Единый рынок туруслуг ввели в Беларуси, России и Казахстане |
С 1 декабря для трех стран-участниц Евразийского экономического союза — России, Беларуси и Казахстана — начал работать единый рынок туруслуг, передает портал Вести Экономика.
По решению № 7 Высшего евразийского экономического совета от 14 мая 2018 г., единый рынок услуг (ЕРУ) начинает действовать с 1 декабря 2019 г. для туркомпаний из России, Беларуси и Казахстана, отмечает портал profi.travel.
Туркомпании из Армении и Киргизии могут присоединиться к единому рынку при условии введения обязательного реестра поставщиков туруслуг.
Законодательная база России, Беларуси и Казахстана готова к переходу на единый рынок услуг. Армении и Киргизии необходимо внести ряд изменений в законы.
Единый рынок туруслуг предоставляет туркомпаниям возможность работать в трех странах без создания дополнительного юридического лица и внесения в реестр поставщиков услуг других стран. Разрешения, которое компания получила в своей стране, достаточно для работы. Однако туроператор обязан выполнять требования законодательства этих стран.
Так, в России для занятия туроператорской деятельностью компания обязана предоставить финансовые гарантии (страховые или банковские). Кроме того, туроператор выездного туризма обязан вступить в ассоциацию «Турпомощь», оплатить взносы в резервный фонд «Турпомощи» и фонд собственной ответственности туроператора.
В Казахстане компания по выездному туризму обязана предоставить банковскую гарантию и вступить в Систему гарантирования прав граждан Казахстана в области выездного туризма — Фонд «Туристик Камкор». При продаже турпакета компания обязана выдать туркод и предоставить страховку. Кроме того, туроператор может продать тур только через турагентства.
В Беларуси нет ассоциаций и фондов в области выездного туризма. В республике обсуждают поправки в закон «О туризме». Беларусь ведет с Россией переговоры о возможности гармонизации законодательства.
Россия и Казахстан также работают над внесением поправок в туристическое законодательство, но эти поправки не затронут основы единого рынка туруслуг.
Председатель правления Союза туриндустрии Беларуси Филипп Гулый считает, что перед введением единого рынка необходимо провести встречу основных отраслевых объединений и органов управления стран-участниц ЕАЭС.
«А дальше, исходя из целей каждого рынка, искать точки взаимовыгодного сотрудничества. И здесь базой для создания общих инструментов и отстаивания своих интересов на рынках третьих стран могут стать, как ни странно, общие трудности: доступ к дешевым финресурсам, особенности работы с рынком России, острая нехватка кадров, инвестиций и сервисов, а также недостаточно пока эффективные подходы к системе госуправления туризмом. Фундамент ЕАЭС — это, безусловно, российский отраслевой рынок, его емкость, турпотоки, потенциал, расположение, финансовые возможности, компенсационные и стимулирующие механизмы. И именно от примера отраслевой политики России зависит возможность надстроек и целостность самой структуры», - подчеркнул Гулый.
Российское законодательство в области туризма расценивают в других странах как ориентир, однако участники ЕАЭС не готовы признать его эталоном. Так, вызывает вопросы введение «Электронной путевки», в том числе и у российской туротрасли.
Глава Казахстанской туристской ассоциации Рашид Шайкенов уверен, что «у каждого нововведения есть как положительные, так и отрицательные стороны»: «В данном случае новая законодательная инициатива усилит конкурентную среду на нашем рынке, поскольку придут туркомпании из России или Беларуси. А работа казахстанских туроператоров на их рынках откроет дополнительные возможности для развития въездного туризма». Шайкенов полагает, что сильных потрясений из-за перехода на единый рынок туруслуг в Казахстане не случится, поскольку на рынке давно работают туркомпании из России и Киргизии.