Обзор изменений по налогу на прибыль на 2024 год |
Проект закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» принят Палатой представителей во втором чтении и одобрен Советом Республики (далее — проект закона). Документ содержит ряд корректировок в гл. 16 «Налог на прибыль». Самая заметная из них — введение повышенной ставки для компаний с высокими доходами. Примечательно также, что услугой для целей исчисления налога на прибыль будет признаваться не только сдача в аренду (предоставление в финансовую аренду (лизинг), но и иное возмездное пользование имущества (п. 5 ст. 168 НК). Есть и другие существенные новации на 2024 год.
Ставки налога на прибыль
Предлагается в 2024 году увеличить стандартную ставку налога на прибыль с 20 % до 25 % для организаций, у которых в текущем налоговом периоде налоговая база налога на прибыль превысит 25 млн руб. То есть белорусская организация (без учета филиалов), филиал белорусской организации, постоянное представительство иностранной организации, у которых налоговая база налога на прибыль нарастающим итогом в течение 2024 года превысит этот лимит, должна будет пересчитать сумму налога по повышенной ставке за предыдущий период года (п. 1 ст. 184 НК-2023, п. 85 ст. 1 проекта закона).
Ожидается увеличение в 2 раза ставки налога на прибыль (с 5 % до 10 %) при налогообложении прибыли, полученной от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, определяемый Советом Министров Республики Беларусь (п. 3 ст. 184 НК-2023, п. 85 ст. 1 проекта закона).
Ставка налога в размере 10 % действовала в течение последних 12 лет, то есть с 2012 года.
Прибыль, полученную от реализации произведенных плательщиком продуктов питания для детей раннего возраста, предлагается облагать налогом на прибыль по ставке в размере 5 % (п. 85 ст. 1 проекта закона). Действующее в 2023 году освобождение от налогообложения прибыли произведенных налогоплательщиком продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста исключается из НК (п. 5 ст. 181 НК-2023, п. 82 ст. 1 проекта закона).
Затраты, учитываемые при налогообложении
В п. 1 ст. 169 НК уточняется, что затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются не просто экономически обоснованные затраты, но связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. В проекте также указано, что отсутствие связи таких затрат с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав не является обязательным условием включения в состав прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли расходов:
· по благоустройству и содержанию (эксплуатации) населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест, а также расходы по поддержанию санитарного состояния земель общего пользования (п. 2.2 ст. 171 НК);
· на проведение в соответствии с законодательством по случаю государственных праздников, праздничных дней и памятных дат официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков (п. 2.3 ст. 171 НК).
Инвестиционный вычет
Согласно действующему порядку инвестиционный вычет можно применить к основным средствам, приобретаемым по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта (ч. 1, абз. 1 ч. 2 п. 2.2 ст. 170 НК-2023).
Одним из видов лизинговой деятельности является возвратный лизинг, то есть финансовый или оперативный лизинг, при котором лизингополучатель в рамках одного договора лизинга является одновременно продавцом (поставщиком) предмета лизинга. Возвратным лизингом также признается лизинг, при котором юридическое лицо, созданное после заключения договора лизинга и в течение срока лизинга в результате реорганизации в форме слияния лизингополучателя и продавца (поставщика) предмета лизинга или их присоединения, становится одновременно лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.
Для предотвращения возможности применения инвестиционного вычета одним и тем же юридическим лицом дважды в отношении одного и того же объекта (в период, когда основное средство находилось в собственности до заключения договора возвратного лизинга и по договору возвратного лизинга) предлагается установить запрет на применение инвестиционного вычета по основным средствам, приобретенным по договору возвратного лизинга (абз. 1 ч. 2 п. 2.2 ст. 170 НК-2023, п. 76 ст. 1 проекта закона).
Инвестиционный вычет не применяется по легковым автомобилям, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси. В последние годы широкое распространение получили услуги краткосрочной аренды (каршеринга), которые по сути схожи с услугами такси. Проектом закона предлагается предусмотреть право организаций на применение инвестиционного вычета по легковым автомобилям, предназначенным для оказания услуг краткосрочной аренды (каршеринга) (абз. 3 ч. 2 п. 2.2 ст. 170 НК-2023, п. 76 ст. 1 проекта закона).
Также вносится дополнение в п. 3.28 ст. 174 НК-2023 в целях разъяснения того, что инвестиционный вычет не восстанавливается при использовании легковых автомобилей для предоставления услуг краткосрочной аренды (каршеринга) (п. 79 ст. 1 проекта закона).
Инвестиционная недвижимость
В перечень долгосрочных активов, результаты реализации которых учитываются для определения валовой прибыли при передаче имущества в уставный фонд и при определении прибыли (убытка) от реализации, наряду с основными средствами, добавлена инвестиционная недвижимость (п. 7 ст. 167, п. 2 ст. 168 НК).
Также инвестиционная недвижимость пополнила список активов, по которым:
· затраты на приобретение отражаются посредством начисления амортизации (п. 2.1 ст. 170 НК);
· суммы амортизационных отчислений не учитываются при налогообложении, если активы не используются в предпринимательской деятельности и не находятся в эксплуатации (ст. 205 НК);
· остаточная стоимость которых не включается в затраты при передаче в обмен на выкупленные организацией акции собственной эмиссии, долей в уставных фондах, превышающие номинальную стоимость указанных акций, первоначальную стоимость долей, а также при безвозмездной передаче (п. 1.14, 1.20 ст. 173 НК);
· производится перенос убытков на будущее — в том же порядке, что и по основным средствам (п. 1, п. 3.1 ст. 183 НК).
К инвестиционной недвижимости относятся земельные участки, здания, сооружения, изолированные помещения, машино-места, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организации, которые сданы другим лицам в аренду (кроме финансовой аренды (лизинга), проката). Недвижимое имущество признается инвестиционной недвижимостью, если оно сдано в аренду, предполагается получение экономических выгод, связанных с этим имуществом, а его стоимость может быть достоверно определена (п. 2, 3 Инструкции по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25).
Резервы по сомнительным долгам
При формировании резервов по сомнительным долгам и их включении в состав внереализационных расходов в пределах 5 % выручки будет учитываться выручка (доход) от реализации не только товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, но и иных активов (п. 3.48 ст. 175 НК). Таким образом, обороты от операций с инвестиционной недвижимостью, ценными бумагами тоже можно будет включить в базу расчета резервов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Внереализационные доходы и расходы
В состав внереализационных доходов в 2024 году будут включаться суммы, получаемые в погашение не только дебиторской задолженности после истечения сроков исковой давности и невозможной (нереальной) для взыскания, но и дебиторской задолженности после истечения сроков давности для предъявления исполнительных документов к исполнению (п. 3.8 ст. 175 НК). Исключение делается для сумм указанной дебиторской задолженности, ранее не включенных в состав внереализационных расходов в связи с ограничениями, установленными ч. 2 п. 3.22, ч. 2 п. 3.23 ст. 175 НК.
Напомним, в состав внереализационных доходов не включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности или нереальной для взыскания:
· возникшей в отношении выручки, внереализационных доходов, по которым применялись льготы по налогу на прибыль;
· в размере имеющегося встречного обязательства (кредиторской задолженности) перед контрагентом;
· возникшей по операциям, не учтенным ранее при налогообложении прибыли, в том числе в связи с применением особых режимов налогообложения;
· по которой учтен при налогообложении прибыли резерв по сомнительным долгам. В целях стимулирования к постановке на учет нематериальных активов, оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации объектов интеллектуальной собственности и (или) имущественных прав на такие объекты (например, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем), планируется предоставить право организациям не включать в состав внереализационных доходов стоимость такого имущества в 2024–2026 гг. (п. 3.13 ст. 174 НК-2023, п. 79 ст. 1 проекта закона).
Если организация воспользуется таким правом, то суммы амортизационных отчислений по нематериальным активам, указанным выше, не будут учитываться в составе затрат при налогообложении (п. 78 ст. 1 проекта закона).
Предлагается внести дополнение в список внереализационных расходов, включив в него расходы юридических лиц, связанные с оказанием финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Тем самым налоговые меры, установленные до 2024 года Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2014 № 347 и предусматривающие включение в состав внереализационных расходов сумм денежных средств, направленных на приобретение и (или) строительство имущества сельскохозяйственного назначения, планируется закрепить в НК на пятилетний период (п. 80 ст. 1 проекта закона). Ожидается, что такая мера будет способствовать созданию дополнительных условий для привлечения финансовых ресурсов в развитие сельскохозяйственного производства.
В целях установления единообразного подхода вносятся изменения в порядок определения даты, на которую в состав внереализационных доходов (расходов) включается прибыль (убыток) по договорам доверительного управления денежными средствами и ценными бумагами.
Если в настоящее время такие доходы (расходы) отражаются на дату их поступления (возврата), то предлагается их отражать и в одном, и в другом случае на дату окончания договора доверительного управления (п. 3.30 ст. 174, п. 3.36 ст. 175 НК-2023, п. 79, 80 ст. 1 проекта закона).
Ценные бумаги
В настоящее время в Беларуси освобождается от налогообложения прибыль от операций с облигациями (п. 12 ст. 181 НК). Однако в новом году льготироваться будет прибыль от операций только с долгосрочными корпоративными облигациями банков и предприятий, срок обращения которых составляет более одного года и которые по условиям эмиссии не могут быть досрочно погашены и выкуплены эмитентом (п. 82 проекта закона).
Данные ограничения не распространяются на выпуски облигаций, эмитированных до 1 января 2024 г.
Освобождение от налогообложения валовой прибыли от операций с облигациями, указанными в абз. 4 и 5 ч. 2 п. 12 ст. 181 НК-2023, будет применяться, если в соответствии с условиями эмиссии таких облигаций:
· срок их обращения составляет более 1 года;
· в течение года с даты начала их размещения эмитентом не могут осуществляться их досрочное погашение и выкуп (п. 82 ст. 1 проекта закона).
Устранение двойного налогообложения
В соответствии с п. 3 ст. 187 НК при зачете налога на прибыль (доход) в отношении дохода, полученного за рубежом, в соответствии с соглашениями об устранении двойного налогообложения, сумма налога пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка на дату внесения налога в бюджет иностранного государства.
На 2024 год уточняется порядок пересчета в случае, если у белорусской организации нет справки, подтверждающей уплату налога на прибыль (доход) в иностранном государстве, или копий налоговой декларации с копией платежной инструкции. Тогда зачет осуществляется на основании справки (иного документа), заверенной зарубежным налоговым органом, форма которой содержит дату исчисления (удержания) налога налоговым агентом и не включает дату уплаты налога. При этом уплаченная (удержанная) сумма налога будет пересчитываться в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка на дату исчисления (удержания) налога налоговым агентом.
<...>