Контроллинг как фактор повышения конкурентоспособности перерабатывающего предприятия |
Пищевая и перерабатывающая промышленность является одной из стратегических отраслей экономики, призванная стабильно обеспечивать население необходимыми качественными продуктами питания.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности имеют свои специфические особенности, являющиеся результатом формы производства, используемой технологии и техники, подготовкой кадров.
Пищевая и перерабатывающая промышленность является бюджетообразующей сферой экономики стран, где формируется агропродовольственный рынок, обеспечивая продовольственную и экономическую безопасность, взаимодействует со многими отраслями и секторами экономики.
Необходимость поиска и научного обоснования оптимальных форм институционализации перерабатывающих организаций вынуждает перерабатывающие предприятия искать новые пути интеграции. Такая интеграция в рамках агрохолдинга достигается посредством контроллинга.
Внедрение контроллинга предусматривает поэтапное изменение существующих информационных и управляющих потоков в следующей последовательности: целеполагание; внедрение управленческого учета и отчетности; внедрение процедур планирования; внедрение процедур и механизмов контроля.
Объекты управленческого учета в перерабатывающей организации, которые условно можно объединить в следующие группы: деятельность по заготовке сырья; деятельность по доставке сырья; производственная деятельность по первичной переработке сырья; сбытовая деятельность. Поэтому цели внедрения контроллинга в перерабатывающей организации могут быть следующими:
· достоверное определение себестоимости продукции и стоимости каждого вида услуг;
· гибкое ценообразование на услуги организации в разрезе групп клиентов;
· гибкое бюджетирование при различных уровнях загрузки производственных мощностей по первичной переработке;
· оптимизация взаимодействия подразделений и выработка критериев оценки эффективности их деятельности;
· управление затратами;
· выработка обоснованных тактических и стратегических решений при построении взаимоотношений с участниками рынка;
· снижение транзакционных издержек на основе развития интеграции и кооперации и др.
Как и в любой другой вид деятельности, экономическая эффективность первичной переработки сырья определяется составом и структурой затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Организация контроллинга в перерабатывающей организации определяется отраслевыми, производственными и технологическими особенностями первичной переработки сырья.
Ведущую роль в системе контроллинга играет бюджетирование. Функциями бюджетирования являются:
· планирование операций, обеспечивающих достижение поставленных общекорпоративных целей;
· управление производством;
· оценка эффективности работы;
· подготовка программы сбыта;
· разработка проекта бюджета корпорации в целом и ее подразделений;
· координация и анализ рассмотренного проекта бюджета.
Практика корпоративного бюджетирования выработала различные виды бюджетов в зависимости от применяемых подходов к их составлению: статичные, гибкие, непрерывные или «скользящие», бюджет с нулевой точки, приростной, приоритетный бюджет и др. Из этого многообразия для перерабатывающих организаций значимым является умение составлять так называемые «гибкие» бюджеты. Гибкий бюджет — бюджет, который посредством разграничения затрат на постоянные и переменные изменяется в ответ на изменение объемов производства. Преимущество гибкого бюджета заключается в том, что его можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде: при планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж, при анализе — оценить фактические результаты.
Уровень загрузки производственных мощностей перерабатывающих заводов напрямую зависит от уровня конкуренции на сырьевом рынке за выращенный урожай сырья. Бюджет первичной переработки завода должен быть быстро приспосабливаемым к изменяющимся условиям рыночной среды и обеспечивать гибкое ценообразование на услуги завода. Этим условиям в максимальной степени отвечает гибкое бюджетирование, вариант которого представлен ниже на условном примере.
На основании фактических данных переработки урожая 2021 года разработан следующий гибкий бюджет для уровней загрузки в 30 %, 45 % и 50 %. Исходя из сложившейся за последние годы ситуации, эти уровни можно охарактеризовать соответственно как «пессимистический», «реальный» и «оптимистический» варианты загрузки мощностей (таблица).
Составление бюджета начинается с прогнозирования объемов переработки в год. Программа сбыта показывает объем оказания услуг по переработке и цену реализации каждого вида продукции, а также прогноз совокупного дохода от реализации. Программа сбыта является основой всех других смет, т. к. все расходы непосредственно зависят от объемов переработки.
После бюджета продаж разрабатывается бюджет производства. Производственная программа формируется только в количественных натуральных единицах измерения. Ее целью является обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения спроса на оказание услуг по первичной переработке. Производственная программа зависит от планового объема переработки и величины запасов сырья урожая прошлого года. Производственная программа является основой для составления бюджета упаковочных материалов в единицах и денежном выражении. Покупки материалов зависят от бюджета производства и уровня запасов. Бюджет оплаты труда зависит от принятой на предприятии системы вознаграждения — повременной или сдельной. Бюджет производственных накладных расходов составляется по отдельным статьям в отношении к прогнозируемому объему оказания услуг по переработке. Заключительный этап разработки оперативного бюджета — составление отчета о финансовых результатах.
Наряду с планированием немаловажную роль в системе контроллинга играют процессы контроля и регулирования в компании, которые заключаются в сравнении фактических результатов с плановыми показателями с целью определения отклонений и корректировки отклонений. Выполнение этой функции управления проявляется через следующие действия: подготовка смет (бюджетов) в разрезе подразделений компании; подготовка отчетов об исполнении смет по подразделениям; оперативный анализ отклонений фактических результатов от плановых; своевременное выявление «узких» мест в организации производства.
Таким образом, экономический эффект внедрения контроллинга на предприятии образуется за счет упрощения процедур планирования, принятия обоснованных решений и поступления своевременной информации о производственно-коммерческой деятельности, что позволит принять упреждающие меры по повышению конкурентоспособности продукции перерабатывающего предприятия.
ТАБЛИЦА
Вариант гибкого бюджетадля перерабатывающего завода, тыс. руб
Статьи затрат |
Уровень загрузки производственных мощностей: |
||
% загрузки от годовой проектной мощности |
|||
30 |
45 |
50 |
|
в переводе на тонны переработки сырья в год |
|||
7300 |
8556 |
10 800 |
|
в переводе на тонны первичной продукции в год |
|||
2435 |
2852 |
3600 |
|
Переменные затраты: |
|||
· упаковочные материалы |
48 000 |
51 496 |
59 040 |
· другие материалы |
11 100 |
11 932 |
13 680 |
· запасные части |
4383 |
4710 |
5400 |
· электроэнергия |
43 530 |
46 786 |
53 649 |
· топливо |
9903 |
10 676 |
12 245 |
· прочие затраты |
32 722 |
35 168 |
40 324 |
Всего |
149 608 |
160 454 |
183 960 |
Постоянные затраты: |
|||
· оплата труда |
94 962 |
102 050 |
117 000 |
· износ основных средств |
29 250 |
31 400 |
36 000 |
· налоги и сборы |
17 530 |
19 154 |
21 960 |
Всего |
141 742 |
152 604 |
172 800 |
Итого производственных затрат |
292 200 |
314 000 |
360 000 |
Производственная себестоимость переработки 1 т сырья |
120 |
110 |
100 |
<...>