Осуществление контроля согласно новым признакам подозрительных финансовых операций |
В письме от 02.11.2021 № 21-16/90 Национальный банк Республики Беларусь рекомендует банкам уже до 10 декабря изменить критерии по признакам подозрительных финансовых операций и более внимательно отслеживать некоторые моменты:
«...Банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» рекомендуем в правилах внутреннего контроля изменить критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций в соответствии с новым описанием кодов 155 и 179, а также дополнить их новым признаком, соответствующим описанию кода 183 справочника признаков подозрительности финансовых операций, установленным приложением 4 к вышеназванной Инструкции.
При этом минимальный порог для мониторинга по признаку подозрительности, соответствующему 183 коду, предлагаем установить в размере не более 2000 базовых величин за анализируемый период...».
Рассмотрим описание кодов, упомянутых в письме:
«155 необычность в поведении участника финансовой операции при открытии счета или осуществлении финансовой операции от своего имени и в своих интересах, дающая основания полагать, что он действует в интересах иного лица, наличие критериев отнесения клиента к субъектам с повышенным риском участия в схемах легализации преступных доходов, уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин), сокрытия коррупционных и других преступлений в экономической сфере либо намерения клиента открыть счет (счета), электронный кошелек (электронные кошельки) могут быть связаны с получением и (или) легализацией доходов, полученных преступным путем»;
«179 осуществление участником финансовых операций транзитных операций без явного экономического смысла, когда денежные средства зачисляются на банковский счет из-за границы от одного или нескольких контрагентов либо в рамках одного лица и перечисляются в полном или подавляющем объеме иному нерезиденту, либо в рамках одного лица, в том числе с покупкой-продажей или конверсией (обменом) иностранной валюты»;
«183 осуществление финансовых операций их участником по перечислению денежных средств, в том числе дивидендов, нерезиденту, если возникают подозрения в выводе капитала за рубеж либо в пользу организации, соответствующей критериям отнесения к субъектам с повышенным риском участия в схемах легализации преступных доходов, уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин), сокрытия коррупционных и других преступлений в экономической сфере».
Всем компаниям, которые перечисляют дивиденды за границу, надо быть очень внимательными, так как для этих операций тоже применяется критерий «подозрительности» в 2000 базовых величин (58 тыс. BYN) за анализируемый период.
Далее регулятор обращает внимание, «...что критерии отнесения клиента к субъектам с повышенным риском участия в схемах легализации преступных доходов, уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин), сокрытия коррупционных и других преступлений в экономической сфере (компании-оболочки) определены в пунктах 9 и 10 Рекомендаций по управлению рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.12.2014 № 783...».
Вот эти пункты из Рекомендаций по управлению рисками из постановления НБ РБ № 783:
«...9. Критериями отнесения клиентов, являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями, к субъектам с повышенным риском участия в схемах легализации преступных доходов, уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин), сокрытия коррупционных и других преступлений в экономической сфере (далее — компании-оболочки) могут являться:
· государственная регистрация организации, индивидуального предпринимателя по утерянным или похищенным документам, удостоверяющим личность учредителя;
· учредителем организации является физическое лицо моложе 25 либо старше 70 лет;
· учредителями и (или) руководителями, бухгалтером организации являются студенты;
· возраст лица, являющегося единоличным исполнительным органом клиента (генеральный директор, директор, председатель правления) или представителя клиента, составляет менее 23 лет либо превышает 70 лет;
· в состав учредителей (соучредителей) и (или) руководителей организации входят нерезиденты Республики Беларусь.
10. Критериями отнесения клиентов-нерезидентов, являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями, к компаниям-оболочкам могут являться:
· отсутствие у клиента физического присутствия или финансово-хозяйственной деятельности в государстве (на территории), в котором он зарегистрирован. Под понятием «физическое присутствие» понимается наличие реального места деятельности (помещения, находящегося в собственности или аренде) в стране, в которой организация зарегистрирована. Отсутствие данных признаков может свидетельствовать об отсутствии фактической деятельности;
· в случае отсутствия у организации обслуживающего персонала или если управление организацией осуществляется от третьего лица (номинальный директор, секретарь), организация также не может считаться организацией с физическим присутствием;
· клиент зарегистрирован в государстве (на территории), которое не требует финансовой отчетности и аудиторской проверки независимыми лицензированными бухгалтерами или государственным регулятором...».
<...>