Решаем сложную задачу налогообложения: доходы нерезидентов от недвижимости в Беларуси

Решаем сложную задачу налогообложения: доходы нерезидентов от недвижимости в Беларуси |

Автор Александра Ракитина, эксперт по налогообложению Александра Ракитина, эксперт по налогообложению
Номер № 08/2019
Количество просмотров 626
Автор инвестиции, инвестиции, недвижимость, недвижимость, нерезиденты, нерезиденты, налоги налоги

Один из способов инвестирования в экономику страны — покупка иностранными компаниями недвижимости для последующего вовлечения ее в хозяйственный оборот. От использования недвижимого имущества (продажи, сдачи в аренду (лизинг) и т.д.) нерезидент получает доходы, которые являются объектом для налога на доходы. Поскольку сделки с недвижимостью, как правило, являются довольно дорогостоящими, они привлекают внимание контролирующих органов.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК) устанавливает следующие объекты налогообложения в отношении сделок с недвижимостью, расположенной на территории Республики Беларусь:

·              вознаграждение за использование имущества (к которому для целей налогообложения налогом на доходы относится в том числе любого вида оборудование, включая транспортные средства) на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом (п. 1.3 ст. 189 НК) (данный объект включается в состав роялти. Подробно об этом мы писали в «Финансовом директоре» № 7, с. 63);

·              доходы от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь (п. 1.11.1 ст. 189 НК).

В качестве договора отчуждения имущества выступают также договоры купли-продажи, мены, дарения и т.д.;

·              доходы от отчуждения предприятия (его части) как имущественного комплекса, находящегося на территории Республики Беларусь, собственником которого является иностранная организация (п. 1.11.2 ст. 189 НК);

·              доходы от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление (п. 1.13 ст. 189 НК).

Поскольку порядок налогообложения вышеназванных объектов несколько отличается друг от друга, рассмотрим сначала наиболее часто встречающиеся ситуации, а именно получение доходов от реализации недвижимости иностранными компаниями на территории Республики Беларусь.

Налог на доходы от отчуждения недвижимого имущества

Как и во всех без исключения случаях возникновения объекта для исчисления налога на доходы, налоговым агентом выступает тот, кто начисляет и (или) выплачивает доход иностранной организации. При сделках с недвижимостью обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на доходы возлагается на:

·              юридическое лицо или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь (п. 3.1, 3.2 ст. 189 НК);

·              физическое лицо (в том числе нерезидента) (п. 3.3 ст. 189 НК).

Физические лица (не ИП) должны подавать декларации по налогу на доходы не в любую ИМНС, а в зависимости от выплачиваемого ими дохода, в частности, в отношении дохода от отчуждения недвижимого имущества:

·              постоянное представительство иностранной компании — если возникновение этих доходов имеет отношение к этому представительству и (или) постоянному представительству (п. 3.4 НК);

·              иностранная компания (п. 3.5 ст. 189 НК).

В случае если иностранная организация вносит принадлежащее ей здание, находящееся на территории Республики Беларусь, в качестве вклада в уставный фонд юридического лица Республики Беларусь, объект налогообложения налогом на доходы не возникает и налоговый агент при получении вклада в уставный фонд не обязано представлять декларацию, поскольку в данном случае иностранная организация не получает доход от отчуждения недвижимого имущества.

Определение налоговой базы

По рассматриваемым в данной статье доходам от отчуждения недвижимого имущества налоговая база для исчисления налога на доходы определяется налоговым агентом как общая сумма дохода за вычетом документально подтвержденных затрат (п. 1.1 ст. 190 НК). При этом в расчет принимается сумма затрат, понесенных на приобретение, строительство недвижимого имущества, за вычетом амортизационных отчислений, рассчитанных в размере и порядке, определенных законодательством Республики Беларусь ...

Продолжение читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Библиотека агентства «Регистр»
Налоговый кодекс Республики Беларусь 2019
Свежие статьи
Сейчас читают

1. МАРТ о новых СаНПИНах по уменьшению риска распространения COVID-19

МАРТ были доработаны Рекомендации по минимизации риска возникновения и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, при осуществлении деятельности в области торговли, бытового обслуживания населения и общепита.

2. Как получить субсидию на доплату работникам за май–июль 2020 года

Указом предусмотрена возможность получения нанимателями субсидий для доплаты до минимальной заработной платы своим работникам в случае их вынужденной неполной занятости или объявления простоя в период с 1 мая по 31 июля 2020 года, а также уплаты взносов в ФСЗН. Решение о предоставлении субсидий будет приниматься местным исполнительным и распорядительным органом, а перечисление денежных средств - органом ФСЗН.

3. Развиваем бизнес: будут новые условия предоставления земельных участков юрлицам

Учитывая опыт предыдущих изменений законодательства об охране и использовании земель, а также для недопущения возложения на юрлиц новых обязательств и увеличения связанных с этим административных процедур, предлагается сохранить действие права постоянного или временного пользования на ранее предоставленные земельные участки, а также возможность его перехода к иным организациям в случае перехода к ним права на расположенные на этих земельных участках капитальные строения.

4. Беларусь вводит новый порядок согласования цен на лекарственные средства

В МАРТ напомнили, что указом №143 производителям лекарственных средств, цены на которые уже зарегистрированы, лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю такими лекарственными средствами, предоставлено право при соответствующем обосновании и при условии согласования с комиссией не учитывать зарегистрированные предельные отпускные цены.

5. Регулирование производителей и торговцев табачными изделиями

Декретом президента Беларуси от 21 мая 2020 № 2 с 1 июля 2020 г отменяется ведение Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение, оптовую, розничную торговлю табачными изделиями. Продавцам запрещается продавать несовершеннолетним не только табачные изделия и жидкости к электронным системам курения, но и сами такие системы, а также системы для потребления табака.

6. Свежие данные: в период самоизоляции люди снижают свои расходы на треть

У нас, к сожалению, нет данных по потребительским расходам в Беларуси, но статданные европейских стран и России уже доступны для анализа. Убеждены, что в нашей стране общая картина не отличается. Сокращение доходов и ограничения влекут сокращение расходов. Тем более на фоне изменений в подходах к кредитованию, о которых мы уже писали ранее.