Цифровая трансформация транспорта и логистики: технологии уже снижают расходы на 40% |
По мнению 94% топ-менеджеров компаний из сектора транспорта и логистики, инновация является главным приоритетом. «Самая важная причина, по которой необходимы инновации, — это желание удержать клиента и удовлетворить его», — заявил вице-президент DHL Customer Solutions & Innovation во время конференции HyperLOG Набиль Малули. — В ближайшие годы в мире логистики произойдут значительные изменения. Причиной этих изменений и технологических инноваций является E-commerce, — добавил он.
Дроны-курьеры уже стали реальностью. Разрабатываются технологии, использующие роботы для доставки посылок на территорию владения заказчика. Роботы-курьеры также требуют четвертого или пятого уровня автоматизации, чтобы быть прибыльными. Такова перспектива развития отрасли на протяжении приблизительно 20 лет. Четвертый уровень автоматизации позволит снизить затраты на доставку на 15–20 %. Пятый уровень автоматизации снизит эти затраты на 40%, — подсчитал Набиль Малули.
Еще одним технологическим новшеством, связанным с автономными роботами-курьерами, является обучение грузового парка (Fleet learning).
По словам Камиля Калужного, руководителя отдела поддержки продаж в Makeitright, к 2030 году может быть автоматизировано около 53% рабочих мест в некоторых отраслях. Это позволило бы сократить рабочую неделю до 3–4 дней при одновременном сохранении стабильности экономики. Это станет возможным, в частности, благодаря обработке данных и обмену ими в сочетании с производственными технологиями. — Остановить роботизацию невозможно, вопрос в том, чего мы от нее ожидаем? Будут ли созданы агентства по трудоустройству роботов? Они отличные работники, — добавил Калужны.
По словам Адриана Косовского, руководителя отдела исследований и совладельца компании NavAlgo, данные IoT (Internet of Things — Интернет вещей) для логистической отрасли на вес золота. Для заказчика они представляют собой прямую добавленную стоимость. Кроме того, они позволяют прогнозировать и облегчают оптимизацию на основе предсказательной аналитики.
«Данные IoT, передаваемые по цепочке поставок от одного участника к другому, позволяют избежать проблем, связанных с интеграцией цепочки поставок», — добавил совладелец компании NavAlgo.
Ник Бейли, который во время HyperLOG рассказал о слияниях и поглощениях в мире цифровой логистики, также сказал, что компания, которая не использует цифровые решения для прогнозирования спроса и динамического ценообразования, вскоре не сможет конкурировать на рынке.
Джеспер Бенникэ из компании «Project44» в свою очередь считает, что обмен данными обеспечивает 100%-ную видимость цепочки поставок в режиме реального времени.
«Это выгодно перевозчикам, которые лучше используют свой автопарк и время и решают проблему нехватки ресурсов, а также грузоотправителям, которые контролируют груз в режиме реального времени», — аргументировал он.
Однако Бенникэ подчеркивает важность выбора соответствующих данных и укрепления доверия со стороны участников цепочки поставок, которые должны предоставлять эти данные.
«Тот, кто будет управлять цифровыми платформами, будет управлять всеми транспортными транзитными потоками»
Евразийская экономическая комиссии (ЕЭК) разработала концепцию экосистемы цифровых транспортных коридоров, которая будет представлена на рассмотрение глав правительств 30 января 2020 г. Как рассказал Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, эта концепция включает в себя предоставление порядка 100 сервисов на территории пяти стран Союза, которые должны быть взаимосвязаны, интероперабельны и работать в едином нормативном поле.
«Концепция предполагает, что все наши цифровые решения будут построены на базе общих евразийских стандартов. Призываем и третьи страны к сотрудничеству с ЕАЭС по реализации нашей общей цифровой концепции формирования экосистемы транспортных коридоров Евразийского экономического союза», — резюмировал Тигран Саркисян.
Другой глобальный вызов для ЕАЭС заключается в том, что в конечной стоимости реализации товаров, которые проходят через Евразийский экономический союз, транспортные расходы составляют порядка 30%. При этом в Европейском союзе этот показатель равен 11%, в США — 9%. «Это означает, что мы должны совместно принимать такие решения, которые позволили бы, во-первых, обеспечить ускорение этих потоков и, во-вторых, благодаря ускорению, увеличить объемы перевозимых товаров, что позволит сократить себестоимость», — подчеркнул Председатель Коллегии ЕЭК.
Еще один глобальный вызов, на который ЕАЭС предстоит найти ответ, — это тот факт, что цифровые платформы поменяли логику международного разделения труда. В сферу логистики входят торговые площадки, которые перестают быть клиентами транспортных компаний, а сами становятся таковыми — создавая транспортно-логистический сегмент. Благодаря мега-базам данных принимают оптимальные решения и предлагают услуги по быстрой доставке товаров и тем самым управляют глобальными транзитными перевозками.
Так, транснациональные технологические компании, которые специализируются на электронной коммерции, уже сформировали свои цифровые логистические платформы и управляют товарными потоками. «Это означает, что недостаточно физического обеспечения перевозки товаров. Вы можете построить замечательные мосты, дороги, но по вашим дорогам и мостам товары не будут перемещаться в достаточных объемах, потому что цифровые транспортные решения будут предлагать другие услуги, востребованные со стороны клиентов. Более того, тот, кто будет управлять этими цифровыми платформами, тот и будет управлять всем этим потоком», — заключил Тигран Саркисян.
Генеральный секретарь Международной морской организации Китак Лим подчеркнул, что сейчас очень хорошая эра для морских перевозок, появляются новые технологии, электронная навигация, чистые виды топлива, возобновляемые источники энергии, сенсоры, искусственный интеллект, новые материалы, строительная техника. «Мы имеем дело с новой эрой морских перевозок, поэтому Международная морская организация уделяет чрезвычайное внимание цифровым технологиям, для того чтобы разрабатывать новые технологии. Растет важность морской торговли, и наша ответственность в том, чтобы обеспечить эффективность морских перевозок, мы хотим сделать максимально эффективными все процедуры — когда суда заходят в порт и выходят в море. Сейчас мы работаем над гармонизацией стандартов», — рассказал Китак Лим.
В целях оптимизации следует планировать не массовую, а индивидуальную доставку грузов, которая может быть обеспечена достаточно быстро при помощи новых логистических цепочек.
<...>