Управленческий учет на предприятии: организация и формирование социальных показателей управленческого учета |
Организация управленческого учета в современных условиях является неотъемлемой составляющей хозяйственной деятельности компании. Именно управленческий учет призван обеспечить процесс передачи, контроля и координации организационных оперативных мер. Немаловажным аспектом управленческого учета на современном предприятии являются его социальные показатели.
Управленческий учет обеспечивает передачу, контроль и координацию организационных оперативных мер, а залогом успеха является четкая организация деятельности.
Содержание управленческого учета можно свести к следующим составляющим:
1. Прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости, а также планирование и учет периодических расходов отчетного периода и фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальное вложение и инвестиционную деятельность;
2. Контроль и анализ расходов по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям и отклонений от норм и смет расходов, динамики показателей и т. п.;
3. Планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, подразделениям, сегментам, центрам ответственности и т. п.;
4. Формирование внутренней количественной информации для использования в оперативном управлении с целью контроля действий и стимулирования персонала;
5. Обеспечение условий эффективного управления деятельностью организации и улучшения ее результатов в будущем.
Учет и контроль обеспечивают информацию обратной связью в системе внутрифирменного управления. Учет — один из системообразующих элементов управленческого учета, обеспечивающий контроль выполнения плановых задач, бюджетов и смет, нормативных показателей.
В плане счетов бухгалтерского учета предусмотрена возможность использования части счетов по учету затрат на производство для ведения управленческого учета. Но этих счетов сегодня не достаточно, поэтому отдельные данные можно фиксировать в оперативном порядке без отражения на счетах бухгалтерского учета. Для принятия большинства управленческих решений данные, обобщаемые в системе внутреннего контроля, требуют дополнительной информации из внешних источников (о состоянии рынка, поставщиках, перспективных направлениях НИОКТР и т. п.) и других систем контроля (характеристика персонала, социальные и экологические проблемы и др.). В связи с этим можно отметить разнообразие источников информации и методов ее обработки в управленческом учете.
Координация необходима для согласованности действий руководителей структурных подразделений через планирование всех задач сверху донизу и обмена информацией между звеньями системы управления. Основными являются следующие формы обмена:
-
информация о задачах, поставленных руководителем подчиненному менеджеру, и, наоборот, от подчиненного к руководителю о выполнении задач в реальном времени;
-
оперативные отчеты, сводки, обзоры, характеризующие состояние выполнения плановых задач;
-
неформальное обсуждение состояния дел и хода выполнения поставленных задач.
Мотивация теснейшим образом связана с управленческим учетом, поскольку она приводит в действие эту систему и поддерживает в состоянии необходимого равновесия. Управленческий учет содержит полноценную информацию для оценки (самооценки) работы менеджеров и ее справедливой оплаты в соответствии с результатами успехов каждого на конкретном участке, а также для выявления слабых и сильных сторон каждого из них с целью повышения уровня квалификации и устранения пробелов в управлении.
На рисунке приведены основные элементы системы управленческого учета компании:
Рисунок. Основные элементы системы управленческого учета
Таким образом, постановка системы управленческого учета, по сути, аналогична постановке бухгалтерского (финансового) учета и реализуется сходными этапами. Однако имеется значительное различие между перечисленными видами учета, определяемое в первую очередь отличием пользователей бухгалтерской и управленческой отчетности. Поэтому для оценки управленческого учета на предприятии было проведено анкетирование работников с целью оценки степени соответствия действующей системы управленческого учета потребностям пользователей управленческой информации. Анкета представлена в таблице.
Система управленческого учета преследует следующие цели:
o получение необходимой информации о будущем и о настоящем финансовом положении фирмы;
o управление финансовыми и материальными ресурсами;
o управление прибылью и обеспечение наличия необходимых объемов финансовых ресурсов;
o выявление инвестиционной привлекательности отдельных направлений хозяйственной деятельности;
o укрепление финансовой дисциплины компании и подчинение интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственников ее капитала и др.
Далее стоит остановиться на таком аспекте, как формирование социальных показателей в управленческом учете.
Социальный управленческий учет представляет инновационную область знаний. Он ориентирован на определение затрат, которые несет общество, социум в целом, в связи с деятельностью коммерческой организации; сопряжен с учетом транзакционных и социальных затрат, возникающих при недостаточной определенности прав собственности и проявлении внешних эффектов. В частности, транзакционные затраты в наиболее широком смысле трактуются как затраты по обслуживанию сделок, сопровождающих взаимодействие участников рыночной среды — экономических агентов. Такие затраты возникают в условиях недостаточно определенных прав собственности, недостаточно надежных контрактов и т. п. В составе транзакционных затрат возможно учитывать расходы по поиску информации (издержки времени и ресурсов на получение и обработку информации о целях деятельности хозяйствующего субъекта, интересующих товарах и услугах; имеющихся либо потенциальных поставщиках и потребителях), затраты по защите прав собственности (на ведение дел в арбитражном суде, органах государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав). Высокий риск и неопределенность рыночной среды обусловливают высокий уровень трансакционных затрат, в соответствии с чем формируется главная цель деятельности хозяйствующего субъекта — их сокращение, поскольку обслуживание оказывается чрезвычайно дорогостоящим.
ТАБЛИЦА
Анкета для оценки параметров управленческого учета на предприятии
Наименование параметра |
«Как может быть» на вашем предприятии |
Заполните, «как есть» на вашем предприятии |
Цель |
Обеспечение собственников и менеджеров компании информацией для принятия, контроля за реализацией и оценкой управленческих решений |
|
Основные пользователи |
Собственники, ТОП-менеджмент, руководители среднего звена |
|
Валюта учета |
Рубли или другая валюта |
|
На чем могут базироваться правила управленческого учета (методология) |
Правила управленческого учета могут базироваться на международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), зарубежных национальных стандартах (US GAAP, UK GAAP и т. д.), белоруских правилах (ПБУ) |
|
Какие основные регламентирующие документы можно использовать |
Корпоративные стандарты управленческого учета; план счетов управленческого учета; система кодов, используемых для кодирования статей бюджета, статей затрат, центров ответственности, направлений деятельности и т. д.; порядок документооборота при ведении управленческого учета |
|
Объекты учета |
Центры затрат, центры инвестиций, центры продаж, центры прибыли |
|
Виды учитываемых данных |
Стоимостные, натуральные, количественные, качественные показатели. Могут использоваться как документарно подтвержденные, так и еще не подтвержденные первичными документами операции |
|
Периодичность учитываемых данных |
Фактические, прогнозные и плановые данные за прошлый и будущий периоды |
|
Частота подачи отчетной информации |
Ежедневно, еженедельно, ежемесячно — в режиме реального времени в случае возникновения необходимости |
|
Ответственность |
Финансовый директор / главный бухгалтер / др. |
Появление социальных затрат обусловлено проблемой внешних эффектов — побочных результатов любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц. В мировой практике к социальным затратам, покрытие которых обеспечивают хозяйствующие субъекты, относятся компенсации за неудобства, причиненные, например, в связи со строительством, проведением дорог, загрязнением окружающей среды и т. п.
Одна из основных причин повышения значимости социальной составляющей в управлении проявляется в необходимости модернизации субъект-объектных отношений, бизнес-ответственности за результаты управленческой деятельности. В этой связи возникает потребность в актуализации различных форм участия работников в принятии решений, развитии творческой инициативы, в нормализации отношений в трудовом коллективе и, самое главное, в обеспечении устойчивого развития организации.
В настоящее время большой интерес представляет вопрос взаимосвязи социальной отчетности с бухгалтерским (финансовым) и управленческим видами учета и Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Большую актуальность на сегодняшний день представляет вопрос о связи социальной отчетности с бухгалтерским (финансовым) и управленческим видами учета и МСФО. Авторы существующих исследований единодушны в том, что социальная отчетность неотделима от перечисленных видов учета, однако различными оказываются мнения о характере этой взаимосвязи.
Анализ современной литературы показал, что по исследуемому вопросу, несмотря на его актуальность, пока раскрыто малое количество общедоступных публикаций. В связи с данным фактом автором предлагается выдвинуть ряд гипотез и рассмотреть каждую из них:
o взаимосвязь социальной отчетности с бухгалтерским финансовым, управленческим видами учета, а также МСФО отсутствует;
o информация бухгалтерского финансового, управленческого видов учета и МСФО оказывает влияние на сведения, раскрываемые в социальной отчетности;
o социальная отчетность влияет на перечисленные виды учета и МСФО.
В отношении первой гипотезы необходимо отметить, что она подлежит исключению из реально доказуемых предположений по следующей причине: отсутствия взаимосвязи бухгалтерского учета и социальной отчетности быть не может, так как социальные отчеты формируются отчасти на основании данных бухгалтерского учета. Очевидным доказательством этого может служить набор экономических показателей, раскрываемых организациями в своей социальной отчетности, в том числе выручка, себестоимость, прибыль.
В доказательство справедливости второй позиции — бухгалтерский финансовый и управленческий виды учета, а также МСФО оказывают влияние на социальную отчетность — приведем несколько аргументов.
Во-первых, часть показателей, раскрываемых в социальных отчетах, формируется на основании данных бухгалтерского учета, а именно:
o сведения о фактически свершившихся действиях организации в области ведения социально ответственного бизнеса, например выданные гарантии обязательств организации, связанных с планом пенсионного обеспечения;
o диапазон соотношений заработной платы начального уровня и установленной минимальной заработной платы в существенных регионах деятельности организации.
Эти и другие факты свидетельствуют о влиянии бухгалтерского учета на процесс подготовки социальной отчетности.
В случае отсутствия данных в бухгалтерском учете для отражения их в социальной отчетности организации могут раскрыть информацию, опираясь на данные управленческого учета. Примером может служить информация об исполнении бюджета предприятия за отчетный период.
Именно управленческий учет способен генерировать информацию о нефинансовых показателях деятельности компании, необходимую для составления корпоративной социальной отчетности.
Одним из таких показателей является показатель удовлетворенности клиентов (покупателей), являющийся важнейшим нефинансовым оценочным критерием системы управленческого учета.
Кроме того, определенная роль в процессе подготовки корпоративной социальной отчетности может принадлежать информации, подготовленной в системе сбалансированных показателей, являющейся инструментарием стратегического управленческого учета. При этом стратегический управленческий учет реализуется в организациях через формирование системы ключевых показателей эффективности. Она, в свою очередь, оказывает влияние на формирование бухгалтерского учета, на основании которого раскрываются некоторые показатели социальной отчетности. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что информация, генерируемая в системах бухгалтерского и управленческого видов учета, предопределяет наполнение социальной отчетности.
Заслуживает внимания тот факт, что стандарты социальной отчетности предполагают использование МСФО, в частности в Руководстве по отчетности в области устойчивого развития содержатся требования о подготовке экономических показателей социальной отчетности на основе соответствующих МСФО и их интерпретаций, разработанных Советом по международным стандартам финансовой отчетности.
Описания показателей содержат ссылки на конкретные стандарты, которые следует использовать. Например, показатель, раскрывающий доходы, операционные затраты, выплаты сотрудникам, пожертвования и другие инвестиции в сообщества, нераспределенную прибыль, выплаты поставщикам и государствам капитала, должен формироваться с учетом следующих стандартов: МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», МСФО (IAS) 18 «Выручка», МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам». Это означает, что МСФО оказывают существенное влияние на формирование социальной отчетности.
Наряду с этим следует отметить, что и сама социальная отчетность предопределяет развитие бухгалтерского финансового и управленческого учета, а также МСФО. Общественность заинтересована в получении информации о деятельности организации в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и ресурсосбережения, социально-экономического развития региона. Так, представляет определенный общественный интерес следующая информация:
o о налоговых платежах корпораций в бюджеты различных уровней;
o об участии корпораций в местных, региональных и республиканских социальных программах;
o о работе с подрастающим поколением;
o о помощи ветеранам;
o о патриотическом воспитании молодежи;
o о поддержке спорта и занятий физкультурой;
o о благотворительной деятельности.
Подчеркивая важность перечисленных позиций, необходимо признать, что информация не находит отражения ни в бухгалтерском, ни в управленческом учете, ни в отчетности, составленной по МСФО.
В данном случае речь идет о третьей гипотезе — социальная отчетность в определенной мере предопределяет парадигму бухгалтерского (финансового) и управленческого видов учета, а также МСФО.
Внедрение современных систем управления, предусматривающих формирование социальной отчетности, в практику отечественного бизнеса определяет необходимость обоснования концепции учета и отчетности в системе корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности, а также совершенствования вузовских программ подготовки бухгалтерских кадров.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что речь идет о выделении учета нефинансовых показателей, необходимых для составления социальной отчетности, в самостоятельное направление — социальный бухгалтерский учет (социальный учет).
Для формирования социальной отчетности вполне достаточно методологической и методической базы бухгалтерского и управленческого учета.
С развитием экономики расширяется сфера договорного регулирования трудовых отношений. Развитие частной собственности, децентрализация нормативно-правового регулирования социально-трудовой сферы, перемещение акцентов с жесткой регламентации на принципы социального партнерства приводят к необходимости заключения документа, которым устанавливается определенный уровень социальных гарантий. Соотношение государственного и договорного регулирования устанавливается исходя из социально-экономических условий и уровня развития социальных отношений. Обеспечение работников предприятия услугами, входящими в так называемый социальный пакет, требует осуществления многих действий, в том числе использования услуг внешних организаций; подписки на специальные издания; приобретения необходимого оборудования; оплаты коммунальных услуг и тому подобного.
В зависимости от финансовых возможностей предприятия и уровня социальной ответственности его собственников социальный пакет может быть представлен следующими выплатами и льготами:
o целевые беспроцентные ссуды;
o скидки при приобретении продукции (услуг) организации;
o обеды, полностью или частично оплачиваемые организацией;
o оплата образования детей работников;
o оплата стоимости арендуемого жилья;
o обеспечение негосударственным медицинским страхованием;
o оплата телефонных переговоров;
o компенсация проезда к месту работы и назад;
o оплата спортивно-оздоровительных услуг;
o оплата стажировок и курсов повышения квалификации;
o выплата разовой помощи к юбилейным датам, отпускам;
o разовые выплаты при регистрации брака и при выходе на пенсию;
o оплата путевок для отдыха и лечения;
o другие формы выплат, призванные стимулировать работника к повышению квалификации и уровня образования, за квалификационный разряд или категорию, за ученую степень или звание, за владение иностранным языком и тому подобное, благосклонность к фирме (непрерывная и длительная работа в данной организации).
Такая вариативность условий на каждом предприятии требует соответствующих мероприятий по организации управленческого учета.
В части организации документооборота следует определить порядок документирования операций, связанных с предоставлением услуг и благ, входящих в социальный пакет предприятия, в том числе предусмотреть в личной карточке работника предприятия перечень услуг, входящих в его индивидуальный социальный пакет, в случае личного выбора им услуг; установить график движения первичных документов по однородным видам услуг, предоставляемых работникам, в том числе оплате жилищно-бытовых услуг, питания работников, транспортировки, ввиду того что при предоставлении каждой из групп услуг привлекаются различные подразделения предприятия.
В рабочем плане счетов целесообразным является введение нормативных, плановых, прогнозных показателей, в частности суммы расходов, планируемых для обеспечения предоставления услуг и благ, входящих в состав социального пакета предприятия, исходя из количественного и качественного (возрастного, полового, профессионального) состава персонала; введение в рабочий план счетов аналитических счетов для однородных объектов учета по операциям для обеспечения социального пакета работникам.
Для группирования информации о видах, размерах и назначениях услуг, входящих в социальный пакет, следует предусмотреть составление ведомостей предоставления работникам услуг, входящих в социальный пакет предприятия: по видам услуг; по работникам; по видам расходов на обеспечение функционирования объектов социально-бытовой сферы.
Для обобщения приведенной информации в отчетности следует выделить показатели, по которым предприятие получит возможность определения динамики предоставления работникам услуг, входящих в социальный пакет. Эти меры состоят в установлении системы показателей потребления материальных благ, услуг, оплаты коммунальных платежей, обеспечения профессионального обучения, предоставления профилактического питания работникам, оплаты культурно-образовательных, спортивно-развлекательных и жилищно-бытовых услуг, предоставляемых работникам предприятия, и т. п. Такая информация позволит руководству предприятия принимать более обоснованные решения о перспективах социальной политики предприятия, а в случае предоставления ее внешним пользователям будет свидетельствовать об уровне социальной ответственности бизнеса, позволяющей:
o повысить мотивацию и, соответственно, производительность труда персонала, что в итоге приводит к экономии ресурсов на поощрении и удержании квалифицированных специалистов за счет лояльного отношения к работникам компании. Это позволяет не только избегать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке;
o получить налоговые льготы;
o получить большую возможность для привлечения инвестиционного капитала;
o сформировать позитивную репутацию компании через рост ценности бренда, экономию ресурсов, решение проблем с органами власти и контроля, налаживание новых партнерских отношений;
o обеспечить стабильность развития компании в долгосрочной перспективе;
o в глобальном масштабе — способствовать сохранению социальной стабильности в обществе в целом.
Если предприятие предоставляет услуги и блага работникам предприятия собственными силами, документооборот на предприятии усложняется, поскольку привлекаются разные подразделения предприятия. Поэтому необходимо отдельно рассматривать и прописывать схему движения информации о предоставлении социального пакета работникам собственными силами предприятия, и ее использование бухгалтерской службой.
В случае, когда предприятие использует услуги внешних организаций при предоставлении социального пакета работникам, документооборот на предприятии упрощается, ввиду того что происходит обычное приобретение предприятием услуг других предприятий.
Таким образом, можно увидеть различия в управленческом учете в случае обеспечения социального пакета за счет внутренних возможностей и при привлечении внешних организаций.
Во время внедрения программ социальной ответственности компании выявляют скрытые рычаги повышения эффективности, которые иначе невозможно было бы увидеть, что в конечном итоге приводит к улучшению экономических показателей деятельности компании.
Мероприятия по организации управленческого учета необходимо осуществлять в соответствии с сущностью самой хозяйственной операции и соответствующих объектов учета, в частности:
1) в сфере документирования операций:
§ определение порядка документирования операций по выполнению положений коллективных договоров и содержательного наполнения первичных документов информацией о показателях использования наемного труда для целей оперативного контроля;
§ разработка специальных форм первичных документов для отображения операций, связанных с оплатой труда, предоставлением социального пакета работникам, разработка графика составления, представления, подписания и использования таких форм;
2) рабочий план счетов должен предусматривать обоснованную с точки зрения уровня детализации систему счетов синтетического и аналитического учета, содержащих не только информацию о фактических показателях выполнения руководством обязательств перед трудовым коллективом, но и плановые (прогнозные) показатели, определенные исходя из положений коллективного договора;
3) для удовлетворения информационных интересов сторон коллективного договора внутренняя отчетность по вопросам выполнения положений коллективного договора должна содержать статические и динамические показатели нормативного состояния выполнения положений коллективных договоров, а также фактические показатели такого выполнения, в частности:
§ уровень задолженности по оплате труда;
§ суммы вознаграждений работникам, выплаченные за отчетный период;
§ размер премирования и его соотношение с результатами работы работников; предоставление работникам благ и услуг, входящих в социальный пакет предприятия;
4) наличие коллективного договора на предприятии и выполнение его положений — это один из показателей социальной ответственности бизнеса. Во время внедрения программ социальной ответственности компании выявляют скрытые рычаги повышения эффективности, которые иначе невозможно было бы увидеть, что в конечном итоге приводит к улучшению экономических показателей деятельности компании.
<...>