Материалы Пленума Верховного Суда, посвященного вопросам применения законодательства о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования |
20 декабря 2018 года состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное некоторым вопросам применения законодательства при рассмотрении судами экономических дел, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования.
Процесс создания субъектов хозяйствования и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Их государственная регистрация обеспечивает легитимность предпринимательской деятельности и является одним из базовых условий существования бизнеса.
Принятый в 2009 году Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» закрепил как заявительный принцип государственной регистрации, предусматривающий совершение регистрационных действий в день обращения при наличии установленного законодательством перечня необходимых документов на основании уведомления соответствующего государственного органа, так и презумпцию достоверности сведений и документов, представляемых заявителем для государственной регистрации. За предоставление ложной информации в момент государственной регистрации Декретом № 1 определены последствия в виде признания в судебном порядке государственной регистрации недействительной, взыскания полученных субъектом хозяйствования доходов и ликвидации. Законодатель таким образом обеспечил понятный и простой путь входа в бизнес.
В последнее время происходит дальнейшее упрощение правил ведения бизнеса. В Декрет № 1 неоднократно вносились изменения, последние – в феврале 2017 года. В частности, изменен подход к признанию госрегистрации недействительной, установлены сроки для обращения в суд. В прошлом году был принят целый пакет документов по либерализации бизнеса, среди которых ключевой – Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Декретом № 7 заложена основа для пересмотра законодательства во всех сферах, связанных с осуществлением предпринимательства, а также внесены изменения в Декрет № 1. В частности, исключены нормы, связанные с использованием субъектами хозяйствования печати; усовершенствован порядок электронного обращения, представления электронных документов; установлены изъятия для Палаты налоговых консультантов, особенности для отдельных финансовых организаций.
Выступая с докладом на заседании Пленума, заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Юрий Викторович Кобец отметил ряд важных моментов. В частности, он обратил внимание на то, что в 2017 году в стране было зарегистрировано порядка 43 000 субъектов хозяйствования. При этом в 2017 году экономическими судами принято менее 100 решений о признании государственной регистрации недействительной, что свидетельствует о добросовестности подавляющего большинства участников предпринимательской деятельности при государственной регистрации. Наряду с этим ежегодно экономическими судами принимается не более 140 решений о ликвидации субъектов хозяйствования.
Судебная практика по делам о ликвидации стабильна и единообразна, принятые решения в вышестоящие инстанции обжаловались в единичных случаях и после вступления в законную силу не отменялись.
Вместе с тем обобщение судебной практики по делам о признании недействительной регистрации субъектов хозяйствования выявило ряд проблемных вопросов рассмотрения данной категории дел.
Так, экономическими судами по-разному определялся вид судопроизводства и сроки рассмотрения таких дел, допускались ошибки в применении норм материального права при принятии решения об удовлетворении заявленных требований, что влекло за собой отмену судебных постановлений, как в апелляционном, так и в кассационном порядке.
Юрий Кобец подчеркнул, что в таких условиях «рассмотрение Пленумом Верховного Суда судебной практики применения экономическими судами законодательства о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования является последовательным шагом. Во-первых, по реализации Декрета № 7; во-вторых, к переходу от потерявшего актуальность судебного контроля над ликвидацией к возложению судом обязанности по ликвидации на лицо, принявшее решение о создании субъекта хозяйствования. С учетом проведенных в стране реформ, направленных на либерализацию экономики страны судебный порядок ликвидации должен соответствовать экономическим интересам государства на современном этапе. Прекращать хозяйственную деятельность должны лица, которые ответственны за создание субъекта хозяйствования и осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности. В-третьих, это шаг в обеспечении единообразия судебной практики и определенности при применении судами законодательства по делам названной категории».
С результатами аналитики проблемных вопросов, выявленных в ходе изучения и обобщения судебной практики, участников заседания Пленума ознакомила судья Верховного Суда Республики Беларусь Ольга Николаевна Синкевич.
Особый акцент был сделан на необходимости пересмотра подходов к ликвидации субъектов хозяйствования. Ликвидация в судебном порядке предполагает полное судебное сопровождение – от принятия решения вплоть до исключения субъекта из госрегистра. Рассмотрение дела, назначение ликвидационной комиссии, принятие требований кредиторов, предоставление суду промежуточного баланса, расчеты с кредиторами – сегодня на это уходит до полугода в лучшем случае.
Дело усложняется, если имущества для расчетов недостаточно. Тогда возбуждается дело о банкротстве, а дело о ликвидации откладывается. Но и в добровольном порядке бизнес ликвидируется тоже достаточно долго: строгость процедуры диктуется защитой интересов кредиторов и государства.
С учетом проведенных в стране реформ, направленных на либерализацию экономики страны судебный порядок ликвидации должен соответствовать экономическим интересам государства на современном этапе. Прекращать хозяйственную деятельность должны лица, которые ответственны за создание субъекта хозяйствования и осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности.
Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь принято соответствующее постановление, в котором судам даны разъяснения и рекомендации по правильному и единообразному применению законодательства при рассмотрении данной категории дел.
По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции
(инфографика – пресс-служба Верховного Суда)
<...>