О соблюдении законодательства о закупках за счет собственных средств при заключении договоров финансовой аренды (лизинга) |
Правительство решило внести изменения в постановление Совмина от 15.03.2012 № 229, предусматривающие необходимость соблюдения законодательства о закупках за счет собственных средств при приобретении заказчиком товаров путем заключения договора финансовой аренды (лизинга).
Закрепление указанного положения в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) позволит устранить имеющиеся разногласия по вопросу приобретения товаров в лизинг.
При этом, учитывая специфику правоотношений в рамках договора лизинга, постановлением определяется, что заключение соответствующего договора должно осуществляться по результатам двухэтапного конкурса, где:
- на первом этапе будет осуществляться выбор заказчиком самого имущества, отвечающего по своим параметрам его потребностям, и поставщика этого имущества, который будет исполнять обязательство в пользу третьего лица – лизингодателя, с определением всех затрагивающих интересы заказчика условий договора поставки и распределением прав и обязанностей субъектов договора поставки между поставщиком, лизингодателем и заказчиком (лизингополучателем) в соответствии с действующим законодательством, регулирующим осуществление лизинговой деятельности в Республике Беларусь;
- на втором этапе будет осуществляться выбор лизингодателя. При этом в процедуре заказчиком должны быть четко указаны критерии выбора.
Соответственно, договор будет заключаться заказчиком с участником-победителем второго этапа двухэтапного конкурса – лизингодателем, предложившим лучшие условия исполнения договора финансовой аренды (лизинга) в соответствии с критериями оценки и сравнения предложений участников, указанными в документации о закупке.
В свою очередь участник-победитель второго этапа будет заключать договор на приобретение товара (предмета лизинга) с участником-победителем первого этапа.
Кроме того, постановление предусматривает возможность осуществления закупок за счет собственных средств между организациями, перечисленными в пункте 1 приложения к постановлению № 229, без учета требований указанного постановления только в случае, когда поставщик таких товаров является их производителем либо приобрел их в результате проведения конкурентных процедур. Необходимость соответствующего изменения вызвана выявленными КГК фактами злоупотребления субъектами правом осуществления закупок за счет собственных средств без учета требований постановления № 229 в случаях, предусмотренных приложением 1 к нему.
В частности, когда одна из организаций, входящих в состав холдинга, государственного объединения, на основании пункта 26 приложения к постановлению № 229 приобретает без осуществления процедур закупок товары для оптовой торговли по завышенным ценам и в последующем перепродает их для другой организации холдинга, государственного объединения. Также факты злоупотребления и приобретения товаров по завышенным ценам выявлялись и при закупках товаров для общественного питания, прежде всего, в учреждениях здравоохранения и образования в соответствии с пунктом 26 приложения 1 к постановлению № 229.
Наличие данной нормы в законодательстве позволяет организациям приобретать товары для общественного питания в том порядке, который будет более удобен для них, в том числе по срокам проведения процедуры закупки и выбора поставщика для заключения договора. При этом говорить об экономии собственных средств субъектов хозяйствования в рамках проведенных процедур закупок не представляется возможным, так как зачастую договоры заключаются с теми поставщиками, с которыми организация работает на протяжении нескольких лет.
При этом до заключения договора поставки продуктов питания организация не осуществляет маркетинговые исследования, а также не изучает уровень цен на рынке на приобретаемый товар для выбора поставщика, предложение которого будет являться экономически выгодным.
Пункт 26 приложения 1 к постановлению № 229 корректируется в части установления исключения возможности осуществления закупок товаров для общественного питания без учета требований постановления № 229 для учреждений здравоохранения и образования. Представляется, что указанные меры будут способствовать эффективному расходованию средств.
В МАРТ подчеркивают: "Действие постановления предлагается распространить и на процесс приобретения товаров в лизинг при закупках за счет собственных средств организаций. Ранее этот вопрос четко не был прописан в законодательстве. Договор лизинга имеет свои особенности, с юридической точки зрения возникали разногласия. Постановление обеспечит единую правовую трактовку процесса заключения договора лизинга".
<...>