Примеры, как ИМНС сопоставляют доходы и расходы учредителей организаций |
Мы уже писали на страницах «Финансового директора», что МНС считает необходимым переформатировать контроль за соответствием доходов и расходов граждан. Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко еще в начале этого года сказал: «Как правило, источниками серых доходов являются средства от незарегистрированной предпринимательской деятельности и сокрытая выручка субъектов хозяйствования. Поэтому работа по контролю за соответствием доходов и расходов граждан должна быть переформатирована».
Закон о декларировании частично изменил сферу своего действия еще в 2017 году и теперь регулирует отношения, которые возникли в сфере декларирования физлицами доходов и имущества только по требованию налоговых органов. Соответственно новая редакция Закона о декларировании названа «Закон Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов».
Из документа убрали все моменты, которые касаются декларирования доходов и имущества государственными должностными и иными обязанными лицами, их родственниками. Они отчитываются по декларациям согласно Закону от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».
Действие Закона о декларировании не распространяется на:
- кандидатов в президенты, их супругов, близких родственников, которые проживают с ними совместно и ведут общее хозяйство;
- физлиц, выдвинутых кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты областных, Минского городского, районных, городских Советов депутатов;
- физлиц при регистрации их в качестве безработных.
Какие доходы нужно декларировать, а какие — нет
В Законе прописаны доходы и имущество физлиц, которые нужно декларировать по требованию налоговиков, в том числе займы и поступления из-за границы. Указаны и доходы, которые не нужно декларировать: депозиты в банках, включая проценты по ним, а также перевод со счетов (вкладов) в банках других государств в банки Беларуси.
В документе в том числе прописали моменты по бонусным программам банков и магазинов. Не нужно декларировать:
- вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе в виде процентов;
- Товары, полученные в рекламных играх, не нужно декларировать, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров;
- доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и (или) иных аналогичных программ;
- скидки с цены (тарифа) товаров (работ, услуг);
- облигации (включая купонный или процентный доход по ним), векселя и другие ценные бумаги, находящиеся в собственности физических лиц, за исключением ценных бумаг, указанных в абз. 4 ч. 1 ст. 6 новой редакции Закона о декларировании.
При этом данная норма не затрагивает существующий порядок налогообложения (либо освобождения от налогообложения) таких доходов, предусмотренный налоговым законодательством.
Какое имущество нужно декларировать по требованию налоговой
Заметные изменения внесли в список имущества, которое нужно декларировать по требованию налоговиков. Так, декларированию подлежат находящиеся в собственности физлиц на дату представления декларации о доходах и имуществе:
-
земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, объекты, не завершенные строительством, их части, а также доли в праве собственности на такое имущество;
- транспортные средства (за исключением мопедов и приравненных к ним механических транспортных средств, велосипедов, гужевых транспортных средств), самоходные машины, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания, воздушные суда, а также доли в праве собственности на такое имущество;
- доли в уставных фондах (акции) хозяйственных товариществ и обществ, предприятия как имущественные комплексы на сумму, превышающую две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 г., — две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения, а также доли в праве собственности на такое имущество, если их стоимость превышает указанные пределы;
- иное имущество, стоимость единицы которого превышает две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 г., — две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения, а также доли в праве собственности на такое имущество, если их стоимость превышает указанные пределы, за исключением имущества, указанного в ч. 5 ст. 6 новой редакции Закона о декларировании (то есть за исключением облигаций, векселей и других ценных бумаг, кроме акций).
Из этого списка исключили произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, стоимость каждого из которых превышает одну тысячу базовых величин или общая стоимость которых превышает две тысячи базовых величин, строительные материалы, общая стоимость которых превышает две тысячи базовых величин. Вместе с тем такое имущество необходимо декларировать, если стоимость его превысит две тысячи базовых величин.
В каких случаях могут потребовать декларацию о доходах и имуществе
Если раньше предоставлять декларацию о доходах и имуществе нужно было по письменному требованию налоговых органов, в том числе предъявляемому по письменному запросу КГК, МВД, органов государственной безопасности и прокуратуры, то есть фактически по любым основаниям, то сейчас декларацию нужно подавать только по письменному требованию налоговиков. При этом у них должна быть информация о превышении стоимости имущества и расходов над доходами, которые поступили из законных источников, на сумму не меньше 250 базовых величин. Запросить декларацию могут и по письменному запросу КГК, МВД, органов государственной безопасности, органов прокуратуры и СК, но в связи с ведением административного процесса, а также по уголовным делам и находящимся в производстве материалам по заявлениям и сообщениям о преступлениях. «В иных случаях по решению министра по налогам и сборам и его заместителей» также могут попросить декларацию.
За какой период могут попросить отчитаться по доходам
Налоговая сейчас может проводить сопоставление сумм расходов и доходов физлица за полный календарный месяц (несколько полных календарных месяцев) текущего календарного года, за который (которые) истребована декларация о доходах и имуществе, а также за 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено физлицу требование. Если заявленные доходы, за счет которых были приобретены товары и услуги, были получены раньше 10-летнего периода, то также придется предоставить декларацию и за год получения этих доходов.
При этом налоговая может запрашивать пояснения не только за полный календарный год, но и за истекший период нынешнего года.
Как и раньше, налоговики проверяют декларированные доходы и имущество по данным, которые указаны физлицами в декларации, и информации, имеющейся в налоговом органе.
При сопоставлении сумм расходов и доходов физлица к его расходам относятся деньги на покупку минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Если кто-то будет не согласен с размером расходов на уровне бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, то нужно будет написать заявление в налоговую с информацией о средствах, фактически израсходованных физлицом на эти цели.
Сроки предоставления декларации
Законом о декларировании установлен подход к определению срока представления декларации о доходах и имуществе по требованию налогового органа: декларацию о доходах и имуществе по требованию налоговиков нужно сейчас представлять не позже десяти рабочих дней со дня получения извещения о подобном запросе. Раньше нужно было отчитаться в такой же срок, но датой отсчета была та, которая указана в требовании о представлении декларации.
Сколько дней на то, чтобы отчитаться перед налоговой
Отчитаться перед налоговой нужно в течение тридцати календарных дней со дня вручения требования о представлении пояснений об источниках доходов. Пояснения, которые будут представлены в налоговую после 30-дневного срока, не будут учитываться, как раньше. При этом установленный тридцатидневный срок для представления пояснений об источниках доходов продлевается только на период временной нетрудоспособности физлица или нахождения его за пределами Беларуси при документальном подтверждении такого периода.
Какую информацию нужно указать в декларации
В Законе прописаны определенные требования к содержанию информации, которая должна быть отражена в пояснениях об источниках доходов. Так, данные пояснения должны содержать сведения об источнике дохода (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физлица, место жительства, о размере и дате (периоде) получения дохода, а также, при наличии, другая информация об источнике дохода.
Как долго может длиться проверка налоговой
Срок осуществления контроля в сфере декларирования не должен превышать тридцати рабочих дней. По решению руководителя налогового органа срок проведения такой проверки можно один раз продлить, но не больше чем на 15 рабочих дней. При наличии значительного объема документов, подлежащих изучению, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий. К периоду проведения проверки не могут относиться периоды, в течение которых проверяющим запрашиваются какие-либо документы, необходимые для ее проведения.Выявленные примеры превышения расходов над доходами
МНС в августе этого года привело два примера контрольно-аналитических мероприятий в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налогового органа. В обоих случаях установлено превышение расходов над доходами и исчислен подоходный налог с физлиц — учредителей организаций.
1. Инспекцией МНС по Жлобинскому району проведена проверка в сфере декларирования доходов и имущества в отношении гражданина, являющегося учредителем и руководителем организации, занимающейся оптовой торговлей товарами, который также зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
На протяжении более 8 лет данному гражданину выплачивалась зарплата в размере ниже минимальной заработной платы, а в 2020 и текущем году — ниже бюджета прожиточного минимума.
Налоговым органом установлено, что организация перечисляла на счет ИП денежные средства в виде займов, которые в дальнейшем переводились в качестве личного дохода на карт-счет гражданина. За два года со счета организации перечислено на счет ИП и в дальнейшем обналичено более 24,0 тыс. руб.
В отношении гражданина проведены мероприятия по сопоставлению полученных доходов и понесенных им расходов, по результатам которых установлено превышение расходов над доходами в размере 17,3 тыс. руб. С суммы превышения исчислен подоходный налог в размере 2,8 тыс. руб.
2. Инспекцией МНС по Бобруйскому району проведены контрольные мероприятия в сфере декларирования доходов и имущества в отношении гражданина, являющегося учредителем строительной организации, в отношении которой установлены случаи выплаты заработной платы «в конвертах».
В ходе проведенных мероприятий также были установлены факты представления данной строительной организацией заемных средств своему учредителю (гражданину) в крупных размерах.
В отношении учредителя строительной организации были проведены мероприятия по сопоставлению полученных доходов и понесенных им расходов, по результатам которых было установлено превышение расходов над доходами в размере 225,6 тыс. руб. С суммы превышения исчислен подоходный налог в размере 36,1 тыс. руб.
<...>