Привлечение международной технической помощи: экономическая целесообразность в тонкостях налогового и таможенного регулирования |
Количество просмотров 198
Автор Александр Михайлов, специалист таможенного дела Александр Михайлов, специалист таможенного дела
Привлечение международной технической помощи: экономическая целесообразность в тонкостях налогового и таможенного регулирования

Экономический эффект от деятельности любого коммерческого предприятия зависит от многих факторов. И не всегда прибыль зависит от операционной деятельности, а расширение производства — от вложения в предприятие собственных или заемных средств. Одним из способов улучшения показателей деятельности является получение международной технической помощи. На нее вправе рассчитывать компания, которая решает важные экономические, экологические, социальные или иные проблемы в Республике Беларусь. В свою очередь, помощь, полученная в виде товаров или приобретенная за счет финансовых средств, отнесенных к международной технической помощи (далее — МТП), освобождается от уплаты таможенных платежей. Рассмотрим вопросы льготирования при импорте подобной категории товаров несколько подробнее на конкретных примерах.

Нормативная база

Порядок предоставления МТП регламентируется следующими основными актами:

·  Указом Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» (далее — Указ);

·   постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2003 № 1522 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460» (далее — Постановление № 1522);

·   постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2017 № 574 «Об одобрении Национальной программы международной технической помощи до 2020 года» (далее — Постановление № 574);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 02.10.2015 № 57 «О паспорте проекта международной технической помощи» (далее — Постановление № 57);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.05.2010 № 82 «О форме перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов международной технической помощи» (далее - Постановление № 82);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 12.05.2010 № 86 «Об установлении формы заявления о регистрации проекта международной технической помощи, признании утратившими силу постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее — Постановление № 86).

В соответствии с Указом МТП — это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений. Доноры МТП — иностранное государство (его административно-территориальная единица), международная организация, их представительства либо уполномоченные этими государством и организацией субъекты права, предоставляющие международную техническую помощь.

Датская организация намерена безвозмездно предоставить белорусской промышленной организации бывшие в употреблении станки. Может ли это оборудование быть признано в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи и ввезено в Республику Беларусь без уплаты ввозной таможенной пошлины?

В соответствии с подп. 6 п. 3 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании (приложение 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) (далее — Протокол) тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран товаров, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответствии с законодательством государств-членов в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия).

В соответствии с п. 1.1 Указа МТП — это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений. Доноры международной технической помощи — это иностранное государство (его административно-территориальная единица), международная организация, их представительства либо уполномоченные этими государством и организацией субъекты права, предоставляющие международную техническую помощь.

В соответствии с п. 1.3 Указа не признаются объектами налогообложения получаемые в рамках международной технической помощи товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, приобретенные за счет и (или) получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи для использования в целях, определенных проектом (программой) международной технической помощи, — по налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам.

В соответствии с п. 1.2 Постановления № 1522 перечни товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) международной технической помощи, одобряются решением Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь.

Таким образом, оборудование может быть признано в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи, при условии, что белорусской организацией получено решение Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь о признании бывшего в употреблении оборудования в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи. Для получения этого решения датская организация должна быть уполномочена на предоставление международной технической помощи иностранным государством (его административно-территориальной единицей) либо международной организацией, их представительствами.

Вывод: Таким образом, самостоятельно иностранная коммерческая организация не может предоставить МТП.

Законодательство (Указ и Постановление № 1522) различают следующие виды МТП:

Вид МТП

Определение вида МТП

Документ, одобряющий предоставление МТП

Проекты (программы) МТП

Документ, предусматривающий комплекс согласованных организационно-технических мероприятий, объединенных общей целью и обеспеченных частично или полностью за счет предоставления донорами международной технической помощи денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг

Постановление Совета Министров Республики Беларусь

Проекты (программы) МТП, реализуемые методом национального исполнения

Проект международной технической помощи со сроком реализации не более одного года и суммарным объемом предоставляемых для его реализации денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг не более 3 тыс. базовых величин

Решения Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь (далее — Комиссия)

Мини-проекты МТП

Реализация проекта (программы) международной технической помощи в Республике Беларусь с условием, что денежные средства, предназначенные для его (ее) реализации, в полном объеме перечисляются на расчетный счет получателя (получателей) международной технической помощи, реализующего (реализующих) этот проект (программу), а товары и иное имущество, предназначенные для такого проекта (программы), передаются в собственность получателя (получателей) международной технической помощи (собственность государства и хозяйственное ведение, оперативное управление государственной организации, являющейся получателем такой помощи)

Важно! 

В соответствии с п. 1.3 Постановления № 1522 реализация проектов (программ) международной технической помощи на территории Республики Беларусь допускается только после их регистрации в Министерстве экономики Республики Беларусь. При этом данная регистрация осуществляется на основании:

· решения Комиссии для мини-проектов международной технической помощи и проектов, реализуемых методом национального исполнения;

· постановлений Совета Министров Республики Беларусь об одобрении конкретных проектов;

· включения проектов в одобренные программы, если они были включены в список планируемых к реализации проектов в рамках данной программы;

· норм международных договоров Республики Беларусь.

Организация намерена обратиться к международной организации в целях получения МТП. В каких направлениях можно получить МТП для того, чтобы она была признана таковой?

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Срок предоставления налоговых вычетов по НДС при импорте товаров будет уменьшен до 30 дней

В ближайшее время ожидается изменение сроков предоставления налоговых вычетов по НДС при импорте товаров, рассказала Элла Селицкая. «У нас вычет был ограничен 60 днями. Подготовлен проект указа, в котором этот срок сокращается до 30 дней. Сейчас документ находится в правительстве, и я думаю, что в течение февраля он должен быть подписан. Срок его вступления в силу по проекту — 1 января 2019 года.

2. Emerging markets: инвесторы выбирают твердую валюту

В то время как инвесторы в активы развивающихся стран начинают переживать по поводу прогнозов экономического роста, один класс активов может оказаться более устойчивым к потенциальному замедлению - валютные облигации. Бонды развивающихся стран в иностранной валюте, завершившие январь максимальным за десятилетие ростом, продолжают дорожать в феврале. Ралли локальных бондов, наоборот, начало выдыхаться на фоне предположений о том, что замедление экономического роста может позволить центробанкам снизить процентные ставки, ослабив валюты.

3. МАРТ разработает методики определения минимальных цен на алкоголь и грузовые ж.д. перевозки

В 2019 году также предусмотрены: разработка инструкций и методик о порядке установления и применения цен (тарифов) для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение и естественных монополий; расширение применения рыночных форм ценообразования; усиление координационной функции МАРТ по регулированию цен (тарифов); организация биржевых торгов молоком-сырьем; совершенствование нормативной правовой базы в области антимонопольного законодательства, государственных закупок, защиты прав потребителей и торговли, исходя из правоприменительной практики.

4. Разъяснение отдельных вопросов порядка исчисления и уплаты госпошлины при обращении в экономические суды

С 1 января, после вступления в силу новой редакции Налогового кодекса Беларуси изменилась не только нумерация статей в кодексе, но суть некоторых подходов к определению суммы и необходимости уплаты госпошлины. В разъяснении речь идет о нормах статей 284,  285, 288, и 292 Налогового кодекса, приведены примеры и даны ответы на часто задаваемые вопросы.

5. Нацбанк Беларуси ответил на вопросы об использовании валюты в расчетах по облигациям резидентов

С 1 марта использовать иностранную валюту можно в расчетах (в том числе с участием профучастников рынка ценных бумаг) между Минфином либо Нацбанком с одной стороны и субъектами валютных операций – резидентами или физическими лицами – с другой.Возможность использования инвалюты в расчетах по операциям с облигациями, эмитированными другими резидентами, в том числе банками, правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением правления Национального банка от 30 апреля 2004 года № 72 (в редакции постановления № 612), не предусмотрена

6. Данные Минтруда: какие работники в дефиците на рынке труда

В Беларуси по-прежнему на рынке труда больше всего востребованы водители автомобилей, врачи, медсестры, швеи, продавцы и трактористы, а также строители. Это следует  из данных Минтруда по спросу и предложению на рынке труда на 1 декабря прошлого года. В городах и городских поселках для водителей автомобилей на начало декабря была 2721 вакансия (295 зарегистрированных безработных), для врачей — 2666 вакансий (9), медсестер — 2569 (26), для швей — 1769 (112), продавцов — 1543 (414), поваров — 1141 (79).

7. О перечне товаров, запрещенных или ограниченных к вывозу из России в Беларусь

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г. предусматривает процедуру согласования и изменения индикативных балансов нефти и нефтепродуктов (бензины автомобильные, дизельное топливо, мазут топочный) с целью обеспечения внутренних потребностей Республики Беларусь, а также согласование перечня товаров, запрещенных или ограниченных к вывозу из России в Беларусь.
Актуальные новости

1. Нацбанк: в Беларуси зафиксированы случаи телефонного мошенничества – вишинга |

Вишинг – это один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии, который заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную связь и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т. д.), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определенных действий с карточным счетом/платежной картой с целью хищения денежных средств.

2. О новых правилах обжалования решений налоговых органов и возврата госпошлины из бюджета |

В связи со вступлением с 1 января 2019 года в силу новой редакции Налогового кодекса Беларуси (далее НК) изменился порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, в том числе в рамках Указа от 16.10.2009 № 510  «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Особенности возврата или зачета госпошлины изложены в статье 292 Особенной части НК.

3. ФСБ России начала зачистку крупнейших производителей и импортеров продуктов питания |

Федеральная налоговая служба вместе с ФСБ России организовала проверки в целях ликвидации «площадок», которые сельхозпроизводители могли использовать для необоснованного ухода от уплаты НДС при экспорте. По результатам проверок будет дана оценка степени вовлеченности в незаконную схему минимизации налоговых обязательств крупнейших животноводческих, мукомольных, комбикормовых и прочих заводов-переработчиков и получению ими необоснованного конкурентного преимущества над участниками рынка

4. Угроза новых «адских санкций» обваливает российский рубль до минимума за три недели |

Еще месяц назад мировые СМИ распространили информацию от авторитетных экспертов о недооценнености российского рубля. Однако на ночных новостях о том, что в сенат США будет внесен новый законопроект о жестких санкциях против России за вмешательство в выборы и агрессию на Украине, на рынке началась масштабная скупка долларов, подбросившая курс USD до максимума за три недели. За 40 минут трейдеры скупили на МосБиржи 375 млн USD, собрав половину заявок на продажу американской валюты, которые на тот момент были зарегистрированы торговой площадкой.

5. Данные о производстве золота и серебра в России по итогам 2018 года |

Банки кредитуют недропользователей в обмен на поставку золота и затем продают драгметалл Банку России. В лидерах покупок российского золота продолжают оставаться ВТБ, "Газпромбанк", Сбербанк и "ФК Открытие". Россия занимает 3-е место в мире по добыче золота после Австралии и Китая. ЦБ с 2013 г. активно покупает российское золото в резервы.

6. В России рассказали о планах вытащить из-под матрасов деньги россиян |

В финансово-экономическом блоке правительства России бытует представление о том, что «у населения слишком много денег», заявил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Нововведения в экономической политике, включая повышение налогов, тарифов и штрафов, направлены на то, чтобы изъять эти ресурсы у граждан. «Государству все время нужны деньги», - констатировал Титов, добавив, что представления о безграничных ресурсах населения глубоко ошибочно. Об этом, по его словам, свидетельствует та скорость, с которой граждане набирают банковские кредиты.

7. Оршанская фирма при экспорте белорусского текстиля недоплатила в бюджет более 270 тыс.BYN налогов |

Как сообщили в КГК, оршанский коммерсант наладил сбыт в Россию белорусской текстильной продукции. Продукцию реализовывал в основном на рынках Смоленска и Смоленской области за наличный расчет. Чтобы скрыть реальный размер выручки, в бухгалтерский учет оршанского предприятия помещались подложные первичные документы, полученные от лжепредпринимательских структур, о реализации продукции по заниженной цене.