В Беларуси внесены изменения в систему ценообразования в строительстве |
Министерство архитектуры и строительства внесло существенные изменения в систему ценообразования в строительстве.
В развитие Указа Президента от 10.04.2023 № 92, которым внесены изменения в основной нормативный правовой акт в области ценообразования в строительстве — Указ № 361, Минстройархитектуры приняло постановление от 19.04.2023 № 39 «О порядке определения сметной стоимости строительства, пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении» (далее — постановление № 39).
В Минстройархитектуры пояснили, в чем заключаются основные новшества.
Во-первых, в сметную документацию будет включаться стоимость не всего оборудования и мебели, а только требующих монтажа.
Во-вторых, к разным статьям затрат (строительно-монтажные работы, оборудование, прочие) будут применяться соответствующие прогнозные индексы. Ранее применялся один сводный индекс цен в строительстве.
В-третьих, постановлением предусмотрена индексация размера человеко-часа рабочего четвертого разряда. Это значит, устанавливаемый министерством один раз в год уровень размера оплаты труда ежемесячно будет увеличиваться на прогнозный индекс цен строительно-монтажных работ.
В-четвертых, приведен в соответствие с действующим законодательством и актуализирован размер норм для определения средств, связанных с подвижным и разъездным характером работ, с перевозкой рабочих и командированием рабочих подрядчика. В нормах утратившей силу Инструкции № 51 они рассчитаны по состоянию на октябрь 2011 г.
Важным новшеством, особенно для проектных организаций, также стало то, что нормами постановления № 39 предусмотрено предоставление информации о стоимости материалов исключительно РУП «РНТЦ по ценообразованию в строительстве» при их отсутствии в нормативной базе текущих цен на ресурсы. Ранее разработчики сметной документации проводили самостоятельный мониторинг цен на материалы.
И, наконец, в постановлении № 39 заложен уход от определения средств на содержание заказчика, застройщика по процентной норме и расчет исходя из их трудозатрат.
С целью обеспечения реализации нового подхода Министерством архитектуры и строительства утверждены сборники норм затрат труда на осуществление функций заказчика, застройщика, а также методические указания о порядке определения стоимости услуг по организации и обеспечению строительства при осуществлении функций заказчика, застройщика.
Отказ от процентных нормативов и переход на обоснование стоимости функций заказчика в зависимости от видов и объемов выполненных им функций позволит повысить его заинтересованность в оптимальном снижении стоимости строительства объекта на всех этапах строительства без ущерба потребительским качествам строящихся объектов.
Еще одним новшеством является введение института договорных отношений между заказчиками и распорядителями средств при реализации государственных и региональных программ.
Введение в практику процедуры заключения договора сформирует правовую основу для возмездности оказания услуг заказчиками, застройщиками при реализации ими госпрограмм, а также повысит ответственность заказчика за соблюдение установленных распорядителем требований, в том числе к предельной стоимости строительства и сроку приемки объекта в эксплуатацию.
Постановление № 39 вступило в силу 08.07.2023.
В отношении объектов, разработка сметной документации по которым начата до вступления в силу настоящего постановления, применяется порядок определения сметной стоимости строительства, пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, действовавший до вступления в силу настоящего постановления.
По вышеуказанным объектам, проектная (сметная) документация по которым не утверждена до 1 мая 2023 г., для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства в период с даты начала разработки сметной документации до даты начала выполнения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, а также до даты окончания строительства в пределах нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации (по объектам текущего ремонта — с учетом продолжительности выполнения подрядных работ, установленной заказчиком, застройщиком), используются прогнозные индексы стоимости строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат с учетом технологической структуры строительства объекта.
По материалам БЕЛТА
<...>