Как организовать антикризисное управление финансами на стадии выживания |
Финансовому директору необходимо видеть стратегическую канву работы компании. Ведь только в том случае, если выстроена четкая стратегия, можно разработать тактику по достижению целей предприятия. На данный момент мы еще не осознаем, где будет «дно» кризиса, но оно явно будет глубже 2009 года. Предлагаем вспомнить наши наработки и рекомендации того периода и начать действовать.
«Крупным планом» дадим стратегические варианты развития событий:
1. Выживание.
2. Удержание позиций (активная оборона).
3. Завоевание рынка.
Поскольку сегодня большинство белорусских компаний озабочено тем, как выжить, сначала мы обсудим реализацию первого стратегического сценария.
Пассивы — кладезь резервов
Падение рынков стало настолько глобальной проблемой, что на кон поставлено само существование бизнес-модели предприятия. Именно бизнес-модели, а не самой компании, так как практически любое предприятие может спастись, предприняв определенные радикальные меры.
Итак, что может сделать финансовый директор для минимизации последствий падения рынка, снижения стоимости компании? Для ответа на этот вопрос сперва нужно окинуть взором «вотчину» финансового директора — источники средств предприятия (они же пассивы).
Управление пассивами — это та область, в которой можно найти скрытые резервы для оказания неотложной финансовой помощи предприятию. Что обычно происходит, когда доходы предприятия резко сокращаются? Правильно, задерживается оплата поставщикам и выплаты внутри компании, то есть зарплаты. Для того, чтобы этого не происходило, компания должна подсчитать, сколько стоят ее деньги. ...
Важнее то, что дает деньги сегодня
...
Если же кризис застиг компанию в момент, когда все средства вкладывались в развитие, и у нее есть много разных бизнесов, которые только могут стать «звездами» и «дойными коровами», то, несмотря на амбиции, следует снова «уменьшиться», дожидаясь лучших времен. Должны остаться и в полной мере финансироваться направления, которые приносят деньги сегодня. Стратегические же программы развития должны быть проранжированы в зависимости от момента начала поступления денег по ним. И финансировать развитие следует по принципу «сначала тем, кто раньше даст отдачу». Действительно, будет иметь место «потеря качества при выигрыше темпа», говоря шахматным языком. Но именно такая стратегия позволит не замораживать развитие полностью, а только уменьшить его скорость. В то же время вопрос выживания компании не зависает в воздухе, а реализуется на практике.
Перекраиваем статьи расходов
Следующий шаг по внедрению антикризисной системы финансов — пересмотр всех статей расходов. Финансисты, помните: «Скидки не дают, их получают»! Постоянные расходы компании должны быть изучены «под микроскопом» и сокращены. Ведь это те деньги, которые предприятие платит вне зависимости от своей деловой активности, продаж, выручки.
...
Основные статьи постоянных расходов — это:
....
Основные задачи системы управления дебиторской задолженностью:
...
Поиск внутренних резервов
...
<...>