Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 12 апреля 2019 года №35 установлены способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.
Приоритетным способом является изучение конъюнктуры рынка. Например, для определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки данным способом могут использоваться сведения, содержащиеся в реестре договоров госзакупок, размещенном в государственной информационно-аналитической системе управления госзакупками.
Проектно-сметный способ применяется, когда приобретаются товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов при строительной деятельности.
Что касается затратного способа, то он применяется, когда невозможно использовать перечисленные выше способы или в дополнение к ним.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» ориентировочная стоимость предмета госзакупки – эта его общая стоимость, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом (товаров (выполнение работ, оказание услуг)), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением госзакупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством.
Порядок (способы) этого определения установлены постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» и вступят в силу, как и сами изменения в Закон, с 1 июля 2019 г.
Установлено, что определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки осуществляется с применением следующих трех способов:
1) изучения конъюнктуры рынка;
2) проектно-сметного;
3) затратного.
Главным из них назван способ изучения конъюнктуры рынка. Остальные разрешено использовать только в установленных постановлением № 35 случаях.
При применении способа изучения конъюнктуры рынка для определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки можно использовать один из следующих источников:
– информацию, содержащуюся в реестре договоров государственных закупок, размещенном в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (далее – ГИАС);
– информацию о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах, размещенную в ГИАС;
– информацию о предельных ценах, размещенную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства;
– данные государственной статотчетности о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги);
– информацию о ценах на товары (работы, услуги), содержащуюся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, рекламных материалах и каталогах, в т.ч. размещенных на сайтах в сети интернет;
– информацию о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), содержащуюся в официальных источниках информации госорганов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством.
При определении ориентировочной стоимости предмета госзакупки способом изучения конъюнктуры рынка могут использоваться:
– результаты изучения рынка при условии указания в таких результатах используемой методологии расчета цен, а также иные источники информации;
– информация о ценах на товары (работы, услуги), полученная по запросу у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, важными условиями при применении способа изучения конъюнктуры рынка являются следующие:
– информация о ценах товаров (работ, услуг) должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой к проведению процедуры госзакупки коммерческих и (или) финансовых условий поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);
– могут использоваться обоснованные коэффициенты и (или) индексы для пересчета цены на товары (работы, услуги) с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Проектно-сметный способ определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки разрешено применять только в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета госзакупки в этом случае определяется в т.ч. на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Затратный способ определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки применяется лишь в случае, когда использовать два других способа невозможно, либо как дополнение к этим способам. При этом ориентировочная стоимость предмета госзакупки определяется как сумма произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли (дохода). При расчете учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Информация об обычной для определенного вида деятельности прибыли (доходе) может быть получена исходя из анализа реестра договоров государственных закупок, размещенного в ГИАС, других общедоступных источников информации, в т.ч. общедоступных результатов изучения конъюнктуры рынка, а также результатов изучения конъюнктуры рынка, проведенного по инициативе заказчика (организатора).
Постановление и изменения в закон вступают в силу с 1 июля 2019 года.
Проектом закона, подготовленного Минэкономики и проходящего сейчас согласования, закрепляются новые подходы по реализации инвестиционных проектов с применением льгот и (или) преференций, определенным образом отличающиеся от подходов, предусмотренных
Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».
В статье рассматриваются основные элементы системы управления затратами (планирование, учет, анализ, контроль), оказывающие влияние на финансово-экономическую устойчивость предприятия. Предлагаемая в статье система управления затратами позволяет улучшить производственные и финансовые показатели предприятия, а также повысить общую эффективность его работы.
Выживание предприятия в современных нестабильных условиях требует от собственников и руководителей проводить постоянный анализ финансовых показателей, которые определяют финансовую устойчивость и их финансовую независимость. Основным экономическим элементом здесь является себестоимость производимой продукции. Именно себестоимость дает возможность влиять на конечную цену и тем самым привлекать потребителей производимой продукции, то есть данный показатель определяет показатели рентабельности производства, от себестоимости зависит соотношение собственных и заемных источников финансирования.
В связи с последними событиями многие привычные финансовые методы управления деятельностью компанией, такие как, например бюджетирование, становятся малоэффективными и требуется их пересмотр и определенная корректировка. Рассматривая задачи бюджетирования на 2023 год, следует детально проработать вопросы прогнозирования цен на входящие сырье и материалы, волатильность курсов валют, тенденции в госрегулировании цен на готовую продукцию, сложности в логистике и ритмичность поставок запасных частей и сырья по импортным контрактам.
В данной статье дана оценка целесообразности применения в строительной сфере инновационных методик управленческого учета и методик, обусловленных внешними изменениями в работе компаний, сделан фокус на оптимизации управления расходами для всех стадий жизненного цикла производимых продуктов.
Рассмотрим основные стратегические задачи управления затратами: процесс их формирования и снижения. Существует множество систем управления затратами, при этом каждая система эффективна в определенных экономических условиях в зависимости от целей, поставленных предприятием. Реализация данных задач в первом случае (таргет-костинг) необходима на этапе проектирования нового продукта, во втором (кайзен-костинг) — на этапе производства новой продукции, директ-костинг позволит оптимизировать производственную программу, определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах.