Как современные банковские продукты и технологии помогают развитию бизнеса? |
Очевидно, что банковская система сегодня играет очень важную роль в развитии отечественной экономики. Обеспечение расчетов, предоставление финансирования и совершение документарных операций, зарплатное обслуживание — это те сервисы и продукты, которые можно назвать привычными и «классическими» для банков. Но учитывая стремительное развитие цифровых технологий, появление новых макроэкономических вызовов и задач от клиентов, банки должны быть готовы предложить бизнесу инновационные решения, позволяющие повысить эффективность работы и снизить риски — уверены в Белгазпромбанке. Например, крайне важными задачами для бизнеса сегодня являются: обеспечение целевого и эффективного расходования денежных средств, выделяемых на реализацию инвестиционных проектов, повышение прозрачности расчетов, повышение финансовой дисциплины контрагентов, оптимизация ценообразования, снижение рисков налогового характера. Все эти задачи позволяет решить продукт «Банковское сопровождение контрактов», который сегодня предлагает своим клиентам Белгазпромбанк. Чтобы разобраться с тем, как работает этот инновационный сервис, мы встретились с Антоном Нохриным, начальником Управления развития корпоративного бизнеса Белгазпромбанка, и задали интересующие нас вопросы.
— Антон, здравствуйте! Давайте начнем с самого простого вопроса: что представляет собой продукт «Банковское сопровождение контрактов» и какие возможности для бизнеса он в себе несет? Скажу честно, о подобном слышу впервые.
— Добрый день. Банковское сопровождение контрактов для Республики Беларусь является относительно новым продуктом. Своим клиентам мы впервые предложили его в 2019 году. Однако он весьма успешно применяется в Российской Федерации уже более 7 лет и доказал свою эффективность. Им активно пользуются как государственные заказчики, так и частные компании. Банковское сопровождение контрактов — комплекс услуг, включающий в себя мониторинг расчетов, контроль за целевым расходованием денежных средств и информирование заказчика о результатах такого контроля. Данный продукт позволяет защитить инвестиции бизнеса и государства от их нецелевого и неэффективного использования.
Если говорить о технике работы данного продукта, то она довольно проста. Генеральный подрядчик или поставщик, заключивший договор с заказчиком, открывает в Белгазпромбанке отдельный банковский счет, который используется исключительно для расчетов по данному договору. Режим работы этого счета, иногда его еще называют «спецсчетом» или «ОБС», устанавливается заказчиком и предполагает перечень разрешенных и запрещенных операций. Запрещенные операции — всегда то, что однозначно не связано с реализацией договора. Задача банка — контроль за соблюдением режима работы счета и информирование заказчика о результатах такого контроля. Важным аспектом является то, что в периметр контроля, или, как мы говорим, периметр банковского сопровождения, обычно включается не только непосредственный контрагент заказчика, но и его кооперация. То есть отдельные счета открываются и другим участникам исполнения договора. Таким образом, у заказчика появляется возможность проконтролировать целевое расходование денежных средств вплоть до непосредственного изготовителя товаров или исполнителя работ. В процессе банковского сопровождения Белгазпромбанк запрашивает у всех участников исполнения договора документы, являющиеся основанием для проведения транзакций, а также проверяет их деловую репутацию. Результаты банковского сопровождения доступны для клиентов Белгазпромбанка в специально разработанном сервисе «Интерактивная отчетность». Сервис позволяет заказчику в режиме реального времени отслеживать прохождение денежных средств, видеть, какие компании привлекаются для реализации договора, а также все документы — основания для расчетов. То есть для заказчика это является дополнительной гарантией того, что договор будет исполнен в заданные сроки и с надлежащим качеством.
— А для чего открываются отдельные или, как Вы сказали, спецсчета? В чем специфика их работы? Почему нельзя использовать обычный расчетный счет?
— На самом деле одна из основных наших задач — обособить денежные средства, выделяемые для исполнения конкретного договора, от потоков по другим договорам и проектам. Генеральные подрядчики зачастую используют «котловой» метод ведения бизнеса. То есть получив аванс от заказчика на исполнения одного договора, они могут направить его на исполнение другого договора. И для заказчика это большой риск. Ведь аванс всегда выдается на определенные цели — чаще всего закупка оборудования или комплектующих с длительным циклом производства, мобилизация. Будет ли договор исполнен в срок, если аванс уйдет на другие цели? Большой вопрос. Кроме того, к заказчику часто обращаются непосредственные исполнители, которые работают «на земле», с вопросом: когда мы получим свои деньги? При этом заказчик уже давно рассчитался с генеральным подрядчиком. Как раз эти задачи мы и решаем путем открытия отдельных счетов под каждый договор, платежи по которым контролируются банком.
— Любопытно. А насколько глубоким может быть такой контроль со стороны банка?
— Безусловно, параметры контроля задаются заказчиком, однако мы всегда даем свои рекомендации. В большинстве случаев мы говорим все же о документарном контроле, что уже немаловажно — ведь при исполнении договора не будет транзакций, которые не подкреплены соответствующими документами. И банк никогда не пропустит платеж, который условиями договора не предусмотрен. Однако сегодня мы видим запрос и на более глубокое погружение банка в реализацию договора, включающее технический и ценовой аудит, а также строительный контроль. С помощью партнеров мы готовы выполнять и такие функции. Наша задача — дать заказчику своего рода «конструктор» из параметров банковского сопровождения, рекомендации, свой взгляд. Но финальное решение всегда принимает заказчик. Тем не менее сервис очень гибкий, он позволяет настраивать параметры банковского сопровождения и в процессе реализации договора. Иногда заказчики хотят дополнительно контролировать каждый платеж, иногда задают бюджет на определенный период — все это возможно.
— Как Вы можете охарактеризовать эффективность сервиса «в цифрах»?
— Наша статистика говорит о том, что порядка 15 % платежей отклоняются банком по разным причинам, и лишь половина из них повторно возвращается вновь. Важно и другое — для заказчика становится абсолютно прозрачна картина достаточности финансирования договора, что позволяет перейти к оплатам «под потребность», а не давать контрагенту абстрактную сумму денег, которая затем просто ляжет на депозиты. Не менее важной является для заказчика возможность глубже разобраться в ценообразовании — ведь банк предоставляет информацию о стоимости товаров (работ, услуг) в рамках исполнения договоров. На практике мы видим, что применение нашего сервиса позволяет при желании оптимизировать затраты заказчика на 5–30 % от стоимости договора.
— Как вы считаете, такая прозрачность не будет ли отпугивать потенциальных исполнителей?
— Такие вопросы мы действительно слышим довольно часто. Действительно, работать в такой прозрачной среде для многих в новинку, а новое всегда вызывает некоторый скептицизм. Но мы методично ведем разъяснительную работу, объясняя, что доверительные, прозрачные отношения между заказчиками и исполнителями — это очень хорошо. Это совершенно новый уровень взаимоотношений. А что касается тех, кто категорически не приемлет такую форму взаимодействия, то стоит задаться вопросом: зачем такие исполнители нужны в принципе, если они не готовы быть открытыми для заказчика? Отвечу так: добросовестным компаниям бояться абсолютно нечего, они только выиграют.
— Как выглядит сервис «Интерактивная отчетность»? Какие аспекты сможет проследить заказчик?
— Конечно, желательно следовать принципу: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», но постараюсь объяснить «на пальцах». Во-первых, это онлайн-сервис, доступный заказчику в режиме 24/7. Причем не только на рабочем месте, но и на планшете, а также на мобильном устройстве. Во-вторых, заказчик может настроить формы получения требуемой информации под свои потребности — например, в виде виджетов, которые демонстрируют основные показатели статуса реализации проекта. Сервис отличается от обычных отчетов об операциях возможностью на ранних этапах выявлять проблемы при исполнении контракта, которые в дальнейшем могут обернуться срывом сроков или ростом стоимости, получать информацию в режиме реального времени, которую заказчик может использовать для принятия собственных управленческих решений.
Представим, что возникла стандартная проблема: исполнитель выполнил работы, но не получил деньги. Имея доступ к интерактивной отчетности, заказчик в режиме реального времени может посмотреть, на каком этапе, на счетах какой компании возникла задержка во взаиморасчетах между исполнителями, и оперативно повлиять на решение этой проблемы.
Для наших клиентов мы реализовали тестовую версию сервиса, которая позволяет ознакомиться с его основными возможностями. Кроме того, Белгазпромбанк готов оперативно реализовать в сервисе те формы отчетности, которые необходимы каждому конкретному заказчику.
— Банковское сопровождение контрактов — это инструмент для крупного бизнеса или небольшие предприятия тоже могут его использовать?
— Мы не считаем, что есть какие-то ограничения на использование данного продукта, связанные с размером бизнеса, он может быть одинаково полезен как для крупных предприятий, так и для небольшого бизнеса. Лучше всего возможности данного продукта раскрываются при реализации сложных проектов, в которых задействованы многочисленные участники и есть необходимость контроля по целому спектру параметров. Тем не менее, мы сталкиваемся и с довольно простыми ситуациями, когда есть необходимость довести средства до производителя через поставщика или обеспечить расходование аванса на четко определенные цели. В этом смысле сервис абсолютно универсален. Классические ситуации, где, на наш взгляд, однозначно нужен продукт — это строительно-монтажные работы, реализация инвестиционных проектов и программ закупок товаров, бюджетирование в крупных компаниях, приобретение материалов и оборудования, модернизация производств.
Стоит также отметить, что Белгазпромбанк не стоит на месте и продолжает совершенствовать сервис, расширяя спектр доступных возможностей. Мы постоянно предлагаем нашим клиентам какие-то новые «фишки».
Контакты:
Начальник управления развития корпоративного бизнеса ОАО «Белгазпромбанк»
Антон Олегович Нохрин
+375 (17) 229-77-46 (вн. 2702) +375 (44) 788-02-43
e-mail: nohrin@bgpb.by