9 ключевых точек для судебной практики по налоговым правоотношениям (и доначислению налогов)

9 ключевых точек для судебной практики по налоговым правоотношениям (и доначислению налогов) |

Автор Владимир Скобелев, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП Владимир Скобелев, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП
Номер № 02/2020
Количество просмотров 444
Автор проверки, проверки, ДФР, ДФР, ВС, ВС, практика, практика, налоги налоги

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь 19 декабря 2019 г. принял постановление № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений» (далее — Постановление № 6). Для отечественной правовой системы появление Постановления № 6 очень ожидаемое и важное событие.

Участники налоговых отношений

В п. 3 Постановления № 6 Пленум Верховного Суда предпринял попытку привести развернутый перечень участников налоговых отношений на основе использования нормы п. 2.34 ст. 13 НК (она закрепляет дефиницию термина «участники налоговых отношений») и сопровождения каждой категории участников ссылками на соответствующие положения Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК). Безусловно, сама по себе попытка заслуживает всемерного одобрения, однако признать ее полностью удачной нельзя.

Например, п...

Гарантии прав налогоплательщиков

Пункт 1.4 ст. 2 НК закрепляет презумпцию добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин), суть которой заключается в том, что налогоплательщик признается добросовестным, пока иное не будет доказано на основании документально подтвержденных сведений. В ч.1 п.4 Постановления № 6 Пленум Верховного Суда разъяснил, что следует понимать под «иным» и кем именно «иное» должно быть доказано, то есть другими словами, раскрыл механизм опровержения предусмотренной п.1.4 ст. 2 НК презумпции.

Так, на налоговых и иных уполномоченных органах, их должностных лицах лежит бремя доказывания неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком налоговых обязательств и (или) иных обязанностей, возложенных налоговым законодательством, необоснованности зачета (возврата) уплаченных налогов, сборов (пошлин)1. С подобным утверждением нельзя не согласиться. Вместе с тем остался открытым вопрос о допустимости распространения указанной презумпции на таких субъектов налоговых отношений, как иные обязанные лица и налоговые агенты. Полагаем, что на этот вопрос в Постановлении № 6 было целесообразно ответить, причем, на наш взгляд, утвердительным образом.

Предписание ч. 2 п. 4 Постановления № 6 ориентирует суды на ...

Разграничение подсудности налоговых дел между судами экономической и неэкономической компетенции

В ч.1 п. 6 Постановления №6 содержится ошибочное утверждение о том, что «при определении подсудности экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений, судам следует руководствоваться правилами подсудности, установленными соответственно ХПК и ГПК». На основании правил подсудности, закрепленных в ХПК (ст. 48–53) и ГПК (глава 5), невозможно определить, какие дела подлежат рассмотрению в хозяйственном судопроизводстве (то есть судами экономической компетенции), а какие — в гражданском (то есть судами неэкономического профиля). Сделать это можно только с помощью правил ХПК (ст. 39–47) и ГПК (глава 4) о подведомственности. Другими словами, разграничение подсудности между судами экономической и неэкономической юрисдикции должно осуществляться на основе критериев, предусмотренных правилами о подведомственности.

...

Срок для взыскания налога, сбора (пошлины)

Часть 1 п. 153 Постановления № 6 обращает внимание судов на то, что предусмотренный п. 2 ст. 61 НК 5-летний срок для предъявления к организации и индивидуальному предпринимателю требования об уплате налога, сбора (пошлины) «является предельным и восстановлению не подлежит». С подобным выводом нельзя не согласиться. Но хотелось бы также видеть ответы и на следующие вопросы:

  • по чьей инициативе подлежит применению пятилетний срок (суда, плательщика или их обоих);

  • распространяется ли срок на требования об уплате пеней (в п. 2 ст. 61 НК пени прямо не упомянуты);

  • допустимо ли применение 5-летнего срока по аналогии к плательщикам — физическим лицам.

...

Иные особенности процедуры

К сожалению, некоторые проблемные вопросы, касающиеся дел о взыскании налогов, сборов (пошлин), ускользнули от внимания Пленума Верховного Суда, в частности:

...

Срок на обращение в суд

В ч. 3 п. 11 Постановления № 6 внимание судов обращено на существование годичного срока для обжалования в порядке хозяйственного судопроизводства решений, действий (бездействия) налоговых, иных уполномоченных органов и их должностных лиц. Возражения прежде всего вызывает то, что названный срок был распространен Пленумом Верховного Суда на случаи обжалования решений, действий (бездействия) иных уполномоченных органов и их должностных лиц: ведь ч. 2 п. 1 ст. 103 НК этот срок устанавливает для обжалования решений, действий (бездействия) лишь налоговых органов и их должностных лиц.

...

Предмет обжалования

В ч. 1 п. 12 Постановления № 6 перечислены категории решений налоговых и иных органов, их должностных лиц, правомерность которых может быть проверена в судебном порядке:

  • о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам;

  • о наложении ареста на имущество;

  • о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, в том числе за счет денежных средств на счете, электронных денег в электронном кошельке, наличных денежных средств, средств дебитора;

  • о зачете либо об отказе в зачете, о возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

  • о зачете, возврате либо об отказе в возврате излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и начисленных на эти суммы процентов.

...

Дела, связанные с корректировкой налоговой базы

В п. 14 Постановления № 6 освещены некоторые особенности рассмотрения судами экономических дел об обжаловании решений налоговых, иных уполномоченных органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней в связи с корректировкой налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора).

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Исследование JPMorgan: инвесторы постарше покупают золото, молодые - биткоин

Инвесторы в целом интересуются альтернативными активами, но старшие покупают золото, а тем, кто помоложе, нравится биткоин, говорят стратеги во главе с Николаосом Панигирцоглу. Миллениалы вкладываются в акции, особенно технологических компаний, а инвесторы постарше продают акции, сказали они.

2. Прогноз: Беларуси грозит отсроченная и растянутая рецессия

Вопреки резкому проседанию спроса на большинстве крупных госпредприятий поддерживались объемы производства и это привело к быстрому росту запасов готовой продукции и ухудшению состояния ликвидности. В промышленности запасы во 2 кв. впервые с рецессионного 2015 г. достигли уровня около 80% от среднемесячного объема производства. Возникший разрыв между производством и спросом предприятиям придется сокращать в последующие периоды, ограничивая производство и распродавая запасы.

3. BEROC: Занятость снизилась, зарплаты выросли

Реальные удельные издержки на труд существенно превысили свой долгосрочный равновесный уровень. «Это означает, что текущий уровень зарплаты становится дополнительным бременем для ценовой конкурентоспособности фирм, — предупреждают авторы исследования.

4. «Единственные производители» и участие в процедурах госзакупок

Из списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, досрочно исключаются субъекты, являющиеся единственными производителями. Соответствующая норма включена постановлением МАРТ от 17 июля 2020 г. № 52 и вступает в силу с 5 августа 2020 года.

5. Минфин Беларуси срочно переключился на размещение рублевых облигаций. Что это значит?

Ранее в текущем году Минфин размещал 5 выпусков валютных облигаций, два из которых – 267 и 268 были признаны несостоявшимися. Вместе с тем, ведомству удалось распродать три номинированных в долларах США выпуска бумаг (265, 266 и 269) на общую сумму в 210 млн USD. 2 июля, впервые после 2017 года, Минфин провел непубличное размещение двух рублевых выпусков облигаций на общую сумму 200 млн. рублей.

6. Давление из Москвы усилилось. Белорусские налоговики не хотят переходить на российские ИТ-платформы

С 2019 года правительство РФ активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на российские цифровые платформы. Это действующие или разрабатываемые системы контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров.