О проблемах перехода на международную структуру счетов IBAN |
Переходный период, при котором клиенты банков могли бы иметь право предоставлять реквизиты для формирования платежных инструкций в формате, действующем до даты перехода на IBAN, не предусмотрен.
В связи с этим для обеспечения бесперебойного проведения расчетов после 04.07.2017 перед субъектами хозяйствования встала задача провести анализ заключенных договоров, принять меры по своевременному уведомлению контрагентов о новых банковских реквизитах, а также изменить информацию о банковских реквизитах контрагентов в корпоративных учетных системах.
На практике для компаний, оказывающих услуги (выполняющих работы) и реализующих товары широкому кругу лиц, получение достоверных сведений об измененных счетах своих действующих контрагентов в полном объеме путем оформления дополнительных соглашений к договорам или обмена письмами, а также отражение этих изменений в учетных системах путем ручного ввода данных, полученных непосредственно от владельцев расчетных счетов, оборачивается необоснованно высокими и незапланированными трудозатратами по ряду причин:
- · базы данных контрагентов крупных компаний могут содержать до нескольких сотен тысяч единиц данных, и получение/передача информации от каждой единицы потребует многократного увеличения трудозатрат (привлечение дополнительных специалистов, корректировка трудовой нагрузки и/или функции работников и пр.);
- каждая автоматизированная система требует своего архитектурного среза информации по расчетным счетам, который необходим для максимально быстрой подготовки программного обеспечения к операционной работе с 04.07.2017;
- велика вероятность массовых ошибок технического характера при обмене данными между контрагентами (ошибки в кодах BIC, номерах счетов, отсутствие связи с определенным контрактом, отсутствие связи «старый»-«новый» формат, предоставление излишней информации вплоть до депозитных счетов и т.п.);
- ряд отношений с контрагентами не регулируется договорами (исполнительные листы, местные бюджеты и т.п. операции), что, несомненно, породит определенные сложности организационного порядка, касающиеся сбора и передачи информации;
- существование риска мошеннических манипуляций при передаче информации по каналам связи недостаточного уровня безопасности и манипуляций с базами данных с расчетными счетами в самих компаниях-партнерах;
- отсутствие возможности получить/передать информацию контрагенту, который фактически не находится по адресу, указанному в договоре, или не реагирует на направление сообщений;
- отдельную категорию рисков составляют вероятность несвоевременной доставки информации о смене номера счета (для договоров, предусматривающих периодические расчеты), а также возможность повреждения или утраты данных;
- операционный риск для РУП «Белпочта» как предприятия, которое должно будет обеспечить доставку большого объема бумажных документов в сжатые сроки.
По нашему предположению, основанному на практике работы с соотносимыми объемами данных, компании, обладающие большими базами данных контрагентов и обширными договорными связями, смогут собрать не более 50% достоверной информации по таблице соответствия счетов в старом и новом формате, что может существенно сказаться на возможности осуществлять свою основную деятельность и ее качестве.
Таким образом, потенциальное возникновение операционного риска в деятельности отдельных компаний, являющихся крупными налогоплательщиками и участниками платежной системы Республики Беларусь, вплоть до блокирования счетов инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и остановки расчетов, неизбежно.
В зону особого риска попадают в том числе стратегические отрасли: связь, топливно-энергетический комплекс, промышленность, производство, ритейл, местные и республиканские бюджеты.
<...>