Начав свою деятельность на одном из этапов развития цикла, предприятия, как это ни странно, настолько стремятся выжить при всех изменениях на рынке, что оказываются не способными пережить возвращение на исходные позиции, то есть на тот этап, где они начинали свою деятельность… Времена меняются, и спираль скручивается все сильнее: каждый из этапов становится короче. А значит, и продолжительность жизни предприятий будет и дальше сокращаться.
Рассмотрим механизмы обеспечения эффективного функционирования в малом и среднем бизнесе. В качестве инструментария для обеспечения его эффективности как бизнес-проекта предлагаются стратегическое управление затратами и комплексное бюджетирование.
Корректировки предусматривают исключение из Указа № 16 нормативных правовых предписаний, которые перенесены в обновленный Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (приняты 28 июня 2022 г.) и вступили в силу с 1 января 2023 г. Кроме того, уточняются особенности функционирования специального счета ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» и использования поступающих на него денежных средств.
Департамент по санации и банкротству Министерства экономики разъяснил ключевые изменения в
Налоговом кодексе с 1 января 2023 г. и их влияние на условия работы антикризисных управляющих.
Субъекты хозяйствования в случае необходимости отсрочки, рассрочки тех или иных налогов подают заявление в местные органы власти, которые могут принять решение об отсрочке и рассрочке по налогам, чтобы дать возможность субъектам хозяйствования в краткосрочный период нарастить объемы и в дальнейшем своевременно погасить налоги.
Для белорусских организаций, включая применяющих упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2023 вводится обязанность исчисления и уплаты НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных индивидуальных предпринимателей, не состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь в качестве таковых.
Указом № 459 с 1 января 2023 г. внесены изменения в
Указ от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».
Пошаговый алгоритм действий субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот прослеживаемых товаров, по внедрению электронных накладных. Субъекты хозяйствования должны обеспечить использование электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке незащищенными средствами идентификации и (или) прослеживаемости.
Важную роль играет оптимизация операционных затрат. Однако традиционные методы часто не справляются с задачами эффективного бюджетирования и контроля коммерческих затрат. Это обусловлено тем, что сегодня решающими факторами эффективности этих затрат является детальный анализ бизнес-процессов и управление ими. Такой подход можно применить только с помощью современных инструментов финансового управления. В статье на реальном примере выявляется потенциал повышения эффективности коммерческих затрат посредством бюджетирования конкретных видов деятельности.
В статье рассмотрены проблемы учета процесса реализации товаров на торговых предприятиях. Освещены этапы процесса реализации товаров, классификация затрат на сбыт, которые необходимы как для нужд планирования, так и для целей управленческого учета. Исследованы статьи расходов процесса реализации товаров, традиционные и современные подходы к процессу бюджетирования и предложена концептуальная схема центров ответственности на торговых предприятиях.
В статье описано содержание бюджетов и порядок их составления. Обозначены состав и функции ответственных лиц бюджетного комитета холдинговой компании. Предложена форма отчета бюджетов участников, где рассчитывается прирост, темп прироста. Приведены результаты применения предложенного подхода на примере одной из холдинговых компаний машиностроительной отрасли.
Ситуационное планирование является важным инструментом антикризисного управления в условиях высокой степени неопределенности и риска, а также может быть основой антикризисной стратегии организаций. Оно оказывает влияние на успех кризисного менеджмента через принимаемые руководителями решения и шаги, обеспечивающие легитимность и результативность кризисного менеджмента.
Бюджетирование выступает как основа планирования, принятия экономических и управленческих решений, оценки аспектов финансовой состоятельности, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов структурных подразделений интересам компании в целом. Принцип использования инструмента бюджетирования в контроллинге напрямую зависит от вида деятельности компании. Разработаны статьи и показатели основных операционных бюджетов для компаний сетевого ритейла: бюджета продаж, бюджета закупок, бюджета коммерческих расходов.
Планируется ввести полный запрет на установление в кредитном договоре условий об уплате повышенных процентов за пользование кредитом в случае его невозврата в срок, ограничить размер неустойки (штрафа, пени), уплачиваемой в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, сократить перечень случаев, при которых банк вправе требовать досрочного возврата кредита.
По мнению профессионального сообщества, одним из ключевых барьеров, сдерживающих формирование первых инвестиционных фондов в Беларуси, выступает ограниченность круга финансовых инструментов, доступных для инвестирования инвестиционными фондами. В качестве способа преодоления указанного барьера предлагается предоставление инвестиционным фондам права инвестировать в цифровые знаки (токены).
Утверждено
Положение, которым определен порядок проведения профильным ведомством оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. 7 января 2023 г. вступило в силу
постановление Правления Национального банка от 22.12.2022 № 478, которым корректируются квалификационные требования к руководителю лизинговой организации, установленные
постановлением Правления Национального банка от 18.10.2021 № 296.
Случаи экстрадиции в США за уклонение от экономических ограничений пока можно пересчитать по пальцам. Однако сегодняшний уровень давления беспрецедентен, и очевидно, что попытки обойти санкции американские власти будут отслеживать очень внимательно. С особенностями американского законодательства и практикой экстрадиций разбирался адвокат. Условно можно выделить три группы государств — «красную», «зеленую» и «серую» — в зависимости от уровня риска выдачи юстиции США.
У любых физических или юридических лиц независимо от того, где они зарегистрированы, если они совершили недружественные действия в отношении Беларуси или оказали влияние на иностранные государства в части совершения таких действий, теперь может быть изъято любое имущество, а новым
Законом Республики Беларусь «О вопросах передачи под временное внешнее управление» исполкомам предоставлено право принимать решение о временном внешнем управлении в отношении коммерческих организаций, собственниками имущества (участниками или акционерами) которых являются иностранцы.
В Беларуси корректируются следующие законы: от
5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания»;
13 апреля 1995 г. № 3725-XII «О патентах на сорта растений»;
7 декабря 1998 г. № 214-З «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
17 июля 2002 г. № 127-З «О географических указаниях»;
16 декабря 2002 г. № 160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»;
17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах».
С 1 января 2023 г. вступили в силу изменения в порядок начисления амортизации —
Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденную
постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства от 27.02.2009 № 37/18/6, напоминает Минэкономики.
Резиденты РФ вправе получать от нерезидентов наличную иностранную валюту и (или) наличную валюту РФ в сумме, причитающейся в соответствии с условиями заключенных внешнеторговых договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Совет Министров Республики Беларусь
постановлением от 27.12.2022 № 916 приостановил с 1 января 2023 г. действие требования об обязательном подтверждении соответствия бытовых электрических приборов с питанием от сети переменного тока.
С 1 января 2023 г.
Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2022 № 430 «О списании курсовых разниц» корректируется порядок списания учитываемых в доходах (расходах) будущих периодов курсовых разниц, образовавшихся с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2025 г.
Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют» утвержден
постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2022 № 61 «О бухгалтерском учете курсовых разниц». Документ вступил в силу с 1 января 2023 г.
Ключевые нововведения предполагают возможность совершения операций в режиме «непрерывный двойной аукцион» с финансовыми инструментами, валютой лота и сопряженной валютой которых является тенге (торги валютными парами «тенге — белорусский рубль», «российский рубль — тенге», «евро — тенге», «доллар США — тенге»), информирует БВФБ.
Работник, желающий участвовать в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии, уплачивает дополнительный взнос на накопительную пенсию за счет собственных средств. Размер этого взноса (в процентах от фактической заработной платы) он выбирает сам. Максимальный (предельный) размер дополнительного взноса работника — 10 %. Если работник принял решение участвовать в указанном страховании, то к этому подключается и его работодатель. Он уплачивает взнос в размере взноса работника, но не более 3 %.