Новые подходы к порядку кредитования и механизму государственного заказа на строительство жилья |
С 1 июня 2025 г. вступят в силу указы, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья. Указ Президента Республики Беларусь от 06.03.2025 № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» (далее — Указ № 95) принят в целях создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне. Категории лиц, имеющих право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ № 95 предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья:
· льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан);
· одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан);
· финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей).
Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа № 95 — исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
В населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом Президента Республики Беларусь от 06.03.2025 № 94 в новой редакции излагается Указ от 08.05.2013 № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья.
Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья.
В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в настоящее время — только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступают в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет осуществляться на прежних условиях.
По материалам Минстройархитектуры
Внесены изменения в постановление Минстройархитектуры от 19.12.2023 № 125 «О порядке регулирования цен»
Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.02.2025 № 28 внесены изменения в постановление Минстройархитектуры от 19.12.2023 № 125 «О порядке регулирования цен» (далее — Постановление № 125). Внесенные изменения актуальны для организаций, осуществляющих производство, оптовую торговлю и импорт строительных материалов.
Обратите внимание, что:
· Постановлением № 125 определен перечень товаров, цены на которые регулируются (аналогичный утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2022 № 447 «О регулировании цен»);
· установлена предельная максимальная оптовая надбавка, подлежащая включению в отпускные цены на товары, в размере 10 % к цене сделки, заключенной на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», на товары, приобретенные субъектами, осуществляющими оптовую торговлю;
· установлено ограничение на повышение цен не более 15 % в год (ранее — не более 30 % в год).
<...>