Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 12 апреля 2019 года №35 установлены способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.
Приоритетным способом является изучение конъюнктуры рынка. Например, для определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки данным способом могут использоваться сведения, содержащиеся в реестре договоров госзакупок, размещенном в государственной информационно-аналитической системе управления госзакупками.
Проектно-сметный способ применяется, когда приобретаются товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов при строительной деятельности.
Что касается затратного способа, то он применяется, когда невозможно использовать перечисленные выше способы или в дополнение к ним.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» ориентировочная стоимость предмета госзакупки – эта его общая стоимость, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом (товаров (выполнение работ, оказание услуг)), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением госзакупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством.
Порядок (способы) этого определения установлены постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» и вступят в силу, как и сами изменения в Закон, с 1 июля 2019 г.
Установлено, что определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки осуществляется с применением следующих трех способов:
1) изучения конъюнктуры рынка;
2) проектно-сметного;
3) затратного.
Главным из них назван способ изучения конъюнктуры рынка. Остальные разрешено использовать только в установленных постановлением № 35 случаях.
При применении способа изучения конъюнктуры рынка для определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки можно использовать один из следующих источников:
– информацию, содержащуюся в реестре договоров государственных закупок, размещенном в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (далее – ГИАС);
– информацию о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах, размещенную в ГИАС;
– информацию о предельных ценах, размещенную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства;
– данные государственной статотчетности о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги);
– информацию о ценах на товары (работы, услуги), содержащуюся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, рекламных материалах и каталогах, в т.ч. размещенных на сайтах в сети интернет;
– информацию о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), содержащуюся в официальных источниках информации госорганов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством.
При определении ориентировочной стоимости предмета госзакупки способом изучения конъюнктуры рынка могут использоваться:
– результаты изучения рынка при условии указания в таких результатах используемой методологии расчета цен, а также иные источники информации;
– информация о ценах на товары (работы, услуги), полученная по запросу у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, важными условиями при применении способа изучения конъюнктуры рынка являются следующие:
– информация о ценах товаров (работ, услуг) должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой к проведению процедуры госзакупки коммерческих и (или) финансовых условий поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);
– могут использоваться обоснованные коэффициенты и (или) индексы для пересчета цены на товары (работы, услуги) с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Проектно-сметный способ определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки разрешено применять только в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета госзакупки в этом случае определяется в т.ч. на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Затратный способ определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки применяется лишь в случае, когда использовать два других способа невозможно, либо как дополнение к этим способам. При этом ориентировочная стоимость предмета госзакупки определяется как сумма произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли (дохода). При расчете учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Информация об обычной для определенного вида деятельности прибыли (доходе) может быть получена исходя из анализа реестра договоров государственных закупок, размещенного в ГИАС, других общедоступных источников информации, в т.ч. общедоступных результатов изучения конъюнктуры рынка, а также результатов изучения конъюнктуры рынка, проведенного по инициативе заказчика (организатора).
Постановление и изменения в закон вступают в силу с 1 июля 2019 года.
Закон устанавливает обновленную архитектуру предпринимательства и предусматривает две категории, занимающиеся предпринимательской деятельностью: юридические и физические лица. К юрлицам отнесены малые организации с численностью работающих до 100 человек, средние — до 250 сотрудников и крупные — свыше 250 человек. В категорию физлиц включены ремесленники, владельцы агроэкоусадеб, самозанятые, индивидуальные предприниматели.
22 апреля подписан
Указ № 172, которым одобрен в качестве основы для проведения переговоров проект соглашения между Правительством Беларуси, Национальным банком Беларуси и Правительством России, Центральным банком России о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком.
Основные средства являются важнейшей составляющей любого процесса хозяйственной деятельности предприятия. Анализ состояния основных средств предприятий необходим с целью контроля эффективности управления фондами (фондоотдачи и фондовооруженности), целевого их использования, сохранности.
Статья посвящена анализу состава и структуры отчетности о финансовых результатах. На примере проанализированы коэффициенты рентабельности и выявлены факторы, влияющие на финансовые показатели организации. Проведен анализ эффективности функционирования компании при помощи SWOT-анализа, выявлены основные преимущества и недостатки, проведен обзор методов анализа и определена их роль в обосновании выбора инструментов принятия управленческих решений.
В статье рассматриваются базовые показатели финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия, формулируются основные определения эффективности предприятия с учетом отраслевых характеристик, определяется набор аналитических процедур, используемых в рамках методологии анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Поводом для написания данной статьи послужил спор, рассмотренный судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь (постановление от 17.01.2024 по делу №155ЭИП233436), фактические обстоятельства которого мы проанализируем в статье.