О каких тонкостях налога на доходы чаще всего забывают при заключении внешнеэкономических контрактов

О каких тонкостях налога на доходы чаще всего забывают при заключении внешнеэкономических контрактов |

Автор Александра Ракитина, эксперт по налогообложению Александра Ракитина, эксперт по налогообложению
Номер № 12/2019
Количество просмотров 980
Автор налог на доходы, налог на доходы, ВЭД, ВЭД, планирование планирование

Ранее мы говорили о наиболее востребованных и, как следствие, часто вызывающих вопросы ситуациях: фрахт, роялти, дивиденды, проценты и т.д. В этой статье расскажем об «остальных», с ними чуть проще, но есть свои особенности.

Базовые принципы взимания налога на доходы для всех рассмотренных в этой статье видов доходов одинаковы, за исключением некоторых нюансов.

Налоговым агентом по исчислению и уплате налога на доходы по рассматриваемому виду доходов выступают юридические лица Республики Беларусь, белорусские индивидуальные предприниматели, представительства иностранных организаций (если возникновение доходов от неустойки имеет отношение к этому представительству), то есть те, кто начисляет и выплачивает доход иностранной организации (п. 3.1, 3.2, 3.4 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)).

При начислении либо выплате рассматриваемых доходов иностранной организации налоговой базой является общая сумма дохода (п. 1.3 ст. 190 НК). Ставка налога на доходы — 15% (п. 1.5 ст. 192 НК).

Общей суммой дохода считается начисленная (выплачиваемая) иностранной организации сумма дохода без вычета понесенных ею затрат.

Налоговая база определяется на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы.

Дата возникновения обязательств белорусской организации по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа) в виде роялти (п. 1 ст. 191, п. 1 ст. 193 НК).

Датой начисления дохода считается наиболее ранняя из следующих дат (п. 2 ст. 191 НК):

  • дата отражения белорусской организацией в бухгалтерском учете обязательств перед иностранной организацией по выплате дохода (п. 2.2 ст. 191 НК);

  • дата отражения в бухгалтерском учете факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета) (п. 2.3 ст. 191 НК).

Налоговая декларация (расчет) по суммам налога на доходы представляется в налоговые органы налоговыми агентами не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором были начислены роялти (п. 1, ч. 1 п. 5 ст. 193 НК).

Налог на доходы перечисляется в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором были начислены доходы (ч. 3 п. 5 ст. 193 НК).

Для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранная организация представляет в установленном порядке подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым есть международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (далее — подтверждение), которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Подтверждение может представляться в налоговый орган как до уплаты налога на доходы, так и после этой уплаты. При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет в порядке, установленном национальным законодательством (п. 1 ст. 194 НК).

В соответствии с нормами международного права положения международных соглашений превалируют над законодательством стран — участниц международных соглашений (далее — Соглашение).

Во всех Соглашениях рассматриваемые доходы включаются в ст. 7 «Прибыль от предпринимательской (коммерческой) деятельности, согласно нормам которой при наличии подтверждения резидентства предоставляется освобождение от исчисления и уплаты налога на доходы.

 

Доходы от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров (п. 1.8 ст. 189 НК)

До 2019 года вместе с вышеуказанными доходами в составе этого объекта налого- обложения были поименованы еще предпроектные и проектные работы (подготовка технико-экономических обоснований, проектно- конструкторские разработки и иные аналогичные работы) (п. 1.8 ст. 146 НК-2018). С 2019 года предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ результатов таких испытаний) включены в определение инжиниринговых услуг (п. 2.10 ст. 13 НК).

Договор на выполнение НИОКТР может предусматривать создание объекта интеллектуальной собственности, охраняемого правом промышленной собственности либо авторским правом (исключительным правом). В этом случае доход иностранной компании — исполнителя будет трактоваться не как услуги, а как роялти со всеми вытекающими последствиями при применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения (п. 1.3 ст. 189 НК) (далее — Соглашение)*.

То есть если у белорусского заказчика на полученный результат интеллектуальной деятельности при выполнении НИОКТР исполнителем — нерезидентом отсутствует необходимость принимать меры к его защите и в дальнейшем не предполагается использовать его по лицензионным сделкам, то доход нерезидента не будет трактоваться как роялти.

 

Доходы от предоставления гарантии и (или) поручительства (п. 1.9 ст. 189 НК)

ПРИМЕР 1

Белорусская организация заключила процентный договор займа с российской компанией. Поручителем исполнения обязательства белорусской организации выступает литовская компания, не осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. Вознаграждение литовской компании за поручительство является объектом для исчисления налога на доходы. 

Доходы от предоставления дискового пространства и (или) канала связи для размещения информации на сервере и услуг по его техническому обслуживанию (п. 1.10 ст. 189 НК)

С 28 марта 2018 г. резиденты ПВТ по этому виду дохода применяют ставку по налогу на доходы 0% (абз. 8 ч. 1 п. 33 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом от 22.09.2005 № 12 (в ред. Декретов № 8, № 4) (далее — Положение о ПВТ).

ПРИМЕР 2

Резидент ПВТ заказал у нерезидента услуги выпуску SSL-сертификатов.

Предоставление (реализация) SSL-сертификатов классифицируется в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 как обработка данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.

Пунктом 33 Положения о ПВТ предусмотрена нулевая ставка налога на доходы в отношении в том числе доходов от предоставления дискового пространства и (или) канала связи для размещения информации на сервере и услуг по его техническому обслуживанию, следовательно, данный вид дохода облагается налогом на доходы по ставке 0%.

 

Доходы от оказания консультационных, бухгалтерских, аудиторских, маркетинговых, юридических, инжиниринговых услуг (п. 1.12.1. ст. 189 НК)

Исключением являются доходы от услуг, оказываемых белорусским организациям и белорусским индивидуальным предпринимателям в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами).

ПРИМЕР 3

Иностранная организация оказала услуги белорусской организации, планирующей ввезти импортные товары, в сфере подтверждения соответствия этих товаров требованиям Технического регламента ТС с предоставлением сертификата соответствия и декларации о соответствии. Объекта для исчисления и уплаты налога на доходы не возникает.

С 2019 года к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ результатов таких испытаний (п. 2.10 ст. 13 НК).

ПРИМЕР 4

К инженерным услугам в строительстве относятся консультирование по вопросам проектирования и строительства и выполнение определенных договором функций заказчика, застройщика по осуществлению организационно-технических мероприятий (п. 2 ст. 56 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»). По мнению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, инженерные услуги попадают под определение инжиниринговых услуг.

С учетом изложенного и принимая во внимание определение инжиниринговых услуг согласно п. 2.10 ст. 13 НК доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, от источников в Республике Беларусь от:

  • разработки проектно-сметной документации; проектных работ; инженерных услуг признаются объектом налогообложения налогом на доходы в соответствии с п. 1.12.1 ст. 189 НК;

  • изыскательских работ, авторского и технического надзора не признаются объектом налогообложения налогом на доходы исходя из положений п. 2.10 ст. 13 НК и п. 1 ст. 189 НК (письмо ИМНС РБ по г. Минску от 24.04.2019 № 6-1-9/01303).

Для указанного вида доходов предусмотрено освобождение от удержания и уплаты налога на доходы: при получении доходов от оказания консультационных, маркетинговых, юридических, услуг ЗАО «Белорусская калийная компания» организациями с долями ЗАО «Белорусская калийная компания» в уставных фондах не менее 50%, являющихся резидентами государств, с которыми у Республики Беларусь не заключены договоры об избежании двойного налогообложения (п. 1.41 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2005 № 398 «О совершенствовании экспорта калийных удобрений»). 

Доходы от оказания курьерских услуг (п. 1.12.3 ст. 189 НК)

ПРИМЕР 5

Белорусская организация (покупатель) приобретает товар у иностранной компании, не осуществляющей деятельности через постоянное представительство. При доставке посылки использовались курьерские услуги иностранной компании. Поскольку при доставке товара посредством международного почтового отправления использовались курьерские услуги иностранной компании, то у данной компании возникает налогооблагаемый доход. 

Доходы от оказания управленческих услуг (п. 1.12.5 ст. 189 НК)

В соответствии с п. 2.29 ст. 13 НК управленческие услуги — услуги по управлению организацией (или ее подразделениями, или направлениями деятельности этой организации), осуществлению организационно-распорядительных, контрольных функций в отношении производства, технологического и (или) иного процессов, рисков, имущества, закупок, сбыта. 

Доходы от оказания услуг по поиску и (или) подбору персонала, найму персонала, а также по предоставлению персонала для осуществления деятельности в Рес- публике Беларусь (п. 1.12.6 ст. 189 НК)

При налогообложении этого вида доходов, особенностью является то, что для исчисления налога на доходы имеет значение, на территории какого государства работает найденный и (или) подобранный, предоставленный, нанятый по договору с нерезидентом персонал. Иностранная организация будет плательщиком налога на доходы в случае, когда привлеченный ею персонал будет использован в Республике Беларусь.

 

Доходы от оказания услуг в сфере образования (п. 1.12.7 ст. 189 НК)

ПРИМЕР 6

Белорусская организация осуществляет обучение своих работников в производственных целях в России. Обучение проводится в форме лекций и семинаров.

В ст. 5 Кодекса об образовании установлено, что субъектами образовательных отношений являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Дополнительное образование для взрослых может осуществляться посредством реализации программ повышения квалификации и стажировки руководящих работников и специалистов, рабочих (служащих), переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих), обучающих курсов (лекториев, семинаров, тренингов и др.), программ обучения в организациях, совершенствования возможностей и способностей личности и др. (ст. 13, гл. 50 Кодекса об образовании).

В итоге, приобретение знаний путем прослушивания лекций и семинаров, проводимых российской организацией, следует признать получением услуг в сфере образования. Следовательно, эти услуги являются объектом для налога на доходы.

Участие в конференциях, форумах и других подобных мероприятиях, вернее, регистрационный сбор за участие в них не является объектом налогообложения налогом на доходы.

Однако при проверках налоговые органы иногда расценивают их как доходы, облагаемые налогом на доходы. На это влияет факт содержания платежа, то есть за какие услуги он вносится. К примеру, если во время конференции проводится обучение участников, по результатам которого выдается документ законодательно установленного образца о получении образования, то в данном случае будет усматриваться объект обложения согласно п. 1.12.7 ст. 189 НК. 

Доходы от оказания услуг по страхованию (сострахованию, перестрахованию) (п. 1.12.9 ст. 189 НК)

Исключение составляют доходы (вознаграждения, гонорары), выплачиваемые иностранным организациям за урегулирование страховых случаев по страховым сертификатам, удостоверяющим договор страхования «Зеленая карта», а также доходов от оказания услуг в области страхования в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом).

Особенностью этого объекта является определение налоговой базы. Она определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат в сумме:

  • комиссионного (брокерского) вознаграждения за услуги белорусского страховщика или состраховщика;

  • уплаченного страхового возмещения или страхового обеспечения по договору сострахования при наступлении страхового случая;

  • уплаченного возмещения доли убытков по договору перестрахования при наступлении страхового случая;

  • выплачиваемой страховой организацией Республики Беларусь иностранной организации, осуществляющей урегулирование убытков по страховому случаю, производимое за пределами Республики Беларусь, в качестве возмещения понесенных иностранной организацией затрат, связанных с оформлением документов по страховому случаю и определением размера вреда. 

Доходы от оказания услуг по рекламе (п. 1.12.10 ст. 189 НК)

Исключением являются выплачиваемые иностранным организациям доходы, связанные с участием белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в выставках и ярмарках в иностранных государствах, независимо от того, производится ли выплата доходов непосредственно участником выставок и ярмарок или через иную организацию или индивидуального предпринимателя.

ПРИМЕР 7

Белорусская организация приглашена на выставку в РФ. Целью участия в выставке является реклама организации и реализуемой ею продукции.

В этой ситуации налог на доходы не исчисляется, налоговую декларацию по налогу на доходы в белорусский налоговый орган не подают, поскольку из-под налогообложения исключены выплачиваемые доходы иностранной организации, связанные с участием белорусских организаций в выставках и ярмарках в иностранных государствах, независимо от того, производится ли выплата доходов непосредственно участником выставок и ярмарок или через иную организацию.

Для резидентов ПВТ абз. 10 п. 33 Положения о ПВТ предусмотрена ставка налога 0%.

При получении доходов от оказания рекламных услуг ЗАО «Белорусская калийная компания» организациями с долями ЗАО «Белорусская калийная компания» в уставных фондах не менее 50%, являющихся резидентами государств, с которыми у Республики Беларусь не заключены договоры об избежании двойного налогообложения (п. 1.41 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2005 № 398 «О совершенствовании экспорта калийных удобрений») налог на доходы не удерживается и не уплачивается.

 

Доходы от оказания услуг по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению, тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь (п. 1.12.11 НК)

Исключение из этого объекта составляют доходы, получаемые от обучения, проведения консультаций и (или) оказания услуг по установке, наладке, обследованию, измерению и тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений и сооружений, которые являются неотъемлемым условием внешнеторгового договора на их приобретение в собственность (во временное пользование).

ПРИМЕР 8

Белорусская организация приобрела станки у резидента Польши и по отдельному договору оплатила услуги по наладке и вводу станков в эксплуатацию на производстве.

В данной ситуации услуги по наладке и вводу в эксплуатацию станков являются объектом обложения налогом на доходы, так как они получены не в рамках внешнеторгового договора на приобретение оборудования.

Обращаем внимание, что доходы от проведения любого вида ремонтов движимого либо недвижимого имущества в ст. 189 НК не указаны и, следовательно, не являются объектом налогообложения налогом на доходы.

 

Доходы от оказания услуг по сопровождению и охране грузов (п. 1.12.12 ст. 189 НК)

Исключение: доходы от оказания услуг по обязательному сопровождению и охране грузов, предусмотренному законодательством государства, по территории которого перемещается груз, оказываемых организациями иностранного государства, законодательством которого установлены требования по таким обязательному сопровождению и охране).

При оказании данных услуг иностранной организацией возникновение объекта для исчисления налога на доходы не зависит от того, где услуги были оказаны — на территории Беларуси или за ее пределами. 

Доходы от деятельности по обработке данных и размещению информации (услуги по обработке данных, веб-хостинг (включая комплексные услуги по размещению и управлению веб-сайтами), комплексные услуги по обработке данных и составлению на основе этих данных специализированных отчетов, услуги по вводу и обработке данных, включая услуги по управлению базами данных, услуги по хранению данных, обеспечение доступа к базам данных, предоставление места и времени для рекламы в сети Интернет), а также доходы от деятельности веб-порталов по функционированию веб-сайтов, использующих поисковые системы в целях создания и ведения обширных баз данных интернет-адресов и содержания в формате, обеспечивающем легкий поиск информации (п. 1.14 ст. 189 НК)

Положения п. 1.14 ст. 189 НК не распространяются на доходы, полученные от источников в Республике Беларусь иностранными организациями от оказания депозитарных услуг, услуг автоматизированной системы межбанковских расчетов, международных платежных систем, международных телекоммуникационных систем передачи информации и (или) совершения платежей.

ПРИМЕР 9

Иностранная компания оказала белорусской организации услугу по регистрации доменного имени за пределами республики.

Права на национальную доменную зону предоставлены Республике Беларусь Международной организацией по назначению адресов и имен в сети Интернет — ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, Интернет-корпорация по назначению имен и нумерации).

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет, утвержденной Приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18.06.2010 № 47 (далее — Инструкция № 47), доменное имя (домен) — символьное (буквенно-цифровое) обозначение, сформированное в соответствии с международными правилами адресации сети Интернет, предназначенное для поименованного обращения к интернет-ресурсу администратора домена и соответствующее определенному сетевому адресу.

В п. 1.14 ст. 189 НК услуги по регистрации доменных имен не поименованы.

Таким образом, при начислении иностранной организации дохода (платежа) по договору регистрации доменного имени налог на доходы не исчисляется.

Если же услуга по регистрации доменного имени предоставляется в составе услуг по договору хостинга, то объект для налогообложения налогом на доходы имеется.

Для налоговых агентов, являющихся резидентами Парка высоких технологий (ПВТ), установлена ставка 0% налога на доходы в отношении:

  • доходов от деятельности по обработке данных и размещению информации (услуги по обработке данных, веб-хостинг (включая комплексные услуги по размещению и управлению веб-сайтами));

  • доходов от предоставления комплексных услуг по обработке данных и составлению на основе этих данных специализированных отчетов;

  • доходов от предоставления услуг по вводу и обработке данных (включая услуги по управлению базами данных, хранению данных, обеспечению доступа к базам данных);

  • доходов от предоставления места и времени для рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет;

  • доходов от деятельности веб-порталов по функционированию веб-сайтов, использующих поисковые системы в целях создания и ведения обширных баз данных интернет-адресов и содержания в формате, обеспечивающем легкий поиск информации (п. 33 Декрета № 12).


ПРИМЕР 10

Согласно договору российская организация (исполнитель) обязуется выполнить работы по повышению посещаемости интернет-сайта белорусской организации (заказчика) по- средством продукта ReEnter путем размещения тематических объявлений, ведущих на интернет-сайт заказчика.

На основании п. 1.12.10 ст. 189 НК при начислении (выплате) белорусской организацией дохода от оказания таких услуг российской компании возникает объект налогообложения налогом на доходы.

ПРИМЕР 11

Иностранная компания оказывает услуги платежного сервиса и взимает комиссию за: получение платежей (в том числе от онлайн-площадок); перевод платежей; пользование картой Mastercard, перевыпуск карты; снятие средств (через банкомат, перевод на банковский счет).

Объектом налогообложения налогом на доходы признаются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, поименованные в п. 1 ст. 189 НК. Указанные комиссии, взимаемые иностранной компанией, не являются объектом налогообложения налогом на доходы. 

 

* Налогообложение роялти мы подробно рассматривали в журнале «Финансовый директор» № 8, 2019 "Решаем сложную задачу налогообложения: доходы нерезидентов от недвижимости в Беларуси".

.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Библиотека агентства «Регистр»
Налоговый кодекс Республики Беларусь 2019
Свежие статьи
Сейчас читают

1. БСПН: перевод счетов госпредприятий из частных в госбанки не стал массовым

Ранее ряд предприятий пожаловались в БСПН, что отраслевые органы госуправления, ссылаясь на поручение правительства, требуют от предприятий с долей государства перевести счета на обслуживание из частных в государственные банки -– ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «Белинвестбанк». В частности, такие требования исходили от концерна «Беллегпром», Минстройархитектуры. Аналогичные письма от профильных министерств и ведомств получили также предприятия других отраслей.

2. ВОЗ пессимистична: возвращения к нормальной жизни в ближайшее время ждать не стоит

Всемирная организация здравоохранения считает, что ситуация, связанная с пандемией коронавируса, будет становиться "хуже и хуже", и в обозримом будущем возвращения к нормальной жизни не будет. Глава ВОЗ отметил, что вирус остается всеобщим врагом номер один, но по действиям некоторых правительств и людей этого не скажешь. Он призвал серьезно относиться к мерам защиты - дистанцированию, мытью рук и ношению масок в определенных ситуациях.

3. Новая идея: перерегистрация в российские офшоры через третьи страны

Минэкономразвития направило на согласование в Минфин России и Банк России законопроект, определяющий порядок и особенности «транзитной» редомициляции в специальные административные районы (САР). Это обеспечит возможность перехода в САР из другой юрисдикции через третью, дополнительную, которая будет применяться при невозможности прямой смены юрисдикции.

4. Правило 60-40 для инвестпортфелей работает все хуже

Так называемый портфель 60/40 не первый раз подвергается испытанию. Его часто критикуют после взлета акций, который не приносит инвесторам должных доходов, при этом в 2020 году он обеспечивал положительную отдачу, несмотря на волатильность. Но сейчас в центре внимания другой компонент этой структуры.

5. Беларусь вошла в группу стран с высоким риском корпоративных дефолтов

Аналитики компании Coface, которая свыше 70 лет занимается кредитным страхованием и управлением рисками подготовили исследование по 162 странам. В этом году они оценивали риски с учетом дополнительного фактора – пандемии коронавируса. В регионе Центральной и Восточной Европы высокие риски корпоративных дефолтов эксперты увидели также в России, Турции, Грузии, Северной Македонии, Молдове и Черногории.

6. Крах нашей надежды: Европа анонсировала полный отказ от нефти и газа

Евросоюз - крупнейший потребитель углеводородов - намерен полностью отказаться от ископаемых источников топлива, таких, как нефть и газ, заявила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон. «Цель ЕС - в том, чтобы стать климатически нейтральным. Это значит, что мы выведем из употребления ископаемые энергоносители», - пояснила она, добавив, что все поставщики Евросоюза должны «иметь это в виду».