Решаем сложную задачу налогообложения: доходы нерезидентов от недвижимости в Беларуси
Решаем сложную задачу налогообложения: доходы нерезидентов от недвижимости в Беларуси |
Автор Александра Ракитина, эксперт по налогообложению Александра Ракитина, эксперт по налогообложению
Количество просмотров 17
Автор инвестиции, инвестиции, недвижимость, недвижимость, нерезиденты, нерезиденты, налоги налоги
Решаем сложную задачу налогообложения: доходы нерезидентов от недвижимости в Беларуси

Один из способов инвестирования в экономику страны — покупка иностранными компаниями недвижимости для последующего вовлечения ее в хозяйственный оборот. От использования недвижимого имущества (продажи, сдачи в аренду (лизинг) и т.д.) нерезидент получает доходы, которые являются объектом для налога на доходы. Поскольку сделки с недвижимостью, как правило, являются довольно дорогостоящими, они привлекают внимание контролирующих органов.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК) устанавливает следующие объекты налогообложения в отношении сделок с недвижимостью, расположенной на территории Республики Беларусь:

·              вознаграждение за использование имущества (к которому для целей налогообложения налогом на доходы относится в том числе любого вида оборудование, включая транспортные средства) на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом (п. 1.3 ст. 189 НК) (данный объект включается в состав роялти. Подробно об этом мы писали в «Финансовом директоре» № 7, с. 63);

·              доходы от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь (п. 1.11.1 ст. 189 НК).

В качестве договора отчуждения имущества выступают также договоры купли-продажи, мены, дарения и т.д.;

·              доходы от отчуждения предприятия (его части) как имущественного комплекса, находящегося на территории Республики Беларусь, собственником которого является иностранная организация (п. 1.11.2 ст. 189 НК);

·              доходы от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление (п. 1.13 ст. 189 НК).

Поскольку порядок налогообложения вышеназванных объектов несколько отличается друг от друга, рассмотрим сначала наиболее часто встречающиеся ситуации, а именно получение доходов от реализации недвижимости иностранными компаниями на территории Республики Беларусь.

Налог на доходы от отчуждения недвижимого имущества

Как и во всех без исключения случаях возникновения объекта для исчисления налога на доходы, налоговым агентом выступает тот, кто начисляет и (или) выплачивает доход иностранной организации. При сделках с недвижимостью обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на доходы возлагается на:

·              юридическое лицо или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь (п. 3.1, 3.2 ст. 189 НК);

·              физическое лицо (в том числе нерезидента) (п. 3.3 ст. 189 НК).

Физические лица (не ИП) должны подавать декларации по налогу на доходы не в любую ИМНС, а в зависимости от выплачиваемого ими дохода, в частности, в отношении дохода от отчуждения недвижимого имущества:

·              постоянное представительство иностранной компании — если возникновение этих доходов имеет отношение к этому представительству и (или) постоянному представительству (п. 3.4 НК);

·              иностранная компания (п. 3.5 ст. 189 НК).

В случае если иностранная организация вносит принадлежащее ей здание, находящееся на территории Республики Беларусь, в качестве вклада в уставный фонд юридического лица Республики Беларусь, объект налогообложения налогом на доходы не возникает и налоговый агент при получении вклада в уставный фонд не обязано представлять декларацию, поскольку в данном случае иностранная организация не получает доход от отчуждения недвижимого имущества.

Определение налоговой базы

По рассматриваемым в данной статье доходам от отчуждения недвижимого имущества налоговая база для исчисления налога на доходы определяется налоговым агентом как общая сумма дохода за вычетом документально подтвержденных затрат (п. 1.1 ст. 190 НК). При этом в расчет принимается сумма затрат, понесенных на приобретение, строительство недвижимого имущества, за вычетом амортизационных отчислений, рассчитанных в размере и порядке, определенных законодательством Республики Беларусь ...

Продолжение читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:



Библиотека агентства «Регистр»
Налоговый кодекс Республики Беларусь 2019

1. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа №615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

2. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.

4. Объем фиктивных инвестиций в мире по оценке МВФ

Около 15 трлн USD прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире являются фиктивными, говорится в совместном исследовании МВФ и Копенгагенского университета. Эта сумма сравнима с годовым объемов ВВП Китая и Германии. Указывается, что фиктивные ПИИ составляют почти 40% от всего мирового объема прямых инвестиций, эта сумма выросла на 10% менее чем за десятилетие. Как отмечают исследователи, несмотря на то что основная часть фиктивных ПИИ сосредоточена в небольшой группе стран, этот феномен характерен для всех экономик.