Привлечение международной технической помощи: экономическая целесообразность в тонкостях налогового и таможенного регулирования

Привлечение международной технической помощи: экономическая целесообразность в тонкостях налогового и таможенного регулирования |

Автор Александр Михайлов, специалист таможенного дела Александр Михайлов, специалист таможенного дела
Количество просмотров 908

Экономический эффект от деятельности любого коммерческого предприятия зависит от многих факторов. И не всегда прибыль зависит от операционной деятельности, а расширение производства — от вложения в предприятие собственных или заемных средств. Одним из способов улучшения показателей деятельности является получение международной технической помощи. На нее вправе рассчитывать компания, которая решает важные экономические, экологические, социальные или иные проблемы в Республике Беларусь. В свою очередь, помощь, полученная в виде товаров или приобретенная за счет финансовых средств, отнесенных к международной технической помощи (далее — МТП), освобождается от уплаты таможенных платежей. Рассмотрим вопросы льготирования при импорте подобной категории товаров несколько подробнее на конкретных примерах.

Нормативная база

Порядок предоставления МТП регламентируется следующими основными актами:

·  Указом Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» (далее — Указ);

·   постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2003 № 1522 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460» (далее — Постановление № 1522);

·   постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2017 № 574 «Об одобрении Национальной программы международной технической помощи до 2020 года» (далее — Постановление № 574);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 02.10.2015 № 57 «О паспорте проекта международной технической помощи» (далее — Постановление № 57);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.05.2010 № 82 «О форме перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов международной технической помощи» (далее - Постановление № 82);

·   постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 12.05.2010 № 86 «Об установлении формы заявления о регистрации проекта международной технической помощи, признании утратившими силу постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее — Постановление № 86).

В соответствии с Указом МТП — это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений. Доноры МТП — иностранное государство (его административно-территориальная единица), международная организация, их представительства либо уполномоченные этими государством и организацией субъекты права, предоставляющие международную техническую помощь.

Датская организация намерена безвозмездно предоставить белорусской промышленной организации бывшие в употреблении станки. Может ли это оборудование быть признано в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи и ввезено в Республику Беларусь без уплаты ввозной таможенной пошлины?

В соответствии с подп. 6 п. 3 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании (приложение 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) (далее — Протокол) тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран товаров, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответствии с законодательством государств-членов в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия).

В соответствии с п. 1.1 Указа МТП — это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений. Доноры международной технической помощи — это иностранное государство (его административно-территориальная единица), международная организация, их представительства либо уполномоченные этими государством и организацией субъекты права, предоставляющие международную техническую помощь.

В соответствии с п. 1.3 Указа не признаются объектами налогообложения получаемые в рамках международной технической помощи товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, приобретенные за счет и (или) получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи для использования в целях, определенных проектом (программой) международной технической помощи, — по налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам.

В соответствии с п. 1.2 Постановления № 1522 перечни товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) международной технической помощи, одобряются решением Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь.

Таким образом, оборудование может быть признано в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи, при условии, что белорусской организацией получено решение Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь о признании бывшего в употреблении оборудования в качестве товара, предоставленного для реализации проекта (программы) международной технической помощи. Для получения этого решения датская организация должна быть уполномочена на предоставление международной технической помощи иностранным государством (его административно-территориальной единицей) либо международной организацией, их представительствами.

Вывод: Таким образом, самостоятельно иностранная коммерческая организация не может предоставить МТП.

Законодательство (Указ и Постановление № 1522) различают следующие виды МТП:

Вид МТП

Определение вида МТП

Документ, одобряющий предоставление МТП

Проекты (программы) МТП

Документ, предусматривающий комплекс согласованных организационно-технических мероприятий, объединенных общей целью и обеспеченных частично или полностью за счет предоставления донорами международной технической помощи денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг

Постановление Совета Министров Республики Беларусь

Проекты (программы) МТП, реализуемые методом национального исполнения

Проект международной технической помощи со сроком реализации не более одного года и суммарным объемом предоставляемых для его реализации денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг не более 3 тыс. базовых величин

Решения Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь (далее — Комиссия)

Мини-проекты МТП

Реализация проекта (программы) международной технической помощи в Республике Беларусь с условием, что денежные средства, предназначенные для его (ее) реализации, в полном объеме перечисляются на расчетный счет получателя (получателей) международной технической помощи, реализующего (реализующих) этот проект (программу), а товары и иное имущество, предназначенные для такого проекта (программы), передаются в собственность получателя (получателей) международной технической помощи (собственность государства и хозяйственное ведение, оперативное управление государственной организации, являющейся получателем такой помощи)

Важно! 

В соответствии с п. 1.3 Постановления № 1522 реализация проектов (программ) международной технической помощи на территории Республики Беларусь допускается только после их регистрации в Министерстве экономики Республики Беларусь. При этом данная регистрация осуществляется на основании:

· решения Комиссии для мини-проектов международной технической помощи и проектов, реализуемых методом национального исполнения;

· постановлений Совета Министров Республики Беларусь об одобрении конкретных проектов;

· включения проектов в одобренные программы, если они были включены в список планируемых к реализации проектов в рамках данной программы;

· норм международных договоров Республики Беларусь.

Организация намерена обратиться к международной организации в целях получения МТП. В каких направлениях можно получить МТП для того, чтобы она была признана таковой?

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».