Привлечение международной технической помощи: экономическая целесообразность в тонкостях налогового и таможенного регулирования |
Количество просмотров 301
Автор Александр Михайлов, специалист таможенного дела Александр Михайлов, специалист таможенного дела
Привлечение международной технической помощи: экономическая целесообразность в тонкостях налогового и таможенного регулирования

Экономический эффект от деятельности любого коммерческого предприятия зависит от многих факторов. И не всегда прибыль зависит от операционной деятельности, а расширение производства — от вложения в предприятие собственных или заемных средств. Одним из способов улучшения показателей деятельности является получение международной технической помощи. На нее вправе рассчитывать компания, которая решает важные экономические, экологические, социальные или иные проблемы в Республике Беларусь. В свою очередь, помощь, полученная в виде товаров или приобретенная за счет финансовых средств, отнесенных к международной технической помощи (далее — МТП), освобождается от уплаты таможенных платежей. Рассмотрим вопросы льготирования при импорте подобной категории товаров несколько подробнее на конкретных примерах.

Нормативная база

Порядок предоставления МТП регламентируется следующими основными актами:

·  Указом Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» (далее — Указ);

·   постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2003 № 1522 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460» (далее — Постановление № 1522);

·   постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2017 № 574 «Об одобрении Национальной программы международной технической помощи до 2020 года» (далее — Постановление № 574);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 02.10.2015 № 57 «О паспорте проекта международной технической помощи» (далее — Постановление № 57);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.05.2010 № 82 «О форме перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов международной технической помощи» (далее - Постановление № 82);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 12.05.2010 № 86 «Об установлении формы заявления о регистрации проекта международной технической помощи, признании утратившими силу постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее — Постановление № 86).

В соответствии с Указом МТП — это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений. Доноры МТП — иностранное государство (его административно-территориальная единица), международная организация, их представительства либо уполномоченные этими государством и организацией субъекты права, предоставляющие международную техническую помощь.

Датская организация намерена безвозмездно предоставить белорусской промышленной организации бывшие в употреблении станки. Может ли это оборудование быть признано в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи и ввезено в Республику Беларусь без уплаты ввозной таможенной пошлины?

В соответствии с подп. 6 п. 3 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании (приложение 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) (далее — Протокол) тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран товаров, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответствии с законодательством государств-членов в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия).

В соответствии с п. 1.1 Указа МТП — это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений. Доноры международной технической помощи — это иностранное государство (его административно-территориальная единица), международная организация, их представительства либо уполномоченные этими государством и организацией субъекты права, предоставляющие международную техническую помощь.

В соответствии с п. 1.3 Указа не признаются объектами налогообложения получаемые в рамках международной технической помощи товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, приобретенные за счет и (или) получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи для использования в целях, определенных проектом (программой) международной технической помощи, — по налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам.

В соответствии с п. 1.2 Постановления № 1522 перечни товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) международной технической помощи, одобряются решением Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь.

Таким образом, оборудование может быть признано в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи, при условии, что белорусской организацией получено решение Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь о признании бывшего в употреблении оборудования в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи. Для получения этого решения датская организация должна быть уполномочена на предоставление международной технической помощи иностранным государством (его административно-территориальной единицей) либо международной организацией, их представительствами.

Вывод: Таким образом, самостоятельно иностранная коммерческая организация не может предоставить МТП.

Законодательство (Указ и Постановление № 1522) различают следующие виды МТП:

Вид МТП

Определение вида МТП

Документ, одобряющий предоставление МТП

Проекты (программы) МТП

Документ, предусматривающий комплекс согласованных организационно-технических мероприятий, объединенных общей целью и обеспеченных частично или полностью за счет предоставления донорами международной технической помощи денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг

Постановление Совета Министров Республики Беларусь

Проекты (программы) МТП, реализуемые методом национального исполнения

Проект международной технической помощи со сроком реализации не более одного года и суммарным объемом предоставляемых для его реализации денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг не более 3 тыс. базовых величин

Решения Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь (далее — Комиссия)

Мини-проекты МТП

Реализация проекта (программы) международной технической помощи в Республике Беларусь с условием, что денежные средства, предназначенные для его (ее) реализации, в полном объеме перечисляются на расчетный счет получателя (получателей) международной технической помощи, реализующего (реализующих) этот проект (программу), а товары и иное имущество, предназначенные для такого проекта (программы), передаются в собственность получателя (получателей) международной технической помощи (собственность государства и хозяйственное ведение, оперативное управление государственной организации, являющейся получателем такой помощи)

Важно! 

В соответствии с п. 1.3 Постановления № 1522 реализация проектов (программ) международной технической помощи на территории Республики Беларусь допускается только после их регистрации в Министерстве экономики Республики Беларусь. При этом данная регистрация осуществляется на основании:

· решения Комиссии для мини-проектов международной технической помощи и проектов, реализуемых методом национального исполнения;

· постановлений Совета Министров Республики Беларусь об одобрении конкретных проектов;

· включения проектов в одобренные программы, если они были включены в список планируемых к реализации проектов в рамках данной программы;

· норм международных договоров Республики Беларусь.

Организация намерена обратиться к международной организации в целях получения МТП. В каких направлениях можно получить МТП для того, чтобы она была признана таковой?

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. О пенсиях белорусов, работающих в странах ЕАЭС

В Евразийском экономическом союзе разрабатывают соглашение о пенсионном обеспечении граждан стран, входящих в ЕЭАС (помимо Беларуси это Россия, Казахстан, Кыргызстан и Армения). Всем гражданам ЕАЭС, которые работают в любой стране ЕАЭС, хотят предоставить такие же права по формированию пенсии, какие есть у граждан этой страны. Допустим, белорус решил поработать пять лет в России. Пенсию за эти пять лет он получит на тех же условиях, что и любой гражданин России, и выплачивать ее будут из российского пенсионного фонда. Если после этого белорус решит переехать работать еще на пять лет в Казахстан, то пенсию за эти пять лет он получит от Казахстана.

2. Почему Беларусь обвинили в невыполнении антикоррупционных стандартов

Группа государств Совета Европы по борьбе с коррупцией 19 марта выступила с беспрецедентным публичным заявлением о несоблюдении антикоррупционных стандартов ГРЕКО Беларусью. Это связано с тем, что с 2012 года, когда ГРЕКО адресовала Беларуси 24 рекомендации и обратилась к ее властям с просьбой разрешить публикацию доклада об оценке, 20 рекомендаций так и остались невыполненными.

3. Шумченко: у ИП возникла проблема с наличными расчетами за рубежом

Глава общественной организации «Перспектива» Анатолий Шумченко решил обратиться к главе Администрации президента, в Совмин и Нацбанк: ИП столкнулись с проблемой расчетов наличными (в инвалюте) за пределами страны из-за постановления Национального банка № 612, которое было принято в декабре 2018 года.<p

4. Белстат о росте неплатежей

Просроченная задолженность по кредитам и займам организаций (без учета микроорганизаций и малых вневедомственных организаций) на 1 февраля 2019 года составила 2 млрд 915,2 млн рублей. За год она выросла на 19,4%, за январь — на 0,8%, следует из данных Белстата.

5. В Беларуси более 60% компаний нерентабельны или низкорентабельны

Такова оперативная статистика по крупным и средним предприятиям реального сектора. В начале 2019 года такой бизнес был в основном малоэффективен. Ежемесячно власти собирают финансовую статистику почти по 7 тысячам крупных и средних предприятий в реальном секторе. В числе прочих показателей замеряется и уровень рентабельности продаж.

6. Ярослав Романчук о российском "мы вас кормим"

"Очевидно, что кредиты и инвестиции России в Беларусь никак нельзя квалифицировать, как «дотации» или «субсидии». Кремль принимает решения о кредитах явно не потому, что он даёт нам займы по 0 – 2% годовых на 7- 10 лет. Опять же требовать у России удешевление кредита - это очень слабая позиция. Правительство, да сделайте вы всё необходимое, чтобы получить инвестиционный рейтинг от международных организаций, уйдите с 6-ой группы кредитного риска по ОЭСР и войдите в 1 – 3 группы – и Беларусь будет иметь вполне европейские ставки по кредитам."

7. МАиС о новом порядке выдачи разрешений на продление сроков строительства

МАиС подготовлены предложения в Совет Министров: «Они жесткие, радикальные. Предусматривается разрешение на продление сроков такого строительства не более одного раза. После того, как один раз сроки местными органами госуправления будут продлены, этот участок либо недострой должен изыматься или передаваться другому застройщику».
Актуальные новости

1. Сколько электричества получили белорусы от солнца, ветра и воды? |

Установленные мощности белорусской «зеленой» энергетики в прошлом году выросли, а драйвером выступили инвесторы в ветроэнергетику. Как подсчитали эксперты на основании кадастра выданных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды сертификатов о подтверждении происхождения энергии, общий прирост мощностей «зеленой» энергетики в 2018 году составил 36, 822 МВт электрической энергии.

2. 5 скандалов вокруг клининговой компании, которой заинтересовались белорусские следователи |

В 1994 году супруги Эдуард и Елена Апсит создали в Минске клининговую компанию, ознакомившись с опытом подобного бизнеса в Нидерландах. Спустя несколько лет они приехали развивать бизнес в Москву, и со временем их группа компаний Facilicom выросла до внушительных размеров. Среди их бизнеса есть даже «Народный доверительный банк». Фирма под названием «Чистый свет» стал одним из крупнейших клининговых операторов. Среди ее клиентов было, например, Министерство обороны России.

3. О сути проекта Указа «О создании системы прослеживаемости товаров» |

Система прослеживаемости будет создаваться на базе товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов. «Особенностью составления электронных накладных является то, что данный документ интегрирован в бизнес-среду и является одним из действующих элементов электронного взаимодействия покупателя (получателя) и продавца (поставщика).

4. Когда и как можно будет пользоваться советскими брендами в будущем |

Сложности, связанные с советскими брендами, возникли после распада СССР. Большинство предприятий перешло в частные руки, а их владельцы начали регистрировать товарные знаки в национальных патентных ведомствах стран бывшего СССР и, соответственно, получать исключительное право на их использование в рамках отдельных государств. При этом у предпринимателей появилась возможность зарегистрировать такие товарные знаки как в своей стране, так и на территории любого другого государства и впоследствии проводить работу по защите своих исключительных прав на товарные знаки.

5. КГК о нарушениях валютного контроля предприятиями Могилевской области |

Контрольно-аналитические мероприятия КГК Могилевской области в 32 организациях позволили выявить несвоевременное получение от зарубежных партнеров товаров по импортным контрактам и денег за экспортированную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на общую сумму Br200 тыс., 2,6 млн евро и 280,2 млн российских рублей.

6. Насколько российские банки готовы к отключению от SWIFT |

Reuters отмечает, что наибольшие угрозы банковскому сектору РФ представляют отключение от SWIFT и запрет на проведение валютных операций. Банк России разработал систему передачи финансовых сообщений (СПФС), которая позволит российским кредитным организациям продолжить работу в случае отключения от SWIFT. Из информации, размещенной на сайте ЦБ РФ говорится, что СПФС реализует функцию Банка России по организации оказания услуг по передаче финансовых сообщений.

7. Внутренний валютный рынок. Обзор итогов февраля 2019 года |

По сообщениям регуляторов за два месяца им пришлось погасить валютных обязательств более, чем на 1 млрд USD (в январе - 650 млн USD, в феврале - на 430 млн USD). При этом госдолг незначительно снизился (в пределах 1%), а ЗВР удалось удержать на уровне 7,1 млрд USD.  Существенных заемных источников задействовано не было. На внешние рынки не выходили, внутри у Минфина штиль (менее 15 млн USD), у Нацбанка тоже практически нулевая позиция (привлеченные ресурсы идут на погашение старых долгов). Логичен вопрос: "Откуда миллиард ?"