Анализ сокращения инвестрасходов города Минска в 2016 году |
Для достижения поставленных целей необходимо эффективное планирование, но за последние десять лет не было ни одного бюджета ни страны ни города Минска, который бы не пришлось корректировать по ходу года. Всегда причиной являются «неблагоприятные внешние факторы», а не чрезмерный оптимизм чиновников. Из года в год они кропотливо работают над плановыми показателями, и из года в год показатели выполнять не удаётся.
Это касается всех аспектов жизни страны: начиная от глобальных экономических показателей и заканчивая вот такими частными случаями вроде Инвестиционной программы Минска на 2016 год. Недавно её пришлось «урезать». Изначально на капитальное строительство в Минске планировалось направить 1,1 млрд деноминированных рублей. Теперь – на 20% меньше.
Весь 2015 год чиновники внушали себе и обществу, что никакого кризиса нет, что экономика России оттолкнулась от дна и вот-вот потянет нас следом за собой в светлое будущее, где нет дешёвой нефти и заводов-банкротов. В таких условиях можно себе позволить потратить 303 млн рублей на ЖКУ и жилищное строительство, 227 млн – на строительство в транспортной сфере, 83 млн – строительство и реконструкцию школ и детских садов.
После того как наступила трезвая оценка реальности начали вносить коррективы. Затраты на ЖКУ и строительство жилья пришлось сократить до 207 млн, а на строительство школ и детских садов – до 43,3 млн. На первое место по объему финансирования внезапно вышел транспорт, национальную оборону вообще убрали из списка затрат, а деятельность правоохранительных органов отправили в самый конец списка.
В процентном соотношении по сокращению расходов лидером стала национальная оборона – её попросту убрали из списка. На 61,8% порезали финансирование судам и милиции. Стадионы, арены, дворцы и прочие получат на 49% меньше денег. Расходы на капитальное строительство в сфере здравоохранения почти не изменились – сокращение составило всего 1,1%.
На школы и детские сады после секвестра причитается почти в два раза меньше средств. ЖКУ, благоустройство города и жилищное строительство потеряло 31,7% финансирования. Культуру урезали примерно на треть. В целом чиновники просчитались на пятую часть от изначально запланированных расходов.
Единственная статья расходов, которая не претерпела ровным счетом никаких изменений – «прочие затраты». Формулировка очень обтекаемая, но на самом деле за ней кроется вполне конкретная цель: погашение кредитов (в том числе и ранее привлеченных) на финансирование инвестиционной программы.
Кризис кризисом, а по долгам платить нужно. Это людям можно сказать «денег нет, давайте экономить». С кредиторами такие аргументы не пройдут. А из-за того, что сильно ужали остальные статьи расходов, доля затрат на обслуживание кредитов в общем объёме финансирования программы выросла с 16 до 20%. То есть пятая часть инвестиционной программы – это не капитальное строительство, а платежи по долгам.
При подготовке текста использованы графики Ольги Евсеевой