Коварство квазиналога за использование зданий и сооружений, являющихся историко-культурными ценностями |
Республиканский союз промышленников и предпринимателей совместно с партнерскими бизнес-союзами подготовили предложения по корректировке законодательства, регулирующего отчисления за использование зданий и сооружений, являющихся историко-культурными ценностями.
Бизнес предлагает рассмотреть возможность снижения отчислений на сумму средств, затраченных пользователем на ремонт историко-культурной ценности, либо до соизмеримой с затратами на обслуживание объекта доли прибыли.
Такое решение не только позволит обеспечить справедливое взимание этого квазиналога, но и будет способствовать улучшению технического состояния указанных ценностей и привлечению инвестиций в экономику страны.
Отчисления за воздействие, оказываемое бизнесом на историко-культурную ценность, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 18.10.2007 № 527 «О некоторых вопросах охраны историко-культурного наследия» (далее — Указ № 527). Положением о порядке осуществления отчислений за предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное влияние на историко-культурную ценность, утвержденным Указом 527 (далее — Положение), предусмотрено, что отчисления уплачиваются из чистой прибыли и поэтому с точки зрения их плательщика являются фактически дополнительным налоговым расходом, увеличивающим эффективную ставку налога на прибыль.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 № 578 утвержден перечень объектов, которым присвоен соответствующий статус и категория ИКЦ. С учетом имеющихся данных о таких объектах Министерство культуры формирует и ведет Государственный список ИКЦ Беларуси, с которым может ознакомиться любой желающий.
Обратите внимание, что списки памятников истории и культуры республиканского значения Белорусской ССР, утвержденные постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 18.02.1988 № 32, не являются основанием для отнесения памятников к историко-культурным ценностям Республики Беларусь.
Когда возникает обязанность уплачивать отчисления от прибыли
Согласно Указу № 527 юридические и физические лица производят отчисления от прибыли, полученной ими от предпринимательской деятельности, оказывающей непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны недвижимой историко-культурной ценности (далее — ИКЦ и зона охраны соответственно).
Непосредственное воздействие на ИКЦ или зоны охраны может оказываться путем создания дополнительных транспортных нагрузок, привнесения функций, не характерных для данной ИКЦ, а также путем создания дополнительных объемно-пространственных сооружений, не присущих и не характерных для данной ИКЦ.
В качестве типовых примеров такого непосредственного воздействия Министерство культуры называет:
· возведение пристроек, обустройство и размещение нестационарных объектов торговли и общественного питания, средств наружной рекламы и других объектов на территории ИКЦ или в зонах ее охраны;
· создание площадок для стоянок и подъездов автомобильного транспорта;
· изменение функционального использования ИКЦ или помещений в ней, устройство новых входных групп, крылец, козырьков, вентиляционных систем, внешних кондиционеров, спутниковых антенн, встроенных банкоматов;
· ухудшение отличительных особенностей ИКЦ при выполнении требований пожарной безопасности, охраны окружающей среды, санитарных и иных требований.
Отчисления предназначаются в фонд Президента по поддержке культуры и искусства и вносятся на специальный счет Министерства культуры. Размер отчислений от прибыли для юридических и физических лиц Беларуси составляет 5 %, для иностранных — 25 %. Под прибылью в данном случае понимается доход, который остается в распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательными актами.
Отчисления уплачиваются не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным. Для случаев просрочки уплаты отчислений предусмотрено взыскание пени в размере 0,01 % за каждый день просрочки. Контроль за своевременностью и полнотой уплаты отчислений возлагается на Министерство культуры и соответствующие структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов.
Практика применения положений Указа № 527
Наши коллеги из ООО «Б1 Аудиторские услуги» обратили внимание на опубликованную судебную практику. Согласно материалам судебного дела № 154ЭИП23341 организация (ОАО) оспаривала в суде требования Министерства культуры Республики Беларусь о взыскании отчислений, включая пени, на общую сумму 7,8 млн бел. руб. за воздействие, оказываемое предпринимательской деятельностью ОАО на комплекс зданий пивоваренного завода, которому присвоен статус ИКЦ.
ОАО являлось собственником данного ИКЦ, а зона ее охраны совпадала с производственной территорией. ОАО не производило уплату отчислений от прибыли в рамках Указа № 527. Однако в ходе внеплановой проверки Комитета государственного контроля проверяющими было обнаружено, что:
· ОАО создало дополнительные транспортные нагрузки и выполняло работы, оказывающие воздействие на ИКЦ и зоны охраны;
· ОАО полностью изменило функциональное назначение, отраженное в паспорте материальной ИКЦ, в том числе во время ремонтно-реставрационных работ;
· ОАО создало дополнительные объемно-пространственные сооружения, в том числе баки, металлические трубопроводы и другие недвижимые объекты на территории ИКЦ и в зонах охраны, не свойственные и не характерные для данной ИКЦ.
С учетом этого проверяющие пришли к выводу, что осуществляемая ОАО предпринимательская деятельность оказывает непосредственное воздействие на ИКЦ и зоны ее охраны и поэтому ОАО было обязано в проверяемом периоде (2019–2022 гг.) производить отчисления от прибыли в рамках Указа № 527. Сумма подлежащих уплате отчислений была рассчитана проверяющими от всей прибыли ОАО от ведения предпринимательской деятельности, включая деятельность как на территории самой ИКЦ, так и на территории ее зоны охраны.
ОАО не согласилось с выводами проверяющих и оспаривало результаты проверки. ОАО отмечало, что с принятием Кодекса Республики Беларусь о культуре нет каких-либо законов или иных законодательных актов, устанавливающих обязанность уплаты отчислений, так как Указом № 527 регулируется только порядок уплаты, но не устанавливается сама обязанность уплаты отчислений.
Еще одним доводом ОАО было то, что предпринимательская деятельность не оказывала негативного воздействия на ИКЦ, а ОАО не было включено местными властями в список собственников ИКЦ, обязанных производить данные отчисления. Также ОАО полагало, что при расчете отчислений должна браться в расчет не вся сумма прибыли, а только та ее доля, которая относится к деятельности, оказывающей непосредственное воздействие на ИКЦ, что определяется пропорционально занимаемой ИКЦ площади.
Суды первой и апелляционной инстанций сочли доводы ОАО необоснованными и полностью поддержали решение контролирующего органа о необходимости уплаты отчислений за воздействие, оказываемое предпринимательской деятельностью ОАО на ИКЦ в проверяемом периоде.
Факт ведения предпринимательской деятельности, которая оказывает непосредственное воздействие на ИКЦ или зону ее охраны, считается основанием для уплаты юридическими лицами отчислений от прибыли в рамках Указа № 527.
Отчисления уплачиваются независимо от того, является ли оказываемое воздействие негативным или нет.
При этом Положением не предусмотрено снижение отчислений даже в том случае, если пользователь ИКЦ обеспечивает ее использование исключительно для выполнения присущих ей функций, не допускает ухудшения внешнего вида и внутреннего состояния, а повышенная транспортная нагрузка на прилегающей территории связана не с осуществлением предпринимательской деятельности владельцем или арендатором, а обусловлена местом расположения объекта — культурной ценности (например, центр города).
Не влияет на размер отчислений и тот факт, что пользователь обеспечивает содержание объекта в технически исправном состоянии, осуществляет его капитальный и текущий ремонт.
<...>