Решаем сложную задачу налогообложения: доходы нерезидентов от недвижимости в Беларуси

Решаем сложную задачу налогообложения: доходы нерезидентов от недвижимости в Беларуси |

Автор Александра Ракитина, эксперт по налогообложению Александра Ракитина, эксперт по налогообложению
Номер № 08/2019
Количество просмотров 829
Автор инвестиции, инвестиции, недвижимость, недвижимость, нерезиденты, нерезиденты, налоги налоги

Один из способов инвестирования в экономику страны — покупка иностранными компаниями недвижимости для последующего вовлечения ее в хозяйственный оборот. От использования недвижимого имущества (продажи, сдачи в аренду (лизинг) и т.д.) нерезидент получает доходы, которые являются объектом для налога на доходы. Поскольку сделки с недвижимостью, как правило, являются довольно дорогостоящими, они привлекают внимание контролирующих органов.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК) устанавливает следующие объекты налогообложения в отношении сделок с недвижимостью, расположенной на территории Республики Беларусь:

·              вознаграждение за использование имущества (к которому для целей налогообложения налогом на доходы относится в том числе любого вида оборудование, включая транспортные средства) на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом (п. 1.3 ст. 189 НК) (данный объект включается в состав роялти. Подробно об этом мы писали в «Финансовом директоре» № 7, с. 63);

·              доходы от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь (п. 1.11.1 ст. 189 НК).

В качестве договора отчуждения имущества выступают также договоры купли-продажи, мены, дарения и т.д.;

·              доходы от отчуждения предприятия (его части) как имущественного комплекса, находящегося на территории Республики Беларусь, собственником которого является иностранная организация (п. 1.11.2 ст. 189 НК);

·              доходы от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление (п. 1.13 ст. 189 НК).

Поскольку порядок налогообложения вышеназванных объектов несколько отличается друг от друга, рассмотрим сначала наиболее часто встречающиеся ситуации, а именно получение доходов от реализации недвижимости иностранными компаниями на территории Республики Беларусь.

Налог на доходы от отчуждения недвижимого имущества

Как и во всех без исключения случаях возникновения объекта для исчисления налога на доходы, налоговым агентом выступает тот, кто начисляет и (или) выплачивает доход иностранной организации. При сделках с недвижимостью обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на доходы возлагается на:

·              юридическое лицо или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь (п. 3.1, 3.2 ст. 189 НК);

·              физическое лицо (в том числе нерезидента) (п. 3.3 ст. 189 НК).

Физические лица (не ИП) должны подавать декларации по налогу на доходы не в любую ИМНС, а в зависимости от выплачиваемого ими дохода, в частности, в отношении дохода от отчуждения недвижимого имущества:

·              постоянное представительство иностранной компании — если возникновение этих доходов имеет отношение к этому представительству и (или) постоянному представительству (п. 3.4 НК);

·              иностранная компания (п. 3.5 ст. 189 НК).

В случае если иностранная организация вносит принадлежащее ей здание, находящееся на территории Республики Беларусь, в качестве вклада в уставный фонд юридического лица Республики Беларусь, объект налогообложения налогом на доходы не возникает и налоговый агент при получении вклада в уставный фонд не обязано представлять декларацию, поскольку в данном случае иностранная организация не получает доход от отчуждения недвижимого имущества.

Определение налоговой базы

По рассматриваемым в данной статье доходам от отчуждения недвижимого имущества налоговая база для исчисления налога на доходы определяется налоговым агентом как общая сумма дохода за вычетом документально подтвержденных затрат (п. 1.1 ст. 190 НК). При этом в расчет принимается сумма затрат, понесенных на приобретение, строительство недвижимого имущества, за вычетом амортизационных отчислений, рассчитанных в размере и порядке, определенных законодательством Республики Беларусь ...

Продолжение читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Библиотека агентства «Регистр»
Налоговый кодекс Республики Беларусь 2019
Свежие статьи
Сейчас читают

1. Исследование JPMorgan: инвесторы постарше покупают золото, молодые - биткоин

Инвесторы в целом интересуются альтернативными активами, но старшие покупают золото, а тем, кто помоложе, нравится биткоин, говорят стратеги во главе с Николаосом Панигирцоглу. Миллениалы вкладываются в акции, особенно технологических компаний, а инвесторы постарше продают акции, сказали они.

2. Прогноз: Беларуси грозит отсроченная и растянутая рецессия

Вопреки резкому проседанию спроса на большинстве крупных госпредприятий поддерживались объемы производства и это привело к быстрому росту запасов готовой продукции и ухудшению состояния ликвидности. В промышленности запасы во 2 кв. впервые с рецессионного 2015 г. достигли уровня около 80% от среднемесячного объема производства. Возникший разрыв между производством и спросом предприятиям придется сокращать в последующие периоды, ограничивая производство и распродавая запасы.

3. BEROC: Занятость снизилась, зарплаты выросли

Реальные удельные издержки на труд существенно превысили свой долгосрочный равновесный уровень. «Это означает, что текущий уровень зарплаты становится дополнительным бременем для ценовой конкурентоспособности фирм, — предупреждают авторы исследования.

4. «Единственные производители» и участие в процедурах госзакупок

Из списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, досрочно исключаются субъекты, являющиеся единственными производителями. Соответствующая норма включена постановлением МАРТ от 17 июля 2020 г. № 52 и вступает в силу с 5 августа 2020 года.

5. Минфин Беларуси срочно переключился на размещение рублевых облигаций. Что это значит?

Ранее в текущем году Минфин размещал 5 выпусков валютных облигаций, два из которых – 267 и 268 были признаны несостоявшимися. Вместе с тем, ведомству удалось распродать три номинированных в долларах США выпуска бумаг (265, 266 и 269) на общую сумму в 210 млн USD. 2 июля, впервые после 2017 года, Минфин провел непубличное размещение двух рублевых выпусков облигаций на общую сумму 200 млн. рублей.

6. Давление из Москвы усилилось. Белорусские налоговики не хотят переходить на российские ИТ-платформы

С 2019 года правительство РФ активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на российские цифровые платформы. Это действующие или разрабатываемые системы контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров.