Обзор изменений в госрегулировании нестационарных и передвижных торговых объектов, объектов общественного питания, летних площадок |
В настоящее время уже согласованы и, очевидно, очень скоро будут приняты изменения в Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон).
Этот Закон регулирует отношения в области торговли и общественного питания, иные отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью, в том числе возникающие между:
-
госорганами и юрлицами, индивидуальными предпринимателями в связи с организацией и осуществлением торговли и общественного питания;
-
субъектами торговли, субъектами общественного питания и иными юрлицами либо физлицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, при осуществлении торговли и общественного питания.
Действие Закона не будет распространяться на отношения, связанные с:
-
осуществлением продажи товаров физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в том числе лицами, осуществляющими ремесленную деятельность (с небольшими исключениями, предусмотренными п. 2.2 ст. 14, п. 3 ст. 15 проекта закона);
-
продажей лекарственных средств;
-
осуществлением внешнеторговой деятельности;
-
куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, объектов недвижимости, электрической и тепловой энергии;
-
государственными закупками товаров (работ, услуг);
-
передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
-
заключением и исполнением договоров контрактации.
Отношения, возникающие при осуществлении торговли ограниченно оборотоспособными товарами, порядок и условия их продажи регулируются законодательными актами.
Отношения, возникающие при осуществлении биржевой торговли, регулируются Законом в части, не урегулированной Законом Республики Беларусь от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах».
Подробнее о нестационарных объектах
Розничная торговля с использованием нестационарных и передвижных торговых объектов, общественное питание с использованием нестационарных и передвижных объектов общественного питания, летних площадок (продолжений залов) на землях общего пользования населенных пунктов, а также на земельных участках, предоставленных юрлицам и индивидуальным предпринимателям, и плоскостных сооружениях, находящихся в государственной собственности и расположенных на землях общего пользования, осуществляются субъектами торговли, субъектами общественного питания в соответствии с перечнями мест размещения и (или) маршрутами движения нестационарных торговых объектов, передвижных торговых объектов, нестационарных объектов общественного питания, передвижных объектов общественного питания, летних площадок (продолжений залов) (далее — перечни) с соблюдением ряда новых требований.
Действие этих норм Закона не будет распространяться на размещение нестационарных и передвижных торговых объектов, нестационарных и передвижных объектов общественного питания:
-
на ярмарках, рынках;
-
при осуществлении разносной торговли операторами почтовой связи;
-
при проведении массовых мероприятий государственными органами либо согласованных с ними.
Перечни разрабатываются городскими (кроме города Минска), районными исполнительными комитетами, местными администрациями районов в городе Минске. Порядок разработки перечней, внесения в них изменений устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Размещение на землях общего пользования населенных пунктов, а также на земельных участках, предоставленных юрлицам и индивидуальным предпринимателям, и плоскостных сооружениях, находящихся в госсобственности и расположенных на землях общего пользования, нестационарных и передвижных торговых объектов, нестационарных и передвижных объектов общественного питания, летних площадок (продолжений залов) в определенном перечнем месте (маршруте движения), осуществляется в порядке, устанавливаемом актами законодательства.
Городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городе Минске вправе устанавливать требования к:
-
внешнему виду и размерам нестационарных и передвижных торговых объектов и нестационарных и передвижных объектов общественного питания;
-
типам транспортных средств, используемых для продажи товаров, осуществления общественного питания;
-
внешнему виду и размерам летних площадок (продолжений залов).
Примечание
Обратите внимание, что в некоторой части корректируются основные термины:
-
маршрут движения — путь следования передвижного торгового объекта, передвижного объекта общественного питания к местам осуществления розничной торговли, общественного питания;
-
нестационарный объект общественного питания — объект общественного питания, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям;
-
нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям;
-
передвижной объект общественного питания — объект общественного питания, представляющий собой специально оборудованное для осуществления общественного питания транспортное средство или его часть;
-
передвижной торговый объект — торговый объект, представляющий собой специально оборудованное для продажи товаров транспортное средство, а также передвижные средства разносной торговли (в том числе палатка, тележка, лоток, корзина, торговый автомат и иное приспособление).
<...>