Финансовая выгода при оперативном погашении долга по таможенным платежам |
От задолженности по таможенным платежам не застрахован никто. Однако с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет) оперативно погашать эту задолженность стало намного выгоднее. Вновь принятый документ позволяет в этом случае уменьшать размер начисляемых пеней. Рассмотрим положения Декрета подробнее.
Напомним, что исходя из п. 4 ст. 71 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве, где в соответствии со ст. 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии с законодательством этого государства-члена. Порядок исчисления и уплаты пеней регулируется ст. 52 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК). Согласно этой статье пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.
Пунктом 5.3 Декрета установлены следующие особенности уплаты этого платежа. При уплате плательщиком сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, уплата пеней, начисленных на такие суммы, производится в размере, рассчитанном в соответствии с п. 4 ст. 52 НК, уменьшенном в 2 раза. В соответствии с примечанием к этому подпункту данная норма применяется при условии, что уплата плательщиком производится:
- до принятия таможенными органами решения о взыскании сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора или решения по акту таможенной проверки;
- до истечения 10 рабочих дней со дня получения плательщиком указанных решений.
Является ли уменьшение пеней льготой по их уплате?
Статьей 52 НК не дано такого понятия, как «льготы по уплате пеней». В то же время в соответствии с п. 1 ст. 43 НК налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные НК и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь, международными правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актами, составляющими право ЕАЭС, и (или) Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. В рассматриваемой ситуации Декретом установлен общий порядок уплаты пеней для всех плательщиков. Таким образом, порядок, предусмотренный Декретом, не является льготой по уплате пеней.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом в соответствии с п. 2 ст. 71 ТК ЕАЭС плательщиками специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, к которым применяется мера защиты внутреннего рынка посредством введения специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины, специальной квоты. В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларант — это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Важно
Следует обратить внимание на то, что согласно ч. 9 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более 10 базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в размере 20% от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 2 базовых величин. В то же время согласно ст. 7.9 КоАП при добровольном исполнении возложенной на лицо обязанности (то есть при добровольной уплате таможенных платежей), за неисполнение которой налагается административное взыскание (в том числе и ч. 9 ст. 13.6 КоАП), и отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 1, 3–9 и 11 ч. 1 ст. 7.3 КоАП, административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в 2 раза, либо в пределах установленных в санкциях статей Особенной части КоАП минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в 2 раза. Таким образом, очевидно, что добровольное погашение образовавшей задолженности по таможенным платежам влечет не только сокращение размера уплачиваемых пеней, но еще и уменьшение размера административного штрафа.
Продолжение читайте в статье.
<...>