Что необходимо знать по определению страны происхождения товаров |
Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с каждым годом приобретает всё более интенсивный и плодотворный характер. В этой связи на государственном уровне немаловажная роль отведена вопросам определения страны происхождения товара, так как от грамотного её контроля и определения зависит применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, разного рода запретов и ограничений, мер нетарифного регулирования, специальных, антидемпинговых, компенсационных мер защиты внутреннего рынка, позволяющих отстаивать экономические интересы производителей – резидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Евразийского экономического союза.
Что же необходимо знать при определении страны происхождения товаров? При определении страны происхождения важно знать, что условно Правила определения можно разделить на два блока: - «непреференциальные правила»
- «преференциальные правила»
Непреференциальные правила определения страны происхождения товаров применяются для целей осуществления мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и за-щиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического Союза (далее – Союз) из стран, которые не являются членами Союза.
В частности, 12 января 2019 г. прекратило свое действие Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года и вступило в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза» (непреференциальных правил определения происхождения товаров), (далее - непреференциальные правила). Приложением к непреференциальным правилам установлены требования, предъявляемые к сертификату о происхождении товара (далее-сертификат). Пунктом 5 требований определен перечень информации, которую должен со-держать сертификат. При этом пунктом 6 требований разъяснено, что указанные в пункте 5 требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.
Происхождение товара необходимо подтверждать сертификатом в следующих ситуациях:
- в случае выявления недостоверных сведений в декларации о происхождении товара;
- в случае применения мер защиты внутреннего рынка, обусловленных происхождением товара в отношении происхождения аналогичных товаров, ввозимых на территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых превышает 150 долларов США.
Происхождение товаров считается неподтвержденным в случае непредставления документов о происхождении товара.
Причем обмануть таможенные органы недобропорядочным участникам внешнеэкономической деятельности становится все сложнее и сложнее, так как у таможенного органа страны ввоза есть право на проверку подлинности документов о происхождении товара, а также достоверности заявленных в них сведений (при этом при проверке могут использоваться электронные базы данных, создаваемые уполномоченными органами; направление документов о происхождении товара на верификацию в уполномоченные/компетентные органы страны происхождения).
Преференциальные правила определения страны происхождения товаров применяются в случае ввоза товаров из стран, которым Союз предоставляет тарифные преференции и предусматривающие применение режима свободной торговли международными договорами Сою-за с третьей стороной. Cистема тарифных преференций, как правило, реализуется в рамках заключения преференциальных торговых режимов, соглашений о зоне свободной торговли. Предоставление тарифных преференций (режима свободной торговли) напрямую зависит от страны происхождения товара.
Под тарифной преференцией понимают освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
Исходя из определения «тарифная преференция» у хозяйствующих субъектов может возникнуть закономерный вопрос: «А вправе ли Республика Беларусь в одностороннем порядке предоставлять тарифные преференции в торговле с третьей стороной, то есть государством, не являющимся членом Союза? Да, вправе.
<...>
Войдите в систему или
зарегистрируйтесь
Уже зарегистрированы? Тогда
авторизируйтесь!
Поделиться в соцсетях:
Читайте нас в Телеграм