Кто руководит организацией, если директор заболел. Разъяснение Минтруда |
Если речь идет о взаимоотношениях предприятия с банком, решения должен принимать директор. Кого можно считать руководителем компании: заместителя, работника, временно переведенного на должность?
При проверке правоспособности заявителей и контрагентов — юридических лиц банком проверяются полномочия должностных лиц конкретного юрлица на подписание договора и дополнительных соглашений к нему.
На практике часто возникают случаи, когда необходимо заменить руководителя юрлица на период его временного отсутствия (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность). Организации используют разные подходы и правовые конструкции при передаче полномочий руководителя юрлица на период его временного отсутствия.
Кто может быть руководителем
В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) юрлицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Порядок назначения или избрания органов юрлица определяется законодательными актами и учредительными документами. В силу ст. 113 ГК органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества и ему подотчетен.
Компетенция органов управления хозяйственных обществ прописана в ст. 53–54 Закона Республики Беларусь от № 2020-XII от 09.12.1992 «О хозяйственных обществах», в котором используется понятие «единоличный исполнительный орган».
Статья 252 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определяет руководителя организации как физическое лицо, которое в силу закона или учредительного документа организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительным документом, а также трудовым договором (ст. 253 ТК).
Общие положения единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, являющегося техническим нормативным правовым актом, обязательным к применению в организациях независимо от форм их организационно-правовых форм: к категории «руководителя» относят служащих, в рамках определенных полномочий осуществляющих организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, соответствующим структурным (обособленным) подразделениям, работникам, направлениям деятельности.
Наименования должностей руководителей организаций устанавливают генеральный директор, директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий.
Как передавать полномочия
...
Вопросы
-
Становится ли лицо, исполняющее обязанности руководителя, в период его временного отсутствия в силу ст. 252 ТК единоличным исполнительным органом, действующим на основании устава, и при этом не требуется выдача ему доверенности для представительства интересов организации перед третьими лицами?
-
Нужно ли временно исполняющему обязанности руководителя организации иметь доверенность в рамках ст. 186 ГК?
-
Если исполняющий обязанности руководителя становится единоличным исполнительным органом, кем он должен быть назначен? Тем же, кем и единоличный исполнительный орган: собственником имущества, общим собранием участников, наблюдательным советом? Или достаточно приказа руководителя о трудовом отпуске, убытии в командировку, временном переводе или возложении обязанностей?
Разъяснение Минтруда и соцзащиты
...
Подготовлено на основании разъяснений Минтруда
Подробнее читайте в статье.
<...>