О проекте нового указа по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий |
Доработанный указ по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий в ближайшее время представят Главе государства.
Заместитель Премьер-министра Михаил Русый напомнил, что в стране ведется активная работа по улучшению финансовых показателей сельскохозяйственных предприятий, приняты два указа – №253 и №268. Не так давно предлагаемые изменения в Указ №253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» обсуждались у Президента. «По каждому убыточному предприятию мы принимаем меры, чтобы его не развалить, не создать социальную напряженность. В новой редакции у нас такой документ, который позволит решать это комплексно. Мы уже нашли стратегический подход и в самое короткое время внесем этот документ на рассмотрение Главы государства», – отметил он.
Вице-премьер подчеркнул, что, несмотря на тяжелые погодные условия, в Беларуси в этом году выращен неплохой урожай. «У нас есть прирост валовой продукции, увеличилась прибыль наших предприятий, сократилось почти на 30% число убыточных предприятий, рентабельность выросла в 2 раза. Кроме того, в этом году мы продали нашей продукции на $660 млн больше, чем в прошлом году», – рассказал он.
Также Михаил Русый обратил внимание, что по итогам 2017 года планируется получить средний удой молока на корову более 5 тыс. л. «Хотя это тоже мало – каждый модернизированный комплекс должен получать как минимум 6 тыс. л на корову. И тогда это даст возможность генерировать довольно серьезную прибыль», – констатировал он.
Как сообщалось, по Указу №253 финансовое оздоровление в Беларуси проходят 425 хозяйств, из них в процедуре досудебного оздоровления – 323 предприятия, антикризисное управление – на 102 предприятиях.
Напомним, на прошлой неделе в эксклюзивном интервью «Сельской газете» министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Зайяц так прокомментировал успехи оздоровления сельхоз предприятий (публикуем фрагмент):
СГ — Указ Главы государства № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» направлен на восстановление платежеспособности предприятий, оказавшихся в критическом положении. В 2016 году таких было 425. К этому времени более трех десятков сельхозорганизаций восстановили платежеспособность, 131 улучшила коэффициент платежеспособности, на прежнем уровне остались 80 хозяйств. Чуть больше шести десятков умудрились ухудшить свое финансовое состояние. Подвижки колоссальные, но сегодня многие антикризисные менеджеры говорят: некоторые нормы документа уже не поспевают за реалиями времени. Знаем, что Правительство и его аграрный блок выходили к Президенту с предложениями по изменению некоторых положений. Что предлагалось к рассмотрению и чем это мотивируется?
Министр — Действительно, меры, прописанные в документе, позволили стабилизировать обстановку в хозяйствах, которые попали в процедуру досудебного оздоровления. Цифры, названные вами, верные, но они сформированы по результатам работы за полгода. Сегодня мы пока не можем подводить итоги за весь год, потому что сюда не вошла выручка от продажи зерна, сахарной свеклы, картофеля, рапса, льна и так далее.
Да, нормы указа облегчили состояние сельхозпредприятий: отодвинули долги, сняли ограничения, раскрепостили банковские счета, практически сняли кредитную нагрузку, хозяйства получили отсрочки на год и рассрочки на 7 лет в погашении обязательств. Хорошие преференции и в процедуре досудебного оздоровления. Все это поспособствовало стабилизации, улучшению финансового положения хозяйств и увеличению производства.
Давайте отметим и то, что указ очень непростой. Такой практики нет ни у нас, ни в европейских странах. По большому счету, мы — первопроходцы. И, надо признать, столкнулись с определенными трудностями, причинами, которые мешают двигаться дальше. Например, при замещении активов, в оценке имущества, регистрации имущества при передаче в доверительное управление или аренду, снятии залога и так далее. Президент выслушал наши аргументы и справедливо дал понять: новые нормы указа должны быть понятны всем. Директорам сельхозпредприятий, главам районов и областей. Указ необходимо упростить, выпрямить, дать всю полноту полномочий в принятии решений председателям райисполкомов, на которых возлагается персональная ответственность за развитие сельхозпредприятий на их территориях.
Уже создана рабочая группа, которая вскоре внесет соответствующие дополнения, и будет издан новый документ, который ответит практически на все вопросы по неплатежеспособным хозяйствам.
СГ — Тем не менее, получив практически беспрецедентные льготы, не все попавшие под действие указа хозяйства выплачивают даже те символические три процента Агентству по управлению активами.
Министр — Не хватает выручки, а это значит, недостаточно производят товарной продукции. В отдельных случаях это — личная недисциплинированность некоторых руководителей. Если есть указ Президента, значит, его нормы, требования должны исполняться неукоснительно. Опять же, председателям райисполкомов надо серьезно вникнуть в ситуацию, поправить финансовую и хозяйственную деятельность в этих сельхозорганизациях и навести исполнительскую дисциплину.
<...>