Финансирование и организация выполнения безработными оплачиваемых временных работ |
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2025 № 312 «О мерах по содействию занятости населения» среди прочих обновлен порядок финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ, а также установления месячной нормы участия безработных в указанных работах.
Новое Положение вступает в силу с 14.06.2025. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1716 «О порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ» с 14.06.2025 утратило силу.
Оплачиваемые временные работы
С 01.01.2025 оплачиваемые общественные работы включены в Трудовой кодекс и Закон «О занятости населения» как оплачиваемые временные работы.
Оплачиваемые временные работы организуют, согласно п. 4 Положения о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ, местные исполкомы при участии комитета по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома, управлений (отделов) по труду, занятости и соцзащите городского, районного исполкомов (далее — органы по труду, занятости и соцзащите).
Ежегодно до 15 октября республиканские органы госуправления, иные организации, подчиненные Правительству, наниматели, претендующие на организацию оплачиваемых временных работ, предоставляют в орган по труду, занятости и соцзащите по месту своего нахождения предложения с указанием видов работ, количества граждан, необходимых для их выполнения, и сроков выполнения этих работ.
Ежегодно до 1 ноября орган по труду, занятости и соцзащите разрабатывает с учетом поступивших предложений организаций проект решения об установлении перечня планируемых на территории административно-территориальной единицы видов оплачиваемых временных работ с указанием сроков их выполнения (далее — перечень видов работ).
Ежегодно до 1 декабря местные исполкомы устанавливают перечень видов работ и месячную норму участия безработных в оплачиваемых временных работах.
Ежегодно до 1 марта орган по труду, занятости и соцзащите разрабатывает проект решения об установлении перечня организаций, в которых организуются оплачиваемые временные работы за счет бюджетных средств на содействие занятости, с указанием наименований организаций и видов оплачиваемых временных работ согласно перечню видов работ (далее — перечень организаций).
Ежегодно до 1 апреля местные исполкомы устанавливают перечень таких организаций согласно ч. 2 п. 7 Положения о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ.
Перечни организаций на 2025 год необходимо установить до 01.08.2025. Если необходимо изменить перечень видов работ и (или) перечень организаций, то орган по труду, занятости и соцзащите формирует проект соответствующего решения.
В течение месяца с даты поступления проекта соответствующего решения об изменении перечня видов работ и (или) перечня организаций местные исполкомы принимают решение об изменении перечня видов работ и (или) перечня организаций.
Виды оплачиваемых временных работ
Положением о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ определен перечень работ, относимых к оплачиваемым временным работам. В частности, к ним отнесены:
· рекультивация земель, мелиоративные работы, природоохранные мероприятия;
· строительство дорог, их ремонт и содержание;
· строительство и ремонт объектов социально-культурного назначения и социального обслуживания;
· восстановление культурных ценностей, памятников архитектуры, заповедных зон;
· сельскохозяйственные работы;
· благоустройство и озеленение территорий;
· сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
· подсобные работы;
· сортировка бывших в употреблении одежды, обуви и изделий;
· сбор, сортировка и переработка вторичного сырья и отходов;
· работы в организациях, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих ЖКУ;
· работы по подготовке и проведению спортивно-массовых мероприятий;
· работы по подготовке и проведению фестивалей, культурно-зрелищных мероприятий (концертов и др.);
· работы по подготовке и проведению переписи населения;
· уход за участками для захоронения, работы по содержанию и благоустройству мест погребения.
Месячная норма участия безработных в оплачиваемых временных работах
Месячная норма участия безработных в оплачиваемых временных работах представляет собой минимальное количество рабочих дней для участия безработных в соответствующих работах в каждом месяце следующего года (далее — месячная норма). Она не может превышать 10 рабочих дней.
Местный исполком своим решением может изменить месячную норму в течение года, но в пределах 10 рабочих дней (ч. 2 п. 6 Положения о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ).
Положением о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ определены уважительные причины, когда безработные могут не выполнять установленную месячную норму. Перечень таких причин является открытым. Среди них:
· временная нетрудоспособность безработного, если количество дней его трудоспособности менее месячной нормы (при наличии листка нетрудоспособности и (или) справки о временной нетрудоспособности);
· необеспечение безработного объемом оплачиваемых временных работ для выполнения установленной месячной нормы;
· необеспечение доставки (проезда) безработного к месту выполнения оплачиваемых временных работ и обратно;
· недостижение безработным 18 лет;
· иные уважительные причины, которые подтверждаются документально.
Наряду с вышеизложенным безработные по их желанию могут участвовать в оплачиваемых временных работах сверх установленной месячной нормы. При этом количество рабочих дней, превышающее данную месячную норму, засчитывается в месячную норму в последующих месяцах.
Договор о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых временных работ
В целях реализации решений местных исполкомов об установлении перечня видов работ и перечня организаций, месячной нормы участия безработных в оплачиваемых временных работах, а также об изменении вышеназванных перечней органы по труду, занятости и соцзащите заключают с организацией договор о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых временных работ (далее — договор). В таком договоре должны быть отражены:
· количество привлекаемых к выполнению оплачиваемых временных работ безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства;
· объемы и сроки выполнения работ;
· организация и условия финансирования доставки (проезда) безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, к месту выполнения оплачиваемых временных работ и обратно;
· ответственность сторон за невыполнение условий договора.
Если организация включена в перечень организаций, то, помимо вышеуказанных условий, договор должен содержать:
· обязательства организации представлять в установленные в договоре сроки в орган по труду, занятости и соцзащите копии документов, подтверждающих целевое использование средств бюджета;
· обязательства органов по труду, занятости и соцзащите по финансированию за счет бюджетных средств на содействие занятости расходов, указанных в п. 12 Положения о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ;
· порядок, условия и сроки перечисления органами по труду, занятости и соцзащите финансовых средств организации;
· порядок использования после выполнения оплачиваемых временных работ СИЗ, инвентаря и инструментов.
В целях исполнения договоров органы по труду, занятости и соцзащите:
1. Своевременно информируют организации, безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, о видах, объемах и условиях выполнения установленной месячной нормы и об иных вопросах организации оплачиваемых временных работ. Сделать это они могут путем:
· размещения соответствующей информации на информационном портале государственной службы занятости, официальных сайтах местных исполкомов, органов по труду, занятости и соцзащите в глобальной компьютерной сети Интернет, а также на стендах, плакатах и баннерах по месту нахождения органов по труду, занятости и соцзащите;
· консультирования безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, работниками органов по труду, занятости и социальной защите.
2. Осуществляют учет безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, принимающих участие в оплачиваемых временных работах, и количества рабочих дней для их участия в этих работах.
3. Направляют безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, на оплачиваемые временные работы, не требующие специальной профподготовки, с учетом их способностей и состояния здоровья в порядке, установленном законодательством о занятости населения.
4. Осуществляют финансирование мероприятий по организации оплачиваемых временных работ в соответствии с п. 12 Положения о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ.
5. При необходимости запрашивают у организаций справку о нахождении граждан в отпуске без сохранения заработной платы либо с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя.
Финансирование оплачиваемых временных работ
Органы по труду, занятости и соцзащите являются получателями бюджетных средств, выделяемых на финансирование оплачиваемых временных работ.
Чтобы получить указанные бюджетные ассигнования, получатели бюджетных средств при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год в сроки, установленные Минтруда и соцзащиты, направляют в указанное Министерство заявку на финансирование данных работ.
Получатели бюджетных средств осуществляют финансирование оплачиваемых временных работ в пределах предусмотренных им бюджетных ассигнований на основании договоров. Таким образом, могут финансироваться расходы на:
· оплату труда безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, из числа отдельных категорий граждан;
· выплату безработным и работающим гражданам суммы среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;
Оплата труда финансируется в размере начисленной заработной платы (с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат) за выполненную работу и фактически отработанное рабочее время.
· выплату безработным и работающим гражданам вознаграждений за выполненную работу по гражданско-правовым договорам;
· уплату сумм обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного ФСЗН и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
· доставку (проезд) безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, к месту выполнения оплачиваемых временных работ и обратно, в том числе если эти работы организуются организацией самостоятельно на условиях, указанных в договоре;
· приобретение для безработных и работающих граждан СИЗ, инвентаря, инструментов и материалов, необходимых при проведении оплачиваемых временных работ.
Оплата труда финансируется в размере начисленной заработной платы (с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат) за выполненную работу и фактически отработанное рабочее время, но не ниже размера минимальной заработной платы (месячной, часовой) при условии отработки работником определенной ему нанимателем нормы продолжительности рабочего времени и выполнения месячной (часовой) нормы труда.
Финансирование расходов на приобретение СИЗ, инвентаря, инструментов и материалов осуществляется организациям, финансируемым из средств республиканского или местных бюджетов, в размере, не превышающем 30 % затрат согласно смете расходов по каждому договору. А контроль за обоснованностью включения таких расходов в смету осуществляется органами по труду, занятости и соцзащите (ч. 8 п. 12 Положения о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ).
<...>