Реформа правового регулирования хозяйственной деятельности в Беларуси |
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 июня собрал совещание по вопросам правового регулирования хозяйственной деятельности.
Как отметил в начале совещания Глава государства, вынесенные на рассмотрение вопросы охватывают широкий спектр экономических и общественных отношений.
«Нам предстоит обсудить целый пласт фундаментальных аспектов правового регулирования, которые затронут каждого без исключения. И не только граждан Республики Беларусь. Поэтому любые новации должны быть предельно выверены и продуманы, а также отвечать нашим ценностям, принципам и не создавать каких-либо угроз», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Первый и самый объемный вопрос касается корректировки Гражданского кодекса. «По сути, как мы всегда говорили, это экономическая конституция нашей страны — правовая основа всех хозяйственных отношений. Это основа нашей экономики. Действующий Кодекс системно не пересматривался со дня его принятия, а это было в прямом и переносном смыслах еще в прошлом веке, — заметил Президент. — Как мне докладывают, работа над проектом велась не один год с привлечением всех представителей общества. Подготовлен значительный объем поправок, затрагивающих многие сферы, вплоть до трудовой и банковской».
Наибольший блок изменений коснется хозяйственной деятельности и обычных граждан. По словам Главы государства, это внедрение пока новых для Беларуси, но работающих в других странах институтов, а также совершенствование Кодекса с учетом реальной жизни. «Поэтому хотел бы еще раз убедиться в том, что задаваемые направления развития гражданского законодательства соответствуют нашей государственной политике», — добавил он.
Александр Лукашенко поинтересовался, насколько предложенные подходы отвечают текущим и перспективным потребностям страны, общества, бизнеса и граждан, как учтен опыт такого регулирования в других странах, особенно в тех, с которыми у Беларуси обширная договорно-правовая база. «Какие новации появятся в нашей стране, если мы закрепим их в Кодексе? Насколько мы, особенно субъекты хозяйствования и люди, готовы к ним? Востребованы ли эти перемены или мы «натягиваем» их искусственно, что делать абсолютно нельзя?» — спросил Президент.
На совещание приглашены Премьер-министр и Первый вице-премьер, руководители обеих палат парламента, главы Комитета государственного контроля и Национального банка, министры финансов, экономики и юстиции.
Одной из тем совещания стало совершенствование института административных процедур. Глава государства отметил, что от качества регулирования зависит очень много: оперативность их оказания, инвестиционная привлекательность страны, увеличение доходной части бюджета и развитие экономики.
«Но главное, административные процедуры — это точка соприкосновения государства и общества. И эффективность такого взаимодействия во многом влияет на настроения людей и доверие государству и власти в целом. Поэтому движение в сторону полной информационной доступности административных процедур и их оказания в электронном виде должно происходить быстрее», — подчеркнул Александр Лукашенко.
На обсуждение вынесен проект указа, в котором устанавливается многоуровневая система регулирования: принципы и основные подходы определяются Президентом, перечень административных процедур — правительством, их конкретная регламентация — отраслевыми и функциональными госорганами.
«Будет ли эффективной такая система? Не приведет ли она к сверхформализму и, что очень страшно, к бюрократии или крючкотворству на ведомственном и местном уровнях? Вот этого мы допустить никак не должны. Мы должны идти к дебюрократизации всех систем, схем, которые действуют в стране. Это главное», — отметил Александр Лукашенко. По его словам, даже законы и законодательные акты иногда тонут в бюрократизме, лишнем согласовании, хождении по инстанциям. «Забыли про «одно окно», — добавил белорусский лидер.
Президент во время совещания также затронул вопрос электронного взаимодействия между органами власти и субъектами хозяйствования. «Позволит ли цифровизация сократить затраты и не допустить коррупционных предпосылок? — обратился Глава государства к участникам мероприятия. — Предупреждаю: здесь не должно быть работы в дань моде — ах, цифровизация, компьютеризация, айфончики в руках и прочее. Это все хорошо, если это на пользу и если это понимают наши люди, а не отдельные 15–20 % населения. Если люди это воспринимают. Поэтому бежать надо не торопясь, но не опаздывать».
Также, обратил внимание Президент, при корректировке законодательства необходимо учитывать опыт. «Мы должны двигаться вперед с учетом тех недостатков и уроков, которые были в прошлом. То есть идти от жизни и на шаг впереди», — подытожил Глава государства.
Министр юстиции Олег Слижевский по итогам совещания рассказал о планируемых изменениях в Гражданский кодекс, передает корреспондент БЕЛТА.
В частности, в Кодексе предлагается закрепить новеллу, согласно которой отдельные виды юридических лиц смогут действовать на основании утвержденного правительством типового устава. "Если сегодня для регистрации субъекта хозяйствования необходимо разработать собственный устав, представить его в регистрирующий орган и иные государственные органы, то вводится возможность, когда по желанию учредителей юридического лица можно не готовить индивидуальный устав и при регистрации заявить, что мы будем действовать на основании этого типового устава", — отметил Олег Слижевский.
Изменения в Гражданский кодекс касаются сделок с несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет. "Сегодня нет однозначного понимания: на практике такие сделки могут осуществляться с согласия обоих законных представителей либо достаточно одного? Четко закрепляется, что достаточно будет одного законного представителя", — пояснил Министр юстиции.
Нормы действующего Кодекса не раскрывают и понятие мелкой бытовой сделки, участниками которой также могут быть несовершеннолетние. Сегодня различные органы трактуют нормы субъективно. "В этой связи вводится четкая норма и верхний предел для мелкой сделки: три базовые величины", — рассказал глава Минюста.
В Гражданском кодексе также будет закреплена норма по работе в Беларуси иностранных организаций: их коммерческая деятельность в стране может вестись только с созданием филиалов. "При этом закрепляется, что предпринимательская деятельность посредством представительств иностранных организаций осуществляться не может", — обратил внимание Олег Слижевский.
В проекте гражданского кодекса убран верхний предел срока действия доверенности (сегодня он составляет три года). Стороны смогут сами определять нужный срок действия доверенности. Если он не указывается, то по умолчанию будет подразумеваться годовой срок действия этого документа. Появится и безотзывная доверенность. Иными словами, выданный документ не может быть отозван до истечения своего срока действия, если иное не предусмотрено в самой доверенности.
Еще одна интересная новелла — статья о дополнительной охране изображения гражданина. То есть фотографии граждан не могут распространяться без их согласия, за исключением определенных случаев — к примеру, если фото сделано в общественном месте.
"Общий дух новаций — осовременить действующее законодательство под те экономические, общественные отношения, которые сложились в обществе. Многие изменения направлены на упрощение порядка организации, ведения бизнеса, на большее понимание и однозначное восприятие норм Гражданского кодекса, исключение двойного толкования", — подытожил Министр.
Проект гражданского кодекса теперь будет рассмотрен в Палате представителей, а потом в Совете Республики. После принятия и одобрения парламентом документ будет подписан главой государства.
По сообщению официального Интернет-портала Президента Республики Беларусь и агентства БЕЛТА.