Войти Регистрация

Музыка закончилась — теперь танцы!? |

Автор Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Номер № 1/2021
Количество просмотров 935
Автор господдержка, господдержка, кредитование, кредитование, Нацбанк, Нацбанк, валюта валюта

Самое время строить прожекты на выход из той дыры, в которую нас затолкали обстоятельства. Пусть планы составляют чиновники, стартаперы пишут проекты, а мы же будем исходить из нашего опыта, профессиональных суждений и интуиции, будем шаманами прожектов. Не вижу в этом ничего плохого: нарисовать и обосновать бизнес-планы могут и стажеры, а вот заглянуть в будущее без должного шаманства никто не может!

Внешний долг и валютные риски

Ну и что, если развитые страны выйдут из кризиса с уровнем долга почти вдвое выше, чем у развивающихся стран? Развитым ведь дают за их развитость — надолго и даром. Даже российский Газпром, невзирая на санкции, привлекал миллиарды долларов и евро под 2–3 %.

По прогнозам Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), госдолг развивающихся стран составит около 50–60 % от ВВП в 2021–2022 гг. против примерно 120 % в развитых странах: «Однако стоимость обслуживания их долга находится на исторических минимумах (околонулевой уровень)». Обслуживание их долга — это пыль, а нам одни беды с высокими процентами.

Рост долга в 2020 году в странах ЕАЭС имеет черты и развитых, и развивающихся государств. Сходство заключается в резком росте бюджетных дефицитов, а отличием стала переоценка долга в результате ослабления национальных валют.

В 2021 году Россия и Казахстан останутся в группе стран с низким уровнем прямого госдолга, а Беларусь — с умеренным, однако наиболее уязвимым к валютной переоценке, так как госдолг страны на 90 % валютный. Агентство на конец 2020 года оценивает прямой государственный долг всех уровней власти Беларуси около 44 % ВВП, что превышает госдолг России и Казахстана, однако ниже, чем в среднем в развивающихся странах.

Большое влияние на экономику Беларуси оказало падение ВВП в России. Свою лепту внесли также обострившиеся нефтяные споры с РФ и рост политической напряженности в стране.

Кредитование и плановая экономика

Директивное кредитование в Беларуси сохраняется как минимум до 2023 года, несмотря на имевшиеся планы отказаться от инструмента плановой экономики с 2021 года. Это следует из обязательств, которые взяла Беларусь при получении кредита на 500 млн долл. США у Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР).

В ЕФСР опасаются, что «на фоне ухудшения финансового состояния предприятий расширение директивного кредитования может привести к ухудшению финансовых показателей банковского сектора». Однако Беларусь подписалась под «ежегодным сокращением директивного кредитования в 2021–2022 годах по сравнению с 2020 годом».

Изначально утвержденный лимит кредитования на 2020 год был увеличен в 3,2 раза. Самый большой рост произошел по объемам кредитования по решениям президента. Вместо первоначальной суммы 335 млн бел. руб. итоговая сумма оказалась 1,8 млрд бел. руб. Кроме того, кредитование по госпрограммам по сравнению с планом выросло на 41 %, до 529 млн бел. руб.

После моратория Нацбанком с сентября 2020 года и до 19 января 2021 г. операций в форме кредитов овернайт и «зажима» ликвидности объем рынка межбанковского кредитования сократился до безобразного минимума, а процентные ставки по таким кредитам, как и ставки по привлекаемым банками деньгам, значительно выросли, вдвое-втрое выше ставки рефинансирования.

В первые дни 2021 года межбанк пребывал в спячке, но 6 января он ВНЕЗАПНО вспыхнул: объем межбанковских кредитов вырос в десятки раз. Процентная ставка упала на докризисный уровень. В итоге с 6 по 18 января объем межбанковского кредитования составил 2,2 млрд бел. руб. (равно сумме 4 предыдущих месяцев). Среднедневной объем сложился на рекордном уровне — 317 млн бел. руб., в том числе 18-го января — 426 млн бел. руб. Белорусские рубли в эквиваленте 850 млн долл. США добавились в систему...

А что было в декабре 2020?

По данным Нацбанка, объем наличных денег в обороте (M0) за декабрь 2020 года вырос на 1 % до 4,1 млрд бел. руб. Рост наличной денежной массы за весь 2020 год составил 13 %. Активная рублевая денежная масса (M1) в декабре 2020 года выросла на 3%, как и в целом за год ( +3 %), и составила 10 млрд бел. руб. Денежная масса в национальном определении (М2 включает агрегат М1 и другие депозиты в бел. руб.) выросла за декабрь 2020 года на 3 %, с начала года снизилась на 2 % и составила на 1 января 2021 года 18,9 млрд бел. руб.

Не комментируя слухи и особо не зажмуриваясь на новые внешние угрозы, каждому теперь предстоит выбрать свой танец, но если Маэстро уйдет, то оркестр не выстоит, и тогда всем нам танцевать фул-брейк-данс…

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Как пополнить оборотку строительным организациям? Разрешено использовать 50% накопленного гарантийного фонда

Указом снижен размер резервирования средств, которые предназначены для исполнения подрядчиком своих обязательств по устранению недостатков строительных работ, выявленных в период гарантийного срока. Этот размер теперь будет 0,5% от стоимости работ вместо прежних 1,5%.

2. Крутой обсудил с бизнес-союзами предложения КГК по налогам для ИП

Заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой провел встречу с руководителями ведущих деловых ассоциаций, на которой обсуждались предложения КГК по изменению системы и порядка налогообложения ИП и сокращению наличного денежного оборота, а также вопросы формирования конкурентной среды и обеспечения равных условий деятельности для субъектов хозяйствования сферы ЖКХ. Были также подняты вопросы реализации положений Директивы №4.

3. С 9 июля в Беларуси вводится новый порядок регистрации резидентами валютных договоров

С 9 июля валютные договоры, заключенные c нерезидентами, резидентам Беларуси необходимо будет регистрировать на веб-портале, размещенном на официальном сайте Нацбанка. Регистрировать необходимо валютные договоры, сумма денежных обязательств на дату заключения которых не определена либо равна или превышает в эквиваленте 4 тыс. базовых величин для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также постановлением от 12.02.2021 № 37 определен перечень валютных операций, при проведении которых валютный договор необходимо регистрировать.

4. Об эксперименте по непроставлению отметок таможенных органов

Решением Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 установлено, что с 1 марта 2021 г. при совершении в электронном виде таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, дополнительно отметки таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе не проставляются.

5. Опубликованы Основы макропруденциальной политики Национального банка

Целью документа является разъяснение общественности применяемых подходов к проведению макропруденциальной политики в рамках формирования системы по обеспечению финансовой стабильности как одной из ключевых предпосылок для устойчивого экономического роста. В нашей стране создан Совет по финансовой стабильности, в состав которого входят представители Совета Министров, Национального банка и других госорганов.

6. Депутат: «Сбор за пересечение границы будут взимать не ранее следующего года. Если такое решение примут»

В начале года бурю обсуждений вызвало предложение ввести новый налог — за пересечение границы на авто хотят брать 87 рублей. Негодование вызвал сам факт взимания денег за передвижение автомобилиста за рубеж, факт возможности покинуть страну на машине только за плату. Во время круглого стола по вопросам законодательных нововведений подняли тему не самого существования налога, а в первую очередь сроков его реализации.