Особенности ценообразования и проведения расчетов за выполненные работы в строительстве

Особенности ценообразования и проведения расчетов за выполненные работы в строительстве |

Автор Ольга Шикина, аудитор Ольга Шикина, аудитор
Номер № 11/2020
Количество просмотров 229
Автор строительство, строительство, ремонт, ремонт, ценообразование, ценообразование, налогообложение налогообложение

Вместо эпиграфа приведем норму п. 1 ст. 696 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК): «По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену». Но как в реальной жизни это все увязывается с нормами громоздкого и запутанного законодательства?

Цена работ по договору подряда

В договорах строительного подряда используется договорная (контрактная) цена, которая определяется по результатам подрядных торгов или переговоров на основании цены подрядчика-победителя. В случае если торги (переговоры) не проводились, цена устанавливается по соглашению сторон (абз. 4 п. 3, п. 5, ч. 1 п. 7 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее — Правила № 1450)).

Для определения цены работы следует рассчитать сметную стоимость строительства. В сметной стоимости строительства должны быть предусмотрены стоимость материалов, оборудования, оплата труда рабочих и вознаграждение подрядчика. На основании сметной документации (сметы) и указывается договорная (контрактная) цена в договоре строительного подряда (п. 1 ст. 698 ГК).

Внимание!

Предложения (расчеты) подрядчика о формировании договорной (контрактной) цены и протокол ее согласования прилагаются к договору строительного подряда и являются его неотъемлемой частью (абз. 8 ч. 1 п. 19 Правил № 1450).

Цена работы (смета) может быть твердой либо приблизительной. В случае отсутствия указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (п. 4 ст. 663 ГК).

При указании в договоре, что цена (смета) является приблизительной, необходимо определить порядок формирования конечной цены, подлежащей уплате за выполненные работы. Как правило, приблизительная цена устанавливается в случае, если неизвестен объем планируемых работ, не утверждена смета и т.д.

Гражданским законодательством предусмотрена возможность изменения твердой и приблизительной цены (ст. 663 ГК).

При необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных договором подряда, подрядчик вправе инициировать увеличение цены на стоимость этих работ. В данном случае следует своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

В случае отсутствия со стороны заказчика возражений на превышение указанной в договоре подряда цены приблизительная цена работы может быть увеличена на стоимость дополнительных работ (п. 5 ст. 663 ГК).

В случае установления твердой цены каждая из сторон до окончания исполнения договора не вправе требовать ее изменения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (ч. 1 п. 6 ст. 663 ГК).

Однако возможность изменения твердой цены есть в случае, когда в совокупности выполняются следующие условия (ч. 2 п. 6 ст. 663 ГК):

  • имеют место существенное удорожание стоимости материалов и оборудования после заключения договора строительного подряда, которые должны быть предоставлены подрядчиком, либо увеличение стоимости услуг, которые оказываются подрядчику третьими лицами;

  • данные обстоятельства нельзя было предусмотреть при заключении договора.

 

ТАБЛИЦА 1


По требованию подрядчика может быть увеличена

твердая цена

приблизительная цена

1. При существенном возрастании после заключения договора стоимости предоставляемых подрядчиком материалов и оборудования, а также оказываемых подрядчику третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора (ч. 2 п. 6 ст. 663 ГК).

2. При превышении стоимости работ над сметой не менее чем на 10% по причинам, не зависящим от подрядчика (п. 3 ст. 699 ГК)

С согласия заказчика в случае, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине существенно превышается цена работы, определенная приблизительно (п. 5 ст. 663 ГК)


 

...

Порядок расчетов заказчика с подрядчиком

...

Формы документов при расчетах за выполненные работы

...

ТАБЛИЦА 2


Справки о стоимости выполненных работ различаются в зависимости от указанных в них показателей

Форма С-3

«Справка о стоимости выполненных работ и затратах»

Форма С-3а

«Справка о стоимости выполненных работ»

1. Работы и затраты в базисных ценах.

2. Работы в текущих ценах.

3. Стоимость материалов заказчика

1. Неизменная договорная (контрактная) цена (с учетом прогнозных индексов цен в строительстве (без НДС), с коэффициентом, определенным соотношением статистических индексов стоимости строительства работ (без НДС)).

2. Стоимость дополнительных работ, не учтенных в договорной (контрактной) цене (без НДС)


 

...

Порядок расчетов с субподрядными организациями

...

Особенности учета расчетов

...

Подробнее читайте в статье.




 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. О допуске в 2021 году белорусских предприятий к госзакупкам в России

Как начать участвовать в тендерах и стать поставщиком крупных российских коммерческих организаций, государства (закупки по 44-ФЗ) и госкомпаний (закупки по 223-ФЗ)? Существует миф, что принять участие в тендерах с нуля очень сложно или вообще невозможно, что в тендерах побеждают только «свои». Тем не менее, тысячи компаний, в том числе из числа субъектов МСП, честно побеждают в тендерах и становятся поставщиками российского государства и госкомпаний, используя возможности, предоставленные для этого в РФ.

2. Как организовать бесконтактные расчеты с помощью приложения «Кошелёк» от Visa в Беларуси

Visa продолжает улучшать потребительский опыт своих пользователей, расширяя доступность сервисов: бесконтактная оплата сервисом Кошелёк Pay, встроенным в приложение «Кошелёк», теперь поддерживается для карт Visa в Беларуси. Бесконтактная оплата картами Visa доступна для клиентов Беларусбанка, Белгазпромбанка, Альфа-Банка, Банка Дабрабыт, Белагропромбанка, БСБ Банка.

3. Какие льготы обещают инвестирующим в Литве белорусским компаниям

В соответствии с поправками к законам об инвестициях и занятости, компании должны взять на себя обязательство инвестировать в стране минимум 1,448 миллиона евро, создать не менее 20 рабочих мест и выплачивать хотя бы 1,5 средней заработной платы в конкретном самоуправлении. Компаниям, отвечающим этим критериям, будет проще переводить работников из Беларуси в Литву.

4. Таможенное оформление товаров. Что изменилось с 1 января при их ввозе из некоторых стран?

Указом от 31.12.2020 № 510 установлены особенности документального подтверждения происхождения товаров, подпадающих под действие мер защиты внутреннего рынка ЕАЭС и ввозимых из стран, образующих с Беларусью зоны свободной торговли согласно заключенным до 01.01.2015 международным договорам. При подтверждении непреференциального происхождения указанных товаров национальные импортеры получили право использовать декларации о происхождении товара — счет-фактуру (инвойс) либо другие коммерческие документы (ранее требовался сертификат о происхождении товара).

5. КГК взялся за порядок расчета платежей за участки под автостоянками

Владельцы стоянок для транспорта физлиц несут меньшую налоговую нагрузку по сравнению с владельцами стоянок для транспорта юрлиц. Это приводит к тому, что субъекты предпринимательства для хранения автомобилей юрлиц зачастую используют участки, выделенные под автостоянки для транспорта физлиц. Кроме того, стоимость хранения транспортных средств на стоянках зависит не от принадлежности юр или физлицу, а от вида транспорта (легковой, грузовой и т.п.) и периода хранения.

6. С 15 января в Беларуси признаются мировые соглашения, достигнутые в результате медиации в других странах

Закон подготовлен в целях обеспечения реализации Конвенции ООН о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации. Ее значимость заключается в закреплении международно-правового механизма признания и исполнения международных медиативных соглашений. Субъекты хозяйствования, разрешившие спор с использованием процедуры медиации, смогут исполнить достигнутые договоренности в любом государстве - участнике конвенции.