Главные тезисы на 2019 год «на случай непредвиденных обстоятельств» |
МВФ опубликовал заявление по завершении очередной миссии Фонда в Беларуси. В нем изложены выводы персонала, которые, как подчеркивает Фонд, «не обязательно отражают точку зрения Исполнительного совета МВФ». На основании полученной информации будет подготовлен страновой доклад. Он резко отличается от выводов миссии, которая работает в самой стране. В нем будет описано состояние экономики Беларуси, а также представлены рекомендации по обеспечению экономического роста и развития. Зная содержание предыдущих докладов МВФ по Беларуси, характер диалога в 2018 г. и природу Правительства страны, не составляет труда спрогнозировать содержание очередной порции рекомендаций Фонда.
Главный по Беларуси в МВФ Жак Миньян нашел «устойчивое восстановление экономического роста после спада в 2014–2016 годах, что создает благоприятный фон для работы официальных органов по устранению факторов экономической уязвимости», а также «консолидацию бюджета во имя сокращения потребностей в финансировании и прекращения опасной тенденции роста госдолга». «Высокий внешний спрос, повышение международных цен на некоторые из основных экспортных товаров Беларуси и быстрый рост зарплаты темпами, опережающими темпы роста производительности, продолжают поддерживать экономический подъем».
Фонд отмечает, что «была пересмотрена денежно-кредитная политика с более четким акцентом на стабильности цен, установлении более четких и доводимых до сведения общественности целевых показателей политики и усилении операционной независимости Нацбанка».
Стимулирование инвестиционного и потребительского спроса в 2018 году имело место, но в основном за счет кредитов. Их предложение увеличилось существенно.
МВФ отчетливо видит риски и угрозы экономики Беларуси: «Ограниченность диверсификации торговли и финансирования делает Беларусь восприимчивой к шокам, воздействующим на узкий круг товаров и партнеров. В этом контексте при любом усилении глобальной геополитической напряженности Беларусь может оказаться в чрезвычайно сложной ситуации, учитывая ее глубокие торговые и финансовые связи с Россией».
Вторая проблема — опасная зависимость от энергетических товаров из России и иностранных кредитов. «В финансовом секторе высокая долларизация ведет к созданию как риска ликвидности, так и кредитного риска, которые отчасти смягчаются за счет благоразумных уровней капитала банков в настоящее время. Наконец, госдолг значительно вырос за последние 10 лет, что не в последнюю очередь связано с тем, что высокая доля долга в иностранной валюте делает долг чувствительным к ослаблению обменного курса», — констатируют эксперты МВФ.
«Следует усовершенствовать управление госпредприятиями по двум направлениям. Во-первых, во избежание конфликта интересов следует более четко разделить функции собственника и регулятора. Во-вторых, критерии профессиональной пригодности и добросовестности для отбора членов Наблюдательного совета должны быть более прозрачными и соответствовать передовой практике, при этом следует обеспечить независимость полномочий и подотчетность таких советов в управлении организациями».
В 2019 году нас ждут:
-
Структурные реформы. В результате потери скидок на энергоносители усилится необходимость проведения ускоренных и более глубоких реформ в целях повышения производительности госпредприятий, в том числе нефтеперерабатывающих заводов.
-
Гибкий обменный курс для обеспечения необходимых корректировок в платежном балансе вкупе с бюджетной дисциплиной, предусматривающей отказ от неадресных и дорогих субсидий нефтеперерабатывающим заводам, а также применение дополнительных мер, необходимых для поддержания тенденции к сокращению долга.
-
Ужесточение денежно-кредитной политики для удержания инфляции в рамках целевого параметра и ограничения чрезмерной волатильности на валютном рынке.
Но главное — это чтобы мы с вами были живы-здоровы и счастливы!
<...>