Об изменении законодательства и создании системы прослеживаемости товаров |
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменения и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 и от 7 марта 2014 г. № 202» (далее — проект постановления) разработан во исполнение п. 6.1 проекта указа Президента Республики Беларусь «О создании системы прослеживаемости товаров» (далее — проект указа), а также в целях реализации пакетного принципа подготовки и внесения в Правительство Республики Беларусь проектов нормативных правовых актов.
Предметом правового регулирования проекта постановления являются общественные отношения, связанные с реализацией норм проекта указа, созданием товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронного документа (далее — электронные накладные), а также порядком выдачи, прекращения действия аттестата оператора электронного документооборота (далее — EDI-провайдер).
Выдача аттестата EDI-провайдера является административной процедурой (п. 23.13 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156) и осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 «Об основах административных процедур» (далее — Закон).
Проектом постановления дополнительно к основаниям для отказа в осуществлении административной процедуры, закрепленным ст. 25 Закона, предлагается предусмотреть следующие основания:
· нахождение заявителя в процессе ликвидации либо открытия в отношении заявителя конкурсного производства в соответствии с законодательством о банкротстве;
· обращение за получением аттестата до истечения одного года со дня прекращения действия аттестата по дискредитирующим основаниям.
В проекте постановления также закрепляются следующие обстоятельства, влекущие прекращение действия аттестата EDI-провайдера:
· истечение срока, на который был выдан аттестат;
· систематическое (два и более раза в течение календарного года) нарушение порядка передачи, получения, хранения электронных накладных и (или) ненадлежащее исполнение (неисполнение) EDI-провайдером обязан-
ностей;
· признание недействительным аттестата вследствие установления фактов, свидетельствующих о представлении для его получения документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов;
· поступление заявления EDI-провайдера о прекращении им деятельности.
Кроме того, проектом постановления урегулирован порядок прекращения действия аттестата EDI-провайдера.
Введение проектом указа для организаций и индивидуальных предпринимателей обязанности обеспечить электронный документооборот в части создания электронных накладных в порядке, установленном законодательством, при обороте товаров, включенных в перечень товаров, при обороте которых создаются электронные накладные, повлечет увеличение количества EDI-провайдеров.
СПРАВОЧНО
По состоянию на июль 2018 г. аттестат оператора электронного документооборота выдан четырем юридическим лицам Республики Беларусь: ООО «Современные технологии торговли» (дата первой выдачи аттестата — 31.10.2014), ООО «Электронные документы и накладные» (дата выдачи аттестата — 23.06.2017), ООО «Информационные производственные архитектуры» (дата выдачи аттестата — 11.10.2017) и РУП «Издательство «Белбланкавыд» (дата выдачи аттестата — 07.12.2017). Подготовку к получению аттестата осуществляет РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».
Указанные меры направлены на урегулирование порядка прекращения такой деятельности, в том числе вследствие недобросовестных действий EDI-провайдера, а также обеспечение осуществления деятельности в сфере электронного документооборота в части электронных накладных в качестве EDI-провайдера только теми субъектами, которые добросовестно выполняют свои обязанности.
При этом проектом постановления увеличен срок действия аттестата EDI-провайдера (с 12 месяцев до 3 лет).
Проектом постановления также предусматривается закрепление обязанности EDI-провайдеров по обеспечению при передаче электронных накладных контроля соответствия форматам, установленным техническими нормативными правовыми актами для электронных накладных, заполнения дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной в соответствии с законодательством, а в отношении товаров, включенных в перечни товаров, которые будут утверждены указом Президента «О создании системы прослеживаемости товаров», также наличия в подсистеме «Прослеживаемость товаров» автоматизированной информационной системы «Расчет налогов» сведений о товарах, указанных в электронных накладных.
Указанное требование обусловлено спецификой функционирования информационной системы (систем) электронного обмена данными EDI-провайдера и направлено на обеспечение передачи корректной информации в систему прослеживаемости товаров.
Принятие постановления приведет порядок деятельности EDI-провайдеров в соответствие с требованиями проекта указа, а также урегулирует порядок прекращения действия аттестата EDI-провайдера и позволит в том числе обеспечить недопущение функционирования в сфере электронного документооборота в части электронных накладных недобросовестных субъектов хозяйствования в качестве EDI-провайдеров.
Публикации в средствах массовой информации не содержат проблемных вопросов, относящихся к предмету правового регулирования проекта постановления.
<...>