9 ключевых точек для судебной практики по налоговым правоотношениям (и доначислению налогов)

9 ключевых точек для судебной практики по налоговым правоотношениям (и доначислению налогов) |

Автор Владимир Скобелев, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП Владимир Скобелев, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП
Номер № 02/2020
Количество просмотров 229
Автор проверки, проверки, ДФР, ДФР, ВС, ВС, практика, практика, налоги налоги

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь 19 декабря 2019 г. принял постановление № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений» (далее — Постановление № 6). Для отечественной правовой системы появление Постановления № 6 очень ожидаемое и важное событие.

Участники налоговых отношений

В п. 3 Постановления № 6 Пленум Верховного Суда предпринял попытку привести развернутый перечень участников налоговых отношений на основе использования нормы п. 2.34 ст. 13 НК (она закрепляет дефиницию термина «участники налоговых отношений») и сопровождения каждой категории участников ссылками на соответствующие положения Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК). Безусловно, сама по себе попытка заслуживает всемерного одобрения, однако признать ее полностью удачной нельзя.

Например, п...

Гарантии прав налогоплательщиков

Пункт 1.4 ст. 2 НК закрепляет презумпцию добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин), суть которой заключается в том, что налогоплательщик признается добросовестным, пока иное не будет доказано на основании документально подтвержденных сведений. В ч.1 п.4 Постановления № 6 Пленум Верховного Суда разъяснил, что следует понимать под «иным» и кем именно «иное» должно быть доказано, то есть другими словами, раскрыл механизм опровержения предусмотренной п.1.4 ст. 2 НК презумпции.

Так, на налоговых и иных уполномоченных органах, их должностных лицах лежит бремя доказывания неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком налоговых обязательств и (или) иных обязанностей, возложенных налоговым законодательством, необоснованности зачета (возврата) уплаченных налогов, сборов (пошлин)1. С подобным утверждением нельзя не согласиться. Вместе с тем остался открытым вопрос о допустимости распространения указанной презумпции на таких субъектов налоговых отношений, как иные обязанные лица и налоговые агенты. Полагаем, что на этот вопрос в Постановлении № 6 было целесообразно ответить, причем, на наш взгляд, утвердительным образом.

Предписание ч. 2 п. 4 Постановления № 6 ориентирует суды на ...

Разграничение подсудности налоговых дел между судами экономической и неэкономической компетенции

В ч.1 п. 6 Постановления №6 содержится ошибочное утверждение о том, что «при определении подсудности экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений, судам следует руководствоваться правилами подсудности, установленными соответственно ХПК и ГПК». На основании правил подсудности, закрепленных в ХПК (ст. 48–53) и ГПК (глава 5), невозможно определить, какие дела подлежат рассмотрению в хозяйственном судопроизводстве (то есть судами экономической компетенции), а какие — в гражданском (то есть судами неэкономического профиля). Сделать это можно только с помощью правил ХПК (ст. 39–47) и ГПК (глава 4) о подведомственности. Другими словами, разграничение подсудности между судами экономической и неэкономической юрисдикции должно осуществляться на основе критериев, предусмотренных правилами о подведомственности.

...

Срок для взыскания налога, сбора (пошлины)

Часть 1 п. 153 Постановления № 6 обращает внимание судов на то, что предусмотренный п. 2 ст. 61 НК 5-летний срок для предъявления к организации и индивидуальному предпринимателю требования об уплате налога, сбора (пошлины) «является предельным и восстановлению не подлежит». С подобным выводом нельзя не согласиться. Но хотелось бы также видеть ответы и на следующие вопросы:

  • по чьей инициативе подлежит применению пятилетний срок (суда, плательщика или их обоих);

  • распространяется ли срок на требования об уплате пеней (в п. 2 ст. 61 НК пени прямо не упомянуты);

  • допустимо ли применение 5-летнего срока по аналогии к плательщикам — физическим лицам.

...

Иные особенности процедуры

К сожалению, некоторые проблемные вопросы, касающиеся дел о взыскании налогов, сборов (пошлин), ускользнули от внимания Пленума Верховного Суда, в частности:

...

Срок на обращение в суд

В ч. 3 п. 11 Постановления № 6 внимание судов обращено на существование годичного срока для обжалования в порядке хозяйственного судопроизводства решений, действий (бездействия) налоговых, иных уполномоченных органов и их должностных лиц. Возражения прежде всего вызывает то, что названный срок был распространен Пленумом Верховного Суда на случаи обжалования решений, действий (бездействия) иных уполномоченных органов и их должностных лиц: ведь ч. 2 п. 1 ст. 103 НК этот срок устанавливает для обжалования решений, действий (бездействия) лишь налоговых органов и их должностных лиц.

...

Предмет обжалования

В ч. 1 п. 12 Постановления № 6 перечислены категории решений налоговых и иных органов, их должностных лиц, правомерность которых может быть проверена в судебном порядке:

  • о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам;

  • о наложении ареста на имущество;

  • о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, в том числе за счет денежных средств на счете, электронных денег в электронном кошельке, наличных денежных средств, средств дебитора;

  • о зачете либо об отказе в зачете, о возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

  • о зачете, возврате либо об отказе в возврате излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и начисленных на эти суммы процентов.

...

Дела, связанные с корректировкой налоговой базы

В п. 14 Постановления № 6 освещены некоторые особенности рассмотрения судами экономических дел об обжаловании решений налоговых, иных уполномоченных органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней в связи с корректировкой налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора).

...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Оплата QR-кодом как альтернатива эквайрингу

Метод оплаты без использования терминала, при помощи QR-кода будет интересен интернет-магазинам, кафе, парикмахерским, такси, любым торговым/сервисным предприятиям, а также самозанятым гражданам (ремесленникам). Оплата QR-кодом позволяет бизнес-клиентам принимать платежи без установки терминалов, а их покупателям – оплачивать товары и услуги в один клик - отсканировав QR-код при помощи смартфона!

2. Приостановка действия базового документа еврозоны не окажет значимой поддержки евровалюте

На горизонте нескольких месяцев, в случае необходимости продления карантина, рост финансовой нагрузки на государства может вылиться в долговой кризис, что, напротив, ускорит падение к уровням 2015-2017 годов - ниже 1,05 евро за доллар. Если цены на нефть останутся на низком уровне, то на среднесрочном горизонте Европа сможет рассчитывать на положительный эффект от низких цен на энергоносители. В этом случае повысится вероятность укрепления евро.

3. Белорусским предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы

Белорусским предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы. Об этом сегодня журналистам в парламенте сообщил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко. В свою очередь заместитель председателя правления Национального банка Сергей Калечиц прокомментировал возможность предоставления кредитных каникул предприятиям. Пакет мер предусматривает временные послабления для банков с точки зрения требований по управлению рисками.

4. МОТ прогнозирует уровень безработицы. S&P говорит о дефолтах

Около 25 млн человек могут остаться без работы из-за пандемии коронавируса, если правительства стран не отреагируют, говорится в заявлении Международной организации труда (МОТ). В S&P прогнозируют рост корпоративных дефолтов в США и Европе на 10% в текущем году. Ущерб кредитоспособности нанесут падение денежного потока, более жесткие условия финансирования и обвал цен на нефть, считают аналитики.

5. Прогноз: Украину ждет падение ВВП на 4−9% и курс 30−35 грн/USD

Этот прогноз базовый, но то, как развивается ситуация сейчас, свидетельствует, что он может оказаться оптимистическим. ВВП Украины может упасть в этом году на 9%, если карантин будет продлен до июня-июля. В таком случае гривня подешевеет к доллару до 35 грн/USD. Падение на 9% - это такое же падение, как было в Украине в 2015 году.

6. Романчук: Нас ждёт настоящий шок и это не шутки

Коронавирус – лишь часть крайне негативного сценария для Беларуси. Обвал экспорта сырьевых ресурсов, стопор многих секторов (отдых, путешествия, общественное питание, транспорт, логистика), резкое снижение активности промышленных предприятий, мощный удар по бюджету страны, по бюджетам бизнесов, банков и домашних хозяйств – всё это материализуется на наших глазах.