12 главных изменений в налогообложении и льготировании прибыли в 2019 году |
На совещании 26 ноября вокруг проекта обновленного Налогового кодекса развернулась, пожалуй, самая большая дискуссия. Максим Ермолович доложил Президенту, что документ несет в себе много позитивных изменений, поэтому важно, чтобы он вступил в силу с 1 января 2019 г. Глава государства в целом одобрил проект кодекса, вместе с тем он поручил Правительству, Палате представителей, Совету Республики и Администрации Президента еще раз внимательно проанализировать его нормы, чтобы на рассмотрение депутатов был вынесен уже абсолютно выверенный документ.
1. Изменениями в Налоговый кодекс по налогу на прибыль предусмотрено сближение бухгалтерского и налогового учета посредством устранения временных различий в признании отдельных видов доходов и расходов.
Так, в п. 5 ст. 168 (127) НК «Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» отдельно прописана дата отражения выручки при реализации товаров по розничным ценам в розничной торговле и (или) общественном питании, которая будет совпадать с порядком отражения выручки, предусмотренным в бухгалтерском учете (п. 17 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102). Организация розничной торговли признает выручку от реализации товаров при передаче их покупателю.
Кроме того, изменен порядок определения даты передачи имущественных прав. Теперь эта дата будет определяться одинаково как для налога на прибыль, так и для НДС, поэтому в этом пункте дана отсылочная норма на п. 8 ст. 121 «Определение момента фактической реализации товаров (работ, услуг) имущественных прав».
Днем передачи имущественных прав по выбору плательщика будет признаваться (п. 7 ст. 168 (127) НК):
· либо последний календарный день каждого месяца, к которому относится передача имущественного права, а если передача имущественных прав завершается до окончания месяца — последний день такой передачи;
· либо день передачи имущественного права, оформляемый первичным учетным документом.
2. Прежнюю ст. 130 НК «Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении» разделили на 3 отдельные статьи: затраты, учитываемые при налогообложении, затраты по производству и реализации, нормируемые затраты (ст. 169–171 НК).
Нормируемые затраты будут учитываться при налогообложении только в установленных законом пределах. Это коснется:
· расходов на управленческие услуги от ИП и других организаций, которые применяют особые режимы налогообложения. Такие расходы разрешат учитывать только в пределах суммы, рассчитанной как коэффициент соотношения средних зарплат руководителей и зарплат по организации в целом;
· расходов на оплату ТЭР. При отсутствии норм для механических транспортных средств затраты будут приниматься в пределах норм, установленных заводом-изготовителем, а при отсутствии и таковых — в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, будут действовать до момента их утверждения в нормативном правовом акте;
· потерь от недостачи или порчи при хранении, транспортировке и реализации материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли. При их отсутствии их разрешат устанавливать самостоятельно собственникам или руководителям организаций.
Проектом в НК введено понятие «прочие затраты». Эти затраты в совокупности ограничили одним процентом от налоговой выручки.
К прочим затратам будут относиться:
· вознаграждение по итогам работы за год;
· единовременные выплаты на оздоровление;
· единовременные пособия лицам, уходящим на пенсию;
· оплата дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством;
· расходы по благоустройству населенных пунктов;
· проценты по просроченным платежам по займам и кредитам;
· вознаграждения членам совета директоров и наблюдательного совета.
Также одним процентом от выручки планируют ограничить затраты, которые до этого не нормировались:
· представительские расходы;
· компенсация сотрудникам, работа которых не носит разъездной характер, за использование личных автомобилей;
<...>