Совместным
письмом от 19.05.2023 № 2-2-15/01535/5-1-23/15822/10-1-30/6482/6-3/1 разъяснен порядок исчисления в 2023 году по земельным участкам, на которых отсутствуют капитальные строения, земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, с применением повышающего коэффициента 3.
Предоставление займа относится к анализируемой сделке, если его сумма и сумма иных сделок с резидентом СЭЗ (если помимо займа были иные виды сделок, сумма займа и сумма иных сделок суммируются) в календарном году превышает 400 000 белорусских рублей (2 000 000 белорусских рублей — для организации, включенной в перечень крупных плательщиков), определенная с применением положений
главы 11 НК.
По сути,
Указ не затрагивает льгот и преференций, установленных Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», то есть все они продолжают действовать. При этом предпоследний абзац
п. 2.8 Указа конкретизирует, что льготы по платежам в ФСЗН распространяются и на ИП — резидентов ПВТ. В Декрете № 8 прямо такой нормы прописано не было, хотя это и подразумевалось.
10 апреля подписан
Указ № 98, которым в новой редакции излагается
Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации». Основные положения Указа вступают в силу через три месяца. Рассмотрим новации методологии.
За последние годы налоговая служба концептуально изменила подходы в проведении налогового контроля, повсеместно используя современные технологии, возможности продвинутой аналитики и риск-ориентированного подхода. Рассмотрим примеры.
В ЕС существуют два списка: «черный», в который включены страны, где международные налоговые стандарты не соблюдаются, государства не кооперируют с ЕС по налоговым вопросам, и «серый», куда входят юрисдикции, которые взяли на себя обязательства по корректировке своей налоговой политики. Включение в такой список не сулит ничего хорошего «новобранцам» и их иностранным партнерам.
Организации при приобретении товаров (работ, услуг) у физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, должны учитывать ряд важных аспектов. Министерство по налогам и сборам по вопросу учета при налогообложении прибыли расходов организации, связанных с приобретением ею у физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, товаров (работ, услуг), разъясняет.
Министерство по налогам и сборам подготовило новые рекомендации по вопросам налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. Внимание! Письмо МНС от 29.04.2021 № 4-2-15/00981 не подлежит применению за отчетные (налоговые) периоды 2023 года и далее.
Министерство по налогам и сборам в связи с возникающими на практике вопросами, касающимися предоставления физическими лицами жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания, а также сдачи имущества в аренду, разъясняет.
Пересмотр отдельными нанимателями трудовых обязанностей работников либо сокращение их должностных обязанностей с последующим заключением гражданско-правовых договоров на предмет той же самой работы является подменой трудовых отношений. Применение этими работниками НПД неправомерно.
С 1 января 2023 г. индивидуальные предприниматели, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юрлиц и выполняют функции руководителей этих юрлиц, исключены из круга лиц, имеющих право добровольно уплачивать взносы в бюджет фонда. Это означает, что вышеуказанные категории физлиц, также как и все остальные категории физлиц, самостоятельно уплачивающих взносы в бюджет фонда, обязаны уплачивать указанные взносы за периоды осуществления в отчетном году предпринимательской деятельности.
Корректировки предусматривают исключение из Указа № 16 нормативных правовых предписаний, которые перенесены в обновленный Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (приняты 28 июня 2022 г.) и вступили в силу с 1 января 2023 г. Кроме того, уточняются особенности функционирования специального счета ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» и использования поступающих на него денежных средств.
Департамент по санации и банкротству Министерства экономики разъяснил ключевые изменения в
Налоговом кодексе с 1 января 2023 г. и их влияние на условия работы антикризисных управляющих.
Субъекты хозяйствования в случае необходимости отсрочки, рассрочки тех или иных налогов подают заявление в местные органы власти, которые могут принять решение об отсрочке и рассрочке по налогам, чтобы дать возможность субъектам хозяйствования в краткосрочный период нарастить объемы и в дальнейшем своевременно погасить налоги.
Для белорусских организаций, включая применяющих упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2023 вводится обязанность исчисления и уплаты НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных индивидуальных предпринимателей, не состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь в качестве таковых.
Указом № 459 с 1 января 2023 г. внесены изменения в
Указ от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».
Согласно новым правилам при трансграничной покупке услуги в электронной форме на территории ЕАЭС обложение НДС будет происходить по месту нахождения покупателя. До этого не было общего подхода по данному вопросу, что приводило к двойному налогообложению или к ситуации, когда такая коммерческая деятельность не облагалась налогом ни в одном из государств-членов.
Проектом изменений в
Налоговый кодекс на 2023 год предложено пересмотреть размеры некоторых налоговых вычетов, а также суммы различных выплат, которые не облагаются подоходным налогом. Текст изменений был принят в первом чтении Палатой представителей и теперь его должен принять Совет Республики и подписать Александр Лукашенко. Мы предупреждаем: для более точного планирования и бюджетирования 2023 года нужно подождать финальную версию кодекса в официальном опубликовании.
Официально заявлено, что необходимость подготовки новаций в
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» вызвана «изменением стиля и методов работы контролирующих (надзорных) органов с учетом смещения акцента в контрольной (надзорной) деятельности на превентивный характер ее проведения». Рассмотрим, что изменится с принятием новаций.
После прекращения действия белорусско-украинского межправительственного
Соглашения об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество ко всем доходам резидентов Беларуси на территории Украины будет применяться общая, а не льготная ставка. Для всех доходов белорусских компаний и физлиц, которые они получают в Украине, она составит 15 % вместо ранее предусмотренных соглашением 10 %. В свою очередь, резиденты Украины, которые и дальше будут работать в нашей стране, будут платить налоги и в украинский, и в белорусский бюджет.
Используемый в настоящее время метод оценки предложений при проведении процедур закупок (основанный только на оценке цены предложения) требует своего совершенствования в части учета влияния предложений на результаты бухгалтерского учета. В статье приведен алгоритм оценки стоимости предложений проводимых процедур закупок в зависимости от действующих условий деятельности компании-покупателя, который основывается на оценке показателей: [цена без НДС] / [цена с НДС] соответственно, на примере компании, занимающейся продажей канцелярских товаров.
Памятка по вопросу отнесения отдельных видов деятельности, осуществляемых ИП, к работам или услугам в целях применения УСН (письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 21.06.2022 № 6-2-04/00919).
Есть над чем задуматься: в 2022 году участники рынка информационных технологий в России получили беспрецедентные привилегии. Организации — резиденты РФ освобождаются от налога на прибыль, страховые взносы на заработную плату снижаются почти в 4 раза, а по многим налогам предоставляется отсрочка. Кроме того, продажа включенных в реестр программных продуктов и баз данных освобождается от НДС.
Применение
п. 4 ст. 33 НК на практике вызывало сложности, поскольку налогоплательщики и контролирующие органы часто по-разному оценивали первичную цель хозяйственной операции. В развитие этих изменений
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2022 № 465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций» установлены основания для отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, по которым может быть применена корректировка налоговой базы или сумм налогов по абз. 3
п. 4 ст. 33 НК.
Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством по налогам и сборам с учетом подходов, согласованных с Советом Министров Республики Беларусь, письмом от 06.06.2022 № 03-01-03/4966/2-1-10/03406 разъяснен порядок налогообложения НДС услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2022 № 324 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» внесены изменения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь. Постановление вступило в силу 28 мая 2022 г. Для обоснования налоговой льготы по транспортному налогу негосударственные организации должны уведомить налоговую инспекцию о консервации транспортных средств (далее — ТС), госорганизации — представить копию акта о консервации.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с поступающими запросами индивидуальных предпринимателей, касающимися включения в состав расходов амортизационных отчислений от стоимости основных средств, приобретенных ранее ими как физическими лицами, в том числе полученных в результате дарения, а также приобретенных (сооруженных) индивидуальными предпринимателями в период применения особых режимов налогообложения, разъясняет.
Министерство финансов Республики Беларусь предлагает с 1 января 2023 г. установить новую методику, при этом будет признано утратившим силу
постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций».
Постановлением № 304/12 срок обязательного использования кассового оборудования для приема наличных денежных средств при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах установлен с 1 января 2023 г.
Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь дано разъяснение по актуальным вопросам включения в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов на рекламу.
Министерство по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь разъясняет порядок применения инвестиционного вычета в 2022 году с учетом изменений и дополнений, внесенных в
подпункт 2.2 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Для определения выручки (дохода) должна использоваться финансовая отчетность компаний после применения отдельных корректировок для целей налогообложения. В частности, не должны учитываться дивиденды, прирост капитала, не вычитаемые для целей налогообложения расходы, а также доходы от международных перевозок. При расчете налога, подлежащего уплате, необходимо включать в налогооблагаемую базу налог на доход (прибыль), налоги у источника и налоги. Косвенные и зарплатные налоги, а также налоги на имущество в расчет не включаются.
Станет возможно применять международный принцип «исчерпания» прав на товарный знак, а наказание за параллельный импорт отменяется. Согласно этому принципу после первой продажи оригинального товара в любой стране мира его можно перепродавать где угодно, в том числе без разрешения владельца марки. Так называемое правило «первой продажи» с некоторыми оговорками действует, например, в США.
Вывозные таможенные пошлины являются одним из видов таможенных платежей в соответствии с
п. 1 ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Указанный вид таможенного платежа отнесен к республиканским налогам, сборам (пошлинам) согласно
ст. 8 Налогового кодекса Республики Беларусь. Рассмотрим особенности регулирования в 2022 году.
Подготовлен проект положений, которые могут быть имплементированы в налоговое законодательство и направлены на пролонгирование существующих налоговых преференций в сфере коллективных инвестиций до 1 января 2031 г.
Рассмотрим вопросы исчисления части прибыли (дохода) в соответствии с
Указом от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с поступающими запросами плательщиков, касающимися применения УСН при осуществлении лесозаготовок, распиловки, строгания и пропитки древесины, геодезической и картографической деятельности, сообщает.
Термины гражданского права и других отраслей права, используемые в Налоговом кодексе, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено Налоговым кодексом (пункт 1 статьи 13 Налогового кодекса). В
пункте 2 статьи 13 Налогового кодекса содержатся определения терминов «работа» и «услуга».
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с принятием
Закона Республики Беларусь от 31.12.2021 № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон)
письмом от 21.01.2022 № 3-1-8/00179 разъяснило, чем следует признавать те или иные виды деятельности, работой или услугой, для целей применения УСН в 2022 году. Примеры деятельности, классифицируемой для целей налогообложения как работа или услуга, приведены в
приложениях 1 и
2 к письму.
В новом
Законеот 31 декабря 2021 г. № 141-З "Об изменении законов по вопросам налогообложения" есть очень важный момент, который касается всех белорусов как физических лиц, — появилась
статья 731. И согласно этой статье налоговая может проверить доходы и расходы каждого человека за период 10 лет и более. Если расходов будет больше, чем доходов, то тогда начисляется подоходный налог по повышенной ставке — 20%.
В статье рассматривается проблема минимизации затрат в производственном процессе. Анализируются используемые методы управления затратами в Беларуси и за рубежом, а также проблемы их применения.
Проблема принятия стратегически верных решений по ведению и развитию бизнеса для промышленных предприятий, работающих в условиях экономической нестабильности, особенно актуальна. Обеспечение желаемого уровня прибыльности, конкурентоспособности предприятия во многом связано с уровнем производственных затрат, а именно с их эффективным регулированием и прогнозированием. На практике реализация этой задачи сталкивается с рядом трудностей, в частности, с отсутствием аналитических методик, отвечающих требованиям точности и объективности результатов анализа.
В ряде случаев принятие управленческих решений без учета влияния изменений в ценах и затратах на точку нулевой прибыли может повысить рискованность деятельности предприятия. Например, сокращение постоянных расходов вопреки обычной трактовке может увеличить границу безубыточности и уровень риска, связанного с эффектом операционного рычага.
«Законопроект предусматривает реформирование системы малого и среднего предпринимательства. Его главная цель — упорядочение предпринимательской деятельности, что позволит создать конкурентную среду между различными организационно-правовыми формами малого бизнеса, поставить их во взаимовыгодные условия. Законопроект предусматривает планомерный переход от индивидуальных предпринимателей к юридическим коммерческим организациям малым и средним. В малых предусматривается, что будет работать до 100 человек включительно, в средних — до 250 человек. Реформирование предусмотрено на длительный срок».
В апрельском номере журнала «Финансовый директор» мы уже акцентировали внимание на изменениях в
Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах», внесенных
Законом Республики Беларусь от 07.04.2023 № 261-З. Сейчас предлагаем комментарий НЦЗПИ о рекомендательном характере письменных разъяснений применения нормативных правовых актов.
Рассмотрим принцип алгоритма анализа рентабельности активов на основе модели Дюпона: три основные формулы для расчета модели, зависящие от количества факторов, которые используются при анализе рентабельности собственного капитала.