Итоги международной конференции «Взаимодействие государства и бизнеса в странах ЕС и ЕАЭС» |
1–2 ноября в Минске состоялась Международная конференция «Взаимодействие государства и бизнеса в странах ЕС и ЕАЭС», организованная Фондами Конрада Аденауэра, CIVITTA, Compass, и Либеральным клубом.
В мероприятии приняли участие как академические эксперты, так и практикующие GR-специалисты из стран ЕАЭС (Беларуси, России и Казахстана) и Евросоюза (Германии и Швеции), а также представители бизнеса и деловых ассоциаций, работающих в Беларуси.
Европейский союз является вторым по значимости торговым партнером Республики Беларусь, на долю которого приходится почти треть общего товарооборота страны. Поэтому экономическое сотрудничество между Беларусью и странами ЕС играет важную роль в развитии и расширении белорусско-европейских отношений С другой стороны, Беларусь является членом Евразийского экономического союза, в состав которого входят важнейшие торговые партнеры страны.
Знание, понимание и применение инструментов государственно-частного диалога имеют важное значение для развития экономических отношений как в странах ЕС, так и ЕАЭС.
В обоих регионах наблюдается тенденция к формализации государственно-частных контактов: в то время, как в России и Украине проводятся новые деловые форумы для структурирования диалога между бизнесом и государством, Европарламент устанавливает новые правила для лоббистов, а Германия утверждает проведение IT- форума и ежегодного форума по вопросам здравоохранения.
На панельной дискуссии "Новые инструменты диалога бизнеса и государства: российский опыт" с презентацией доклада выступил заместитель заведующего кафедрой политической теории, вице-президент Национальной GR-Лиги А.А. Дегтярёв.
На панельной дискуссии "Вызовы и возможности для белорусских компаний на рынках ЕС и ЕАЭС" Роман ОСИПОВ, директор инвестиционной компании ЮНИТЕР высказал следующие тезисы: «За рубеж наш бизнес выходит мало. Представленные там компании – в основном торговые фирмы. Белорусские производители создают их либо в форме совместных предприятий, либо со 100%-ным капиталом – они занимаются поддержкой продаж.
Большинство схем реализуется на российском рынке, частично – на украинском. Российский рынок всегда являлся традиционным рынком сбыта наших товаров, но мы замечаем, что многие ставят задачу диверсификации сбыта и увеличения доли нероссийского рынка. Наблюдается и рост объемов экспорта продукции деревообработки в ЕС, но там преимущественно государственные компании.
Если говорить о том, почему белорусский бизнес мало инвестирует за рубеж, – есть несколько причин.
Основная масса экспортеров – государственные предприятия. Они имеют достаточно консервативный подход в управлении. И вопрос их слабой конкурентоспособности связан именно с этим.
В управление практически не внедряются современные технологии. Кроме того, инициатива госпредприятий достаточно приземленная. Часто директору госпредприятия легче вообще ничего не делать, чем делать что-то. А государственный сектор, к слову, занимает у нас 60% в экономике… Это в первую очередь касается создания сборочных и промышленных производств за рубежом. Да и как наш государственный завод может купить компанию за границей, я слабо себе представляю.
Относительно того, почему частный сектор мало инвестирует. В его структуре основная масса сосредоточена в сегментах, связанных с обслуживанием внутреннего рынка. Доля частного бизнеса в производственном экспортном направлении очень низка. Поэтому и количество таких инвестиций не создает какой-то системной модели продвижения белорусского бизнеса за рубеж. Единственное исключение – сфера услуг, связанных с современными технологиями. Это аутсорсинг бизнес-процессов, IT- аутсорсинг и т.д.
Что касается инвестиций в Беларусь, отмечу следующее. Инвестор всегда просчитывает, какую получит прибыль от вложения. Например, в Беларуси для него оптимальная доходность – 15% годовых. Это значит, что он купил завод за 100 млн USD и должен получить с него прибыль в 15 млн USD, за 7 лет окупив инвестиции. Если такого эффекта нет – инвестору сложно будет расстаться с деньгами.
Почему инвесторы не «заходят» в производственные отрасли: шин, машин и т.д.? А есть ли там такая доходность, особенно с учетом предлагаемой цены покупки и дополнительной нагрузки, которая ложится на инвестора? И третий вопрос – готова ли Беларусь действительно продавать предприятия?
Если говорить о реальных инвестициях, то это деревообработка. «Кроноспан», который вложил 900 млн USD – явный пример того, что, если есть реальная возможность заработать, инвесторы приходят и зарабатывают».
На панельной дискуссии "Оценка потребностей: как расширить возможности для диалога бизнеса и государства для белорусских компаний?" Жанна ТАРАСЕВИЧ, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. М. Кунявского на вопрос: "Что нужно для того, чтобы бизнес был услышан?" ответила: "Диалог должен перейти в партнерство, где обе стороны должны не бояться брать на себя обязательства".
<...>