Привлечение международной технической помощи: экономическая целесообразность в тонкостях налогового и таможенного регулирования

Привлечение международной технической помощи: экономическая целесообразность в тонкостях налогового и таможенного регулирования |

Автор Александр Михайлов, специалист таможенного дела Александр Михайлов, специалист таможенного дела
Количество просмотров 1255

Экономический эффект от деятельности любого коммерческого предприятия зависит от многих факторов. И не всегда прибыль зависит от операционной деятельности, а расширение производства — от вложения в предприятие собственных или заемных средств. Одним из способов улучшения показателей деятельности является получение международной технической помощи. На нее вправе рассчитывать компания, которая решает важные экономические, экологические, социальные или иные проблемы в Республике Беларусь. В свою очередь, помощь, полученная в виде товаров или приобретенная за счет финансовых средств, отнесенных к международной технической помощи (далее — МТП), освобождается от уплаты таможенных платежей. Рассмотрим вопросы льготирования при импорте подобной категории товаров несколько подробнее на конкретных примерах.

Нормативная база

Порядок предоставления МТП регламентируется следующими основными актами:

·  Указом Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» (далее — Указ);

·   постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2003 № 1522 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460» (далее — Постановление № 1522);

·   постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2017 № 574 «Об одобрении Национальной программы международной технической помощи до 2020 года» (далее — Постановление № 574);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 02.10.2015 № 57 «О паспорте проекта международной технической помощи» (далее — Постановление № 57);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.05.2010 № 82 «О форме перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов международной технической помощи» (далее - Постановление № 82);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 12.05.2010 № 86 «Об установлении формы заявления о регистрации проекта международной технической помощи, признании утратившими силу постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее — Постановление № 86).

В соответствии с Указом МТП — это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений. Доноры МТП — иностранное государство (его административно-территориальная единица), международная организация, их представительства либо уполномоченные этими государством и организацией субъекты права, предоставляющие международную техническую помощь.

Датская организация намерена безвозмездно предоставить белорусской промышленной организации бывшие в употреблении станки. Может ли это оборудование быть признано в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи и ввезено в Республику Беларусь без уплаты ввозной таможенной пошлины?

В соответствии с подп. 6 п. 3 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании (приложение 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) (далее — Протокол) тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран товаров, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответствии с законодательством государств-членов в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия).

В соответствии с п. 1.1 Указа МТП — это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений. Доноры международной технической помощи — это иностранное государство (его административно-территориальная единица), международная организация, их представительства либо уполномоченные этими государством и организацией субъекты права, предоставляющие международную техническую помощь.

В соответствии с п. 1.3 Указа не признаются объектами налогообложения получаемые в рамках международной технической помощи товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, приобретенные за счет и (или) получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи для использования в целях, определенных проектом (программой) международной технической помощи, — по налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам.

В соответствии с п. 1.2 Постановления № 1522 перечни товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) международной технической помощи, одобряются решением Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь.

Таким образом, оборудование может быть признано в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи, при условии, что белорусской организацией получено решение Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь о признании бывшего в употреблении оборудования в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи. Для получения этого решения датская организация должна быть уполномочена на предоставление международной технической помощи иностранным государством (его административно-территориальной единицей) либо международной организацией, их представительствами.

Вывод: Таким образом, самостоятельно иностранная коммерческая организация не может предоставить МТП.

Законодательство (Указ и Постановление № 1522) различают следующие виды МТП:

Вид МТП

Определение вида МТП

Документ, одобряющий предоставление МТП

Проекты (программы) МТП

Документ, предусматривающий комплекс согласованных организационно-технических мероприятий, объединенных общей целью и обеспеченных частично или полностью за счет предоставления донорами международной технической помощи денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг

Постановление Совета Министров Республики Беларусь

Проекты (программы) МТП, реализуемые методом национального исполнения

Проект международной технической помощи со сроком реализации не более одного года и суммарным объемом предоставляемых для его реализации денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг не более 3 тыс. базовых величин

Решения Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь (далее — Комиссия)

Мини-проекты МТП

Реализация проекта (программы) международной технической помощи в Республике Беларусь с условием, что денежные средства, предназначенные для его (ее) реализации, в полном объеме перечисляются на расчетный счет получателя (получателей) международной технической помощи, реализующего (реализующих) этот проект (программу), а товары и иное имущество, предназначенные для такого проекта (программы), передаются в собственность получателя (получателей) международной технической помощи (собственность государства и хозяйственное ведение, оперативное управление государственной организации, являющейся получателем такой помощи)

Важно! 

В соответствии с п. 1.3 Постановления № 1522 реализация проектов (программ) международной технической помощи на территории Республики Беларусь допускается только после их регистрации в Министерстве экономики Республики Беларусь. При этом данная регистрация осуществляется на основании:

· решения Комиссии для мини-проектов международной технической помощи и проектов, реализуемых методом национального исполнения;

· постановлений Совета Министров Республики Беларусь об одобрении конкретных проектов;

· включения проектов в одобренные программы, если они были включены в список планируемых к реализации проектов в рамках данной программы;

· норм международных договоров Республики Беларусь.

Организация намерена обратиться к международной организации в целях получения МТП. В каких направлениях можно получить МТП для того, чтобы она была признана таковой?

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Исследование JPMorgan: инвесторы постарше покупают золото, молодые - биткоин

Инвесторы в целом интересуются альтернативными активами, но старшие покупают золото, а тем, кто помоложе, нравится биткоин, говорят стратеги во главе с Николаосом Панигирцоглу. Миллениалы вкладываются в акции, особенно технологических компаний, а инвесторы постарше продают акции, сказали они.

2. Прогноз: Беларуси грозит отсроченная и растянутая рецессия

Вопреки резкому проседанию спроса на большинстве крупных госпредприятий поддерживались объемы производства и это привело к быстрому росту запасов готовой продукции и ухудшению состояния ликвидности. В промышленности запасы во 2 кв. впервые с рецессионного 2015 г. достигли уровня около 80% от среднемесячного объема производства. Возникший разрыв между производством и спросом предприятиям придется сокращать в последующие периоды, ограничивая производство и распродавая запасы.

3. BEROC: Занятость снизилась, зарплаты выросли

Реальные удельные издержки на труд существенно превысили свой долгосрочный равновесный уровень. «Это означает, что текущий уровень зарплаты становится дополнительным бременем для ценовой конкурентоспособности фирм, — предупреждают авторы исследования.

4. «Единственные производители» и участие в процедурах госзакупок

Из списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, досрочно исключаются субъекты, являющиеся единственными производителями. Соответствующая норма включена постановлением МАРТ от 17 июля 2020 г. № 52 и вступает в силу с 5 августа 2020 года.

5. Минфин Беларуси срочно переключился на размещение рублевых облигаций. Что это значит?

Ранее в текущем году Минфин размещал 5 выпусков валютных облигаций, два из которых – 267 и 268 были признаны несостоявшимися. Вместе с тем, ведомству удалось распродать три номинированных в долларах США выпуска бумаг (265, 266 и 269) на общую сумму в 210 млн USD. 2 июля, впервые после 2017 года, Минфин провел непубличное размещение двух рублевых выпусков облигаций на общую сумму 200 млн. рублей.

6. Давление из Москвы усилилось. Белорусские налоговики не хотят переходить на российские ИТ-платформы

С 2019 года правительство РФ активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на российские цифровые платформы. Это действующие или разрабатываемые системы контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров.