Анализ изменений в порядке применения навигационных пломб |
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2020 № 576 внесены изменения в постановление Совмина от 25.05.2020 № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)».
1. Расширен перечень случаев, при наступлении которых налагаются навигационные пломбы. К таким случаям относятся:
-
неоднократное невыполнение перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;
-
неисполнение перевозчиком в установленный срок обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
-
иные случаи при выявлении признаков несоблюдения международных договоров и актов, составляющих право Союза, и (или) законодательства государств-членов;
-
установление таможенными органами маршрута перевозки товаров в соответствии со статьей 344 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
2. Перечень мест, в которых происходит наложение навигационных пломб, дополнен ведомственными пунктами таможенного оформления.
Наложение (снятие) навигационных устройств (пломб), как и ранее, производится таможенными органами, либо национальным оператором, либо лицами, уполномоченными им на совершение указанных действий.
3. Снятие навигационных пломб, как и прежде, происходит в республиканских пунктах таможенного оформления, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в ведомственных пунктах таможенного оформления, а случае перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, в Российскую Федерацию либо транзитом через ее территорию — в специально обозначенном месте на республиканской автомобильной дороге М-1 граница Республики Беларусь (Редьки) — граница Российской Федерации (Красное). При этом Постановлением № 576 введена обязанность водителя остановиться в таком специально обозначенном месте для снятия навигационной пломбы. Это место обозначено табличкой с изображением навигационной пломбы с надписью «Электронная пломба E-SEAL» и располагается на республиканской автомобильной дороге М-1, справа, на 607-м км дороги, на расстоянии 300–350 м от километрового столба, координаты по Google 54.689854, 30.942757.
За невыполнение требования об остановке в этом специальном месте для снятия навигационной пломбы водитель может быть привлечен к административной ответственности по статье 23.4 КоАП (штраф в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест).
4. Тариф на услуги национального оператора по отслеживанию (мониторингу) объектов пломбирования увеличен с 3 до 5 базовых величин за одну услугу, включая налог на добавленную стоимость.
Напомним, что распоряжением Президента Республики Беларусь от 01.11.2018 № 220рп «О международных транзитных перевозках товаров» национальным оператором определен ОДО «Белнефтегаз», который:
-
оказывает автомобильному перевозчику услугу по отслеживанию (мониторингу) автомобильных транспортных средств, на грузовые помещения (отсеки) которых наложены навигационные устройства (пломбы), на основе договора возмездного оказания услуг;
-
передает в безвозмездное временное пользование таможенным органам необходимое количество специализированных мобильных устройств для снятия и наложения, в том числе повторного, навигационных устройств (пломб);
-
производит сбор, обработку, хранение и использование информации, имеющей отношение к перевозкам товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществляемым с применением навигационных устройств (пломб) в соответствии с настоящим постановлением, в целях обеспечения функционирования системы отслеживания и предоставления пользователям системы отслеживания информации о перевозках товаров, находящихся под таможенным контролем;
-
обеспечивает хранение в системе отслеживания не менее двух месяцев со дня снятия навигационного устройства (пломбы) информации о применении навигационных устройств (пломб) по перевозкам товаров, находящихся под таможенным контролем;
-
обеспечивает соблюдение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
-
информирует Государственный таможенный комитет, таможни, Транспортную инспекцию Министерства транспорта и коммуникаций о неисправности системы отслеживания и времени, необходимом для устранения такой неисправности.
Постановление вступило в силу с 1 октября 2020 г.
Отдельные положения, касающиеся исключения Транспортной инспекции из пользователей системы отслеживания, вступят в силу с 1 января 2021 г.
Регулирование в ЕАЭС
20 июля Совет Евразийской экономической комиссии поручил Коллегии ЕЭК совместно с правительствами государств Евразийского экономического союза разработать проект международного договора по применению навигационных пломб при перевозках товаров по территориям двух и более государств Союза.
Как подчеркнул министр ЕЭК по таможенному сотрудничеству Олег Панкратов, ранее Объединенная коллегия таможенных служб Союза подготовила рамочный проект соглашения о единой системе транзита. Кроме того, были проведены эксперименты по применению навигационных пломб.
«От российской стороны поступило предложение сделать соглашение более глобальным, заложить в него комплексный подход по вопросам таможенного транзита. Мы со своей стороны предлагаем в первую очередь решить вопрос с применением навигационных пломб, в том числе не только для таможенных целей, и параллельно готовить такой документ», — отметил Олег Панкратов.
Стороны поддержали предложение Коллегии. Планируется, что международный договор по применению навигационных пломб при перевозках товаров будет подготовлен в октябре текущего года.
<...>