Коротко о новых «русских оффшорах» и процедуре редомициляции |
В последнее время часто сообщают о появлении в России неких оффшорных территорий, которые якобы призваны стать альтернативой зарубежным оффшорам. Понятно, подобная подача информации вызвала большой интерес. Как же так, ведь руководство России и их выступления в рамках ЕАЭС на протяжении многих лет преподносили тему оффшоров исключительно в негативном аспекте? А тут вдруг появляются оффшоры непосредственно у нас под боком…
Попробуем разобраться в нововведениях:
1. На территории России появляются два специальных административных района (САР) — на острове Русский (Приморский край) и острове Октябрьский (Калининградская область), с особым правовым режимом. Создание и функционирование САР регулирует закон РФ № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».
2. На территорию этих САР (то есть под юрисдикцию России) могут перерегистрироваться иностранные юрлица, являющиеся коммерческими корпоративными организациями, которые на момент перерегистрации отвечают установленным требованиям, в том числе:
-
осуществляют непосредственно сами, через обособленные подразделения или через подконтрольных лиц предпринимательскую деятельность на территории нескольких государств, в том числе в Российской Федерации;
-
зарегистрированы (созданы) в государстве, являющемся членом или наблюдателем FATF и (или) Комитета Манивэл;
-
не являются кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, операторами платежных систем и операторами услуг платежной инфраструктуры.
Такой полный «переезд» называется редомициляцией и представляет собой некий полный «переезд» из прежней юрисдикции в новую юрисдикцию (РФ), абсолютно со всеми правами, обязательствами, с сохранением акционеров/участников и акций/долей участия в других организациях (в том числе с сохранением холдинговой структуры). И даже права и обязанности акционеров/участников останутся теми же (даже если их содержание не соответствует требованиям, предъявляемым российским законодательством к «своим» — российским организациям и их акционерам/участникам).
«Переехавшие» иностранные организации получают особый статус международной компании (МК) и участника САР, но для получения налоговых льгот МК должна подтвердить дополнительный статус международной холдинговой компании (МХК), и тогда:
-
дивиденды, полученные МХК, будут облагаться налогом на прибыль по нулевой ставке;
-
дивиденды, которые выплачены МХК иностранным лицам, будут облагаться налогом на прибыль по ставке 5%, но при соблюдении ряда условий;
-
доходы от реализации (иного выбытия) акций или долей участия в российских или иностранных организациях, которые получает МХК, будут облагаться налогом на прибыль по нулевой ставке;
-
прибыль МХК не будет учитываться при расчете прибыли контролирующего ее лица, и наоборот МХК не должна будет учитывать в своей налоговой базе прибыль контролируемых ею иностранных компаний (по сути в отношении МХК «блокируется» применение правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК)).
Оффшорные нововведения уже вступили в силу, а льготы по налогу на прибыль начнут действовать с 01.01.2019.
<...>