставляющих льготный режим налогообложения или не раскрывающих информацию при проведении финансовых операций. В списке появились юрисдикции, в которых номинальная ставка налога на прибыль выше, чем в РФ.
16 сентября вступил в силу
Указ Президента Республики Беларусь № 285 «О специальных счетах» (далее — Указ № 285), который определяет особенности получения иностранными участниками и собственниками имущества прибыли и дивидендов от юрлиц Беларуси. Указ № 285 принят в развитие положений
Закона Республики Беларусь от 12.07.2023 № 280-З «О применении специальных ограничительных мер» для уточнения порядка применения специальной меры в виде «установления ограничений на совершение финансовых операций».
При каких обстоятельствах выплаченные суммы пособий и пенсий подлежат возмещению в бюджет фонда? Что обозначает понятие «обратные требования (регресс)»? К кому он может быть предъявлен? Какой порядок представления в органы Фонда социальной защиты населения сведений для реализации права обратного требования (регресса) по возмещению выплаченных сумм?
Государственный таможенный комитет информирует об основных изменениях, внесенных в
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 «О задержанных товарах и обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин», в связи с принятием
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2023 № 476.
Указом Президента России от 8 августа 2023 г. приостановлено действие отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с недружественными странами. Список из 38 стран включает США, страны ЕС (в том числе Кипр и Мальту), Австралию, Сингапур, Канаду, Британию, Новую Зеландию, Японию. Так как Указ вступил в силу с момента подписания, это означает, что уже с 8 августа 2023 г. положения приостановленных статей применяться не могут.
Согласно ч. 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из рассмотренных в статье оснований.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2023 № 389 «Об изменении
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 951» вступило в силу с 21 июня 2023 г.
Постановлением Министерства по налогам и сборам от 15.05.2023 № 19 утверждена
Инструкция о порядке отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к неактивным плательщикам.
С 1 января 2023 г. введены некоторые особенности определения налоговой базы НДС при реализации товаров, предметов лизинга и основных средств. Рассмотрим эти изменения подробнее.
Совместным
письмом от 19.05.2023 № 2-2-15/01535/5-1-23/15822/10-1-30/6482/6-3/1 разъяснен порядок исчисления в 2023 году по земельным участкам, на которых отсутствуют капитальные строения, земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, с применением повышающего коэффициента 3.
Предоставление займа относится к анализируемой сделке, если его сумма и сумма иных сделок с резидентом СЭЗ (если помимо займа были иные виды сделок, сумма займа и сумма иных сделок суммируются) в календарном году превышает 400 000 белорусских рублей (2 000 000 белорусских рублей — для организации, включенной в перечень крупных плательщиков), определенная с применением положений
главы 11 НК.
По сути,
Указ не затрагивает льгот и преференций, установленных Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», то есть все они продолжают действовать. При этом предпоследний абзац
п. 2.8 Указа конкретизирует, что льготы по платежам в ФСЗН распространяются и на ИП — резидентов ПВТ. В Декрете № 8 прямо такой нормы прописано не было, хотя это и подразумевалось.
10 апреля подписан
Указ № 98, которым в новой редакции излагается
Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации». Основные положения Указа вступают в силу через три месяца. Рассмотрим новации методологии.
За последние годы налоговая служба концептуально изменила подходы в проведении налогового контроля, повсеместно используя современные технологии, возможности продвинутой аналитики и риск-ориентированного подхода. Рассмотрим примеры.
В ЕС существуют два списка: «черный», в который включены страны, где международные налоговые стандарты не соблюдаются, государства не кооперируют с ЕС по налоговым вопросам, и «серый», куда входят юрисдикции, которые взяли на себя обязательства по корректировке своей налоговой политики. Включение в такой список не сулит ничего хорошего «новобранцам» и их иностранным партнерам.
Организации при приобретении товаров (работ, услуг) у физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, должны учитывать ряд важных аспектов. Министерство по налогам и сборам по вопросу учета при налогообложении прибыли расходов организации, связанных с приобретением ею у физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, товаров (работ, услуг), разъясняет.
Министерство по налогам и сборам подготовило новые рекомендации по вопросам налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. Внимание!
Письмо МНС от 29.04.2021 № 4-2-15/00981 не подлежит применению за отчетные (налоговые) периоды 2023 года и далее.
Министерство по налогам и сборам в связи с возникающими на практике вопросами, касающимися предоставления физическими лицами жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания, а также сдачи имущества в аренду, разъясняет.
Пересмотр отдельными нанимателями трудовых обязанностей работников либо сокращение их должностных обязанностей с последующим заключением гражданско-правовых договоров на предмет той же самой работы является подменой трудовых отношений. Применение этими работниками НПД неправомерно.
С 1 января 2023 г. индивидуальные предприниматели, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юрлиц и выполняют функции руководителей этих юрлиц, исключены из круга лиц, имеющих право добровольно уплачивать взносы в бюджет фонда. Это означает, что вышеуказанные категории физлиц, также как и все остальные категории физлиц, самостоятельно уплачивающих взносы в бюджет фонда, обязаны уплачивать указанные взносы за периоды осуществления в отчетном году предпринимательской деятельности.
Корректировки предусматривают исключение из Указа № 16 нормативных правовых предписаний, которые перенесены в обновленный Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (приняты 28 июня 2022 г.) и вступили в силу с 1 января 2023 г. Кроме того, уточняются особенности функционирования специального счета ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» и использования поступающих на него денежных средств.
Департамент по санации и банкротству Министерства экономики разъяснил ключевые изменения в
Налоговом кодексе с 1 января 2023 г. и их влияние на условия работы антикризисных управляющих.
Субъекты хозяйствования в случае необходимости отсрочки, рассрочки тех или иных налогов подают заявление в местные органы власти, которые могут принять решение об отсрочке и рассрочке по налогам, чтобы дать возможность субъектам хозяйствования в краткосрочный период нарастить объемы и в дальнейшем своевременно погасить налоги.
Для белорусских организаций, включая применяющих упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2023 вводится обязанность исчисления и уплаты НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных индивидуальных предпринимателей, не состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь в качестве таковых.
Указом № 459 с 1 января 2023 г. внесены изменения в
Указ от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».
Согласно новым правилам при трансграничной покупке услуги в электронной форме на территории ЕАЭС обложение НДС будет происходить по месту нахождения покупателя. До этого не было общего подхода по данному вопросу, что приводило к двойному налогообложению или к ситуации, когда такая коммерческая деятельность не облагалась налогом ни в одном из государств-членов.
Проектом изменений в
Налоговый кодекс на 2023 год предложено пересмотреть размеры некоторых налоговых вычетов, а также суммы различных выплат, которые не облагаются подоходным налогом. Текст изменений был принят в первом чтении Палатой представителей и теперь его должен принять Совет Республики и подписать Александр Лукашенко. Мы предупреждаем: для более точного планирования и бюджетирования 2023 года нужно подождать финальную версию кодекса в официальном опубликовании.
Официально заявлено, что необходимость подготовки новаций в
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» вызвана «изменением стиля и методов работы контролирующих (надзорных) органов с учетом смещения акцента в контрольной (надзорной) деятельности на превентивный характер ее проведения». Рассмотрим, что изменится с принятием новаций.
После прекращения действия белорусско-украинского межправительственного
Соглашения об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество ко всем доходам резидентов Беларуси на территории Украины будет применяться общая, а не льготная ставка. Для всех доходов белорусских компаний и физлиц, которые они получают в Украине, она составит 15 % вместо ранее предусмотренных соглашением 10 %. В свою очередь, резиденты Украины, которые и дальше будут работать в нашей стране, будут платить налоги и в украинский, и в белорусский бюджет.