Почему консервацию основных средств надо (не надо) согласовывать в госорганах |
История этого вопроса требует небольшого пояснения. Госкомимущества, заботясь о государственном имуществе, особенно при первых проявлениях экономического кризиса, объявило о проведении правового мониторинга постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 № 683 «О порядке консервации основных средств» (далее — Постановление № 683). В результате проведения открытого мониторинга на сайте «Правовой форум Беларуси» НЦЗПИ не было получено ни одного сообщения.
В последующем на 49 запросов, направленных в госорганы, пришло 44 ответа, при этом в 32 сообщалось об отсутствии информации о практике применения Постановления № 683. И лишь 10 госорганов и организаций направили конкретизированную информацию и предложения, касающиеся практики применения консервации ОС.
Напомним, что действующим в настоящее время Постановлением № 683 утверждено Положение о порядке консервации основных средств, которое не распространяет свое действие на имущество бюджетных организаций, а также находящееся в собственности Республики Беларусь и переданное в безвозмездное пользование хозобществам, созданным в соответствии с законодательством о приватизации (их правопреемникам), республиканским государственно-общественным объединениям.
Таким образом, вопрос консервации именно госимущества комплексно не урегулирован, в связи с чем возникла необходимость его решения посредством подготовки соответствующего проекта постановления Совмина, определяющего порядок организации работы по консервации основных средств.
При этом областными исполнительными комитетами также указано на наличие на практике различных подходов к налогообложению законсервированного недвижимого имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.
В Госкомимуществе посчитали, что принятие нового постановления обеспечит комплексное, системное, максимально согласованное правовое регулирование общественных отношений в сфере организации работы по консервации имущества, относящегося к основным средствам. При этом отмечено, что явных негативных последствий, которые возникли в процессе применения Постановления № 683, не выявлено.
Проект направлен на совершенствование отношений по консервации основных средств всего государственного имущества как республиканской, так и коммунальной форм собственности, а также имущества негосударственных юридических лиц.
Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского высказал свою позицию относительно этого проекта.
1. Согласно ч. 4 ст. 13 Конституции Республики Беларусь «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях».
Согласно п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»:
«1. Определить, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций (далее, если не предусмотрено иное, — государственные органы), их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее, если не предусмотрено иное, — субъекты хозяйствования) основывается на следующих принципах:
- саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее — экономическая деятельность) субъектов хозяйствования».
Из текста проекта не ясно, какие интересы человека или общества требуют понуждения индивидуального предпринимателя производить консервацию имущества, принадлежащего лично ему на праве собственности. Какую цель преследует включение в данный проект обязанности индивидуальных предпринимателей проводить эту процедуру.
Фактически вводится для ИП новая административная процедура и дополнительные неоправданные расходы. При этом совершенно безосновательно для этого будут отвлекаться работники государственных органов (принять посетителя, принять и зарегистрировать от него документы).
2. В Положении о порядке консервации основных средств, утвержденного Постановлением № 683 (далее — Положение), сказано, что решение о консервации имущества индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц принимается при наличии оснований, предусмотренных п. 4, ч. 1 п. 12 и п. 15 Положения.
Обращаем внимание, что основания, предусмотренные п. 4, абз. 2, 4–6 п. 15 Положения, касаются только(!) государственного имущества, а в ч. 1 п. 12 Положения основания не указаны.
3. Из текста проекта не ясно, кто будет принимать решение о консервации имущества индивидуального предпринимателя, из кого ИП должен будет формировать комиссию по консервации и расконсервации.
4. Практически во всех пунктах проекта Положения, описывающих проведение процедуры консервации и расконсервации (за исключением п. 1 и 3), речь идет только о государственном имуществе.
В связи с изложенным целесообразно из проекта Положения о консервации имущества исключить слова: «а также имущества, находящегося в частной собственности индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц».
<...>