Нацбанк Беларуси заявляет о расширении своих полномочия |
Для поддержания ценовой стабильности — сохранения покупательной способности белорусского рубля — Нацбанк подготовил предложения по расширению своих функций в части осуществления денежно-кредитной политики. Сейчас они проходят согласование с заинтересованными госорганами. Об этом сообщил заместитель председателя правления Национального банка Сергей Калечиц на встрече с депутатами Палаты представителей.
По словам специалиста, основная задача — снижение негативных инфляционных ожиданий в обществе, которые почти в два раза сегодня превышают фактическую инфляцию. Такие ожидания подталкивают к росту цен.
В международной практике наиболее эффективным инструментом для этого является так называемый режим таргетирования инфляции. Отличительная его черта — прозрачное определение целей денежно-кредитной политики, ее открытость для всех экономических агентов, что способствует формированию благоприятных ожиданий населения и рынка.
— Этот режим успешно используется в обеспечении низкой предсказуемой инфляции не только в развитых странах, таких как Норвегия, Швеция, Канада, но и в развивающихся — например, в Польше, Чехии. На этот режим сегодня перешли около 40 стран, на них приходится около трети мирового ВВП, — отметил Сергей Калечиц.
Для удержания умеренного уровня инфляции переход к такому режиму будет осуществляться и в нашей стране. В числе предполагаемых мер — установление гибкого курсообразования.
В целях снижения уровня административного воздействия на экономику сейчас ведется работа над новой редакцией закона о валютном регулировании. В нем предусматривается снятие ограничений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала для физических лиц, а также на открытие счетов юрлицами в иностранных банках.
— Последовательные усилия по девалютизации экономики также дают результаты. Доля валютной составляющей в широкой денежной массе за последние три года снизилась почти на 15 процентных пунктов, хотя по-прежнему остается высокой — около 62%, — сообщил Сергей Калечиц.
По мнению представителя главного финансового регулятора страны, дальнейшее совершенствование законодательства требуется и в более широком плане. Необходимо внести определенные изменения в Банковский кодекс и Устав Нацбанка. Подготовленные Нацбанком предложения, которые проходят сейчас согласование, направлены на создание условий для режима инфляционного таргетирования.
В частности, предлагается устанавливать целевой показатель ценовой стабильности ежегодно на трехлетний период в виде допустимых границ его изменений. При таком механизме Нацбанк и правительство ежегодно до 1 октября будут вносить этот показатель на утверждение Президенту.
В перспективе видится целесообразным переходить и к прогнозу показателей социально-экономического развития бюджета страны на такой же трехлетний период.
Еще одна инициатива касается изменения порядка утверждения Основных авлений денежно-кредитной политики. Текущая практика не позволяет подробно описывать в них предполагаемые действия Нацбанка по выполнению возложенных на него функций.
Предлагается закрепить в законодательстве норму о предоставлении Нацбанку права самостоятельно принимать Основные направления денежно-кредитной политики на основе утверждаемого Президентом целевого показателя ценовой стабильности.
— Чтобы подробно обосновывать свои решения, Нацбанк должен обладать возможностью в быстро меняющейся обстановке оперативно доводить уточненные оценки для сведения экономических агентов. В этой связи предлагается законодательно закрепить возможность для Нацбанка осуществлять анализ и прогноз не только тенденций в денежно-кредитной сфере, но и в экономике в целом, — подчеркнул Сергей Калечиц.
Наряду с расширением функций предусматривается усиление ответственности председателя и членов правления Нацбанка за выполнение основной цели денежно-кредитной политики — ценовой стабильности.
— Эти предложения сформулированы на основании международного опыта тех стран, которые достигли значимого успеха в обеспечении низкого уровня инфляции в режиме инфляционного таргетирования. Основная цель принимаемых мер — долгосрочный рост благосостояния граждан, а для этого нужно удержать инфляцию на протяжении длительного времени на уровне 4-5%, что гораздо сложнее, чем резко снизить ее. Надеюсь, что уже скоро данные инициативы поступят в белорусский парламент, — считает заместитель председателя правления Нацбанка.
Что касается финансовой стабильности, то уже подготовлен проект указа Президента о мерах по ее обеспечению. Он также сейчас согласовывается с экономическими ведомствами страны. В документе впервые в Беларуси закрепляется понятие финансовой стабильности.
Под ней понимается состояние финансовой системы, при котором банки, другие организации, платежная система и рынок продолжают выполнять свои функции в случае дестабилизирующего воздействия внутренних и внешних факторов.
Согласно проекту указа, финансовую стабильность обеспечивает Национальный банк совместно с правительством. Они координируют взаимодействие на площадке Совета по финансовой стабильности.
Стабильность сохраняется за счет реализации мер, направленных на сокращение негативного влияния факторов внешней среды, таких как устойчивость платежного баланса, государственного бюджета, долга, финансового состояния предприятий и населения. Регуляторы финансового рынка должны получить достаточные полномочия для применения необходимых инструментов. В дальнейшем потребуется закрепление данных положений в Банковском кодексе республики.
Mlyn.by
По словам специалиста, основная задача — снижение негативных инфляционных ожиданий в обществе, которые почти в два раза сегодня превышают фактическую инфляцию. Такие ожидания подталкивают к росту цен.
В международной практике наиболее эффективным инструментом для этого является так называемый режим таргетирования инфляции. Отличительная его черта — прозрачное определение целей денежно-кредитной политики, ее открытость для всех экономических агентов, что способствует формированию благоприятных ожиданий населения и рынка.
— Этот режим успешно используется в обеспечении низкой предсказуемой инфляции не только в развитых странах, таких как Норвегия, Швеция, Канада, но и в развивающихся — например, в Польше, Чехии. На этот режим сегодня перешли около 40 стран, на них приходится около трети мирового ВВП, — отметил Сергей Калечиц.
Для удержания умеренного уровня инфляции переход к такому режиму будет осуществляться и в нашей стране. В числе предполагаемых мер — установление гибкого курсообразования.
В целях снижения уровня административного воздействия на экономику сейчас ведется работа над новой редакцией закона о валютном регулировании. В нем предусматривается снятие ограничений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала для физических лиц, а также на открытие счетов юрлицами в иностранных банках.
— Последовательные усилия по девалютизации экономики также дают результаты. Доля валютной составляющей в широкой денежной массе за последние три года снизилась почти на 15 процентных пунктов, хотя по-прежнему остается высокой — около 62%, — сообщил Сергей Калечиц.
По мнению представителя главного финансового регулятора страны, дальнейшее совершенствование законодательства требуется и в более широком плане. Необходимо внести определенные изменения в Банковский кодекс и Устав Нацбанка. Подготовленные Нацбанком предложения, которые проходят сейчас согласование, направлены на создание условий для режима инфляционного таргетирования.
В частности, предлагается устанавливать целевой показатель ценовой стабильности ежегодно на трехлетний период в виде допустимых границ его изменений. При таком механизме Нацбанк и правительство ежегодно до 1 октября будут вносить этот показатель на утверждение Президенту.
В перспективе видится целесообразным переходить и к прогнозу показателей социально-экономического развития бюджета страны на такой же трехлетний период.
Еще одна инициатива касается изменения порядка утверждения Основных авлений денежно-кредитной политики. Текущая практика не позволяет подробно описывать в них предполагаемые действия Нацбанка по выполнению возложенных на него функций.
Предлагается закрепить в законодательстве норму о предоставлении Нацбанку права самостоятельно принимать Основные направления денежно-кредитной политики на основе утверждаемого Президентом целевого показателя ценовой стабильности.
— Чтобы подробно обосновывать свои решения, Нацбанк должен обладать возможностью в быстро меняющейся обстановке оперативно доводить уточненные оценки для сведения экономических агентов. В этой связи предлагается законодательно закрепить возможность для Нацбанка осуществлять анализ и прогноз не только тенденций в денежно-кредитной сфере, но и в экономике в целом, — подчеркнул Сергей Калечиц.
Наряду с расширением функций предусматривается усиление ответственности председателя и членов правления Нацбанка за выполнение основной цели денежно-кредитной политики — ценовой стабильности.
— Эти предложения сформулированы на основании международного опыта тех стран, которые достигли значимого успеха в обеспечении низкого уровня инфляции в режиме инфляционного таргетирования. Основная цель принимаемых мер — долгосрочный рост благосостояния граждан, а для этого нужно удержать инфляцию на протяжении длительного времени на уровне 4-5%, что гораздо сложнее, чем резко снизить ее. Надеюсь, что уже скоро данные инициативы поступят в белорусский парламент, — считает заместитель председателя правления Нацбанка.
Что касается финансовой стабильности, то уже подготовлен проект указа Президента о мерах по ее обеспечению. Он также сейчас согласовывается с экономическими ведомствами страны. В документе впервые в Беларуси закрепляется понятие финансовой стабильности.
Под ней понимается состояние финансовой системы, при котором банки, другие организации, платежная система и рынок продолжают выполнять свои функции в случае дестабилизирующего воздействия внутренних и внешних факторов.
Согласно проекту указа, финансовую стабильность обеспечивает Национальный банк совместно с правительством. Они координируют взаимодействие на площадке Совета по финансовой стабильности.
Стабильность сохраняется за счет реализации мер, направленных на сокращение негативного влияния факторов внешней среды, таких как устойчивость платежного баланса, государственного бюджета, долга, финансового состояния предприятий и населения. Регуляторы финансового рынка должны получить достаточные полномочия для применения необходимых инструментов. В дальнейшем потребуется закрепление данных положений в Банковском кодексе республики.
Mlyn.by
<...>
Войдите в систему или
зарегистрируйтесь
Уже зарегистрированы? Тогда
авторизируйтесь!
Поделиться в соцсетях:
Читайте нас в Телеграм