Трансграничные расчеты в условиях нового регулирования: CBDC, стейблкоины, токены |
В условиях, когда традиционные системы расчетов бизнеса сбоят или совсем перестали функционировать, а альтернативные схемы платежей несут в себе значительные риски, бизнесу необходимо найти новые способы оплаты товаров и услуг. Однако реальный бизнес сталкивается с непониманием механизма функционирования цифровых валют, испытывает страх перед возможными проверками и санкциями со стороны государства и не осознает тонкостей работы с новыми платежными инструментами как при заключении новых контрактов, так и в рамках существующих.
Токены для ВЭД и финансирования экономики
Банки могут получить право выпускать токены. Их также могут разрешить использовать для внешнеэкономических расчетов. Об этом заявил Председатель Правления Нацбанка Роман Головченко на встрече с руководителями белорусских банков в конце марта. По его словам, предполагается активное внедрение в экономику цифровых финансовых активов.
«В настоящее время Национальным банком совместно с заинтересованными вырабатывается системный подход к регулированию сферы токенов или цифровых знаков. В частности, предполагается предоставить банкам право через резидентов ПВТ создавать и размещать собственные токены, исполнять обязательства по ним, через резидентов ПВТ приобретать, отчуждать, хранить выпущенные другими банками и иными юридическими лицами Республики Беларусь.
Планируется, что объем и порядок обозначенных операций будут определяться Национальным банком, что потребует, конечно же, расширения его полномочий в установленном порядке. После законодательного закрепления указанных подходов банки получат новый инструмент финансирования потребностей экономики. Кроме этого, возможность использования токенов при исполнении обязательств субъектов хозяйствования по внешнеторговым договорам», — сказал Головченко.
Планы по внедрению цифрового белорусского рубля
«Еще одним значимым направлением в этой сфере остается проект по внедрению цифрового белорусского рубля. Мы в ближайшее время проведем еще одну такую комплексную работу по уточнению функциональных требований к платформе цифрового белорусского рубля, создания необходимого программного обеспечения, разработки проектов нормативных актов в целях обеспечения и цифрового белорусского рубля в определенные сроки.
Помимо собственно банковской системы, я считаю, что этот путь неизбежен. Все страны идут по созданию собственных цифровых валют с разной скоростью, в разном объеме. Поэтому мы не должны оставаться в стороне от этого процесса.
Более того, его полноценное функционирование внутри страны позволит, что называется, окрасить потоки, которые идут по системе наших юридических лиц, и проследить фактически прохождение каждого рубля, который в той или иной форме в цифровом виде был направлен в экономику, думаю, вы это прекрасно понимаете», — добавил он.
Расчеты в цифровых нацвалютах стран БРИКС
Ситуация в мире криптовалют фактически мало зависит от планов БРИКС по переходу на цифровые валюты центральных банков (CBDC) и развития платежных систем внутри блока. Но в финансовом мире все так или иначе связано между собой.
Большинство стран БРИКС уже давно активно работают над созданием и внедрением национальных цифровых валют (Central Bank Digital Curreny, CBDC) и разрабатывают все больше форматов их использования для международных расчетов. Если говорить про страны, которые составляют основу блока — Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР, то только последняя еще не находится на стадии запуска или пилотирования собственной цифровой валюты, хотя о планах по созданию цифрового ранда Южная Африка объявила еще в 2021 году. Видимо, это не было острой необходимостью, которая все же появится в ближайшем будущем.
Статус разработки цифровых валют центральных банков в различных странах БРИКС значительно отличается, но большинство из них все же внимательно изучают CBDC, а крупнейшие давно перешли от теории к практике.
Пионером является Китай, запустивший цифровой юань еще в 2021 году и пилотирующий его в большинстве регионов страны. По состоянию на конец 2023 года в Китае было открыто более 200 млн цифровых кошельков для использования цифрового юаня (e-CNY). Необходимо отметить, что с момента запуска население не очень активно побежало открывать цифровые кошельки, приняв новый вид валюты прохладно. На начало 2022 года было открыто не более 20 млн кошельков для физических лиц и 3,5 млн для юридических лиц, а общий объем денежного обращения в цифровом юане не превышал 1 %. Сейчас же цифровой юань активно используется в 17 из 22 провинций и в 26 городах Китая, включая крупнейшие мегаполисы — Пекин, Шанхай и Тяньцзинь.
В Индии пилотный проект начался в 2022 году с внедрением цифровой рупии в банковском секторе («оптовая» цифровая рупия — e₹-W), а в декабре с отдельными банками и ретейлерами началось тестирование «розничной» цифровой рупии (e₹-R). Пилотный проект по розничному использованию цифровой рупии стартовал в четырех крупнейших городах страны: Нью-Дели, Мумбаи, Бангалоре и Бхубанешваре. Полномасштабный запуск цифровой рупии состоялся 1 апреля 2023 г., когда в Индии начался новый финансовый год. Тем не менее, как и в Китае, несмотря на усилия центральных банков, распространение CBDC проходит медленнее, чем планировалось изначально.
Резервный банк Индии ожидает, что использование национальной цифровой валюты в обеих ее формах сделает межбанковский рынок более эффективным за счет снижения транзакционных издержек и снижения роли банков-посредников. Как в случае с Китаем и Россией, государство заинтересовано во внедрении CBDC как мощного инструмента снижения уровня теневой экономики.
Что касается России, то пилотирование цифрового рубля находится уже на завершающей стадии. По состоянию на конец 2024 года в пилотном проекте участвовали около 9000 человек и 1200 компаний. Это значительное расширение по сравнению с начальным этапом пилота в 2023 году, когда участвовали всего около 600 граждан и 22 торговые и сервисные компании. Операции с цифровым рублем доступны клиентам 12 банков, которые участвуют в пилотировании с августа 2023 года, но до 1 июля 2025 г. все банки России должны обеспечить своим клиентам возможность подключения к платформе цифрового рубля.
К слову, и Индия, и Россия изначально делают ставку на использование CBDC как инструмента внешней торговли. Центральный банк Бразилии ставил перед собой такую же задачу — упрощение привлечения инвестиций. Бразильский цифровой реал (DREX) находится на стадии пилотирования с 2023 года.
Интересно, что Саудовская Аравия и ОАЭ проводят эксперименты с CBDC еще с 2019 года, когда был запущен совместный проект «Aber». Объединенные Арабские Эмираты объявили о своих планах запустить цифровую валюту центрального банка (CBDC) в дирхамах в четвертом квартале 2025 года. Цифровая валюта относится к «оптовому» (wholesale) CBDC. Халед Мохамед Балама, губернатор Центрального банка ОАЭ, подчеркнул потенциальные преимущества блокчейн-дирхама, включая улучшение финансовой стабильности и повышенные меры по борьбе с финансовыми преступлениями. Ожидается, что цифровая валюта будет приниматься наряду с ее физическим аналогом во всех платежных каналах.
Таким образом, пока что только Южная Африка, Египет и Эфиопия не проводят тестирование технологии, находясь на этапе разработки или принятия решения. При этом Южная Африка готовится запустить «оптовую» версию цифрового ранда в начале 2025 года. Страна параллельно участвует в нескольких проектах по токенизации активов и трансграничных расчетов, таких как Dunbar (под эгидой BIS) и Khokha. Опять же главная идея — облегчить и удешевить транзакции между странами Африканского региона.
Влияние цифровых валют на финансовую систему
Массовый переход на цифровую валюту может ослабить влияние коммерческих банков, что потребует создания новых механизмов регулирования. Хранение денежных средств в цифровой форме приведет к снижению депозитов в банках и ограничению кредитных возможностей людей. Поэтому внедрение новых технологий требует соблюдения баланса и поддержания стабильности финансовой системы.
В данном случае все зависит от того, как активно начнут использоваться цифровые валюты центральных банков для международной торговли. Как известно, наиболее ощутимый стимул ухода от совершения торговых операций в американском долларе есть у России и Беларуси. Несмотря на то, что Китай тоже является геополитическим противником США, он еще и крупнейший иностранный держатель американского госдолга (почти 20 %). Таким образом, как минимум в краткосрочной перспективе, рушить американскую валюту Китаю не выгодно.
В рамках БРИКС создается многосторонняя цифровая платформа BRICS Bridge, которая строится в том числе с оглядкой на развитие CBDC в странах блока. Эта платформа призвана упростить и ускорить международные платежи, снизив транзакционные издержки и исключив посредников из традиционной банковской системы. Тем не менее востребованность данного формата можно будет понять, только когда он заработает.
Тут важно вспомнить, что многие страны и международные организации неохотно используют механизмы, которые прямо и открыто позволяют обходить санкции США и стран G7. Как пример — заявление о прекращении разработки банком международных расчетов (BIS) платформы по трансграничным платежам в цифровых валютах центральных банков, которое произошло в октябре 2023 года. Проект mBridge разрабатывался совместно пятью организациями: валютным управлением Гонконга, банком Таиланда, Центральным банком ОАЭ, институтом цифровых валют Народного банка Китая и инновационным центром BIS в Гонконге. Но когда стало понятно, что высоки риски использования этого механизма для обхода санкций, BIS сообщил о выходе из проекта.
Многие бухгалтерские программы уже учитывают создание CBDC: например, в российской версии «1С:Бухгалтерия» поддерживается использование цифрового рубля в расчетах с контрагентом. Для этого в программу был добавлен отдельный счет 53 «Счет цифрового рубля».
У технологии, очевидно, есть будущее, особенно в той ситуации, когда расчеты через традиционные SWIFT и валюты G7 станут просто невозможны для одной из сторон торговых отношений. И тогда форматы вроде BRICS Bridge смогут эту проблему решить, предоставив быстрый и дешевый механизм расчетов. Использование в CBDC смарт-контрактов позволяет бесшовно проводить трансграничные платежи с минимальными издержками.
Если трансграничные расчеты все же массово переведут на CBDC, это может оказать влияние на криптовалютный рынок, особенно на рынок стейблкоинов, ведь именно в них осуществляется большинство внешнеторговых операций в цифровой валюте.
И спрос, очевидно, на данный инструмент есть. USDT в торговле использует не только Россия — об этом прямо говорили в Венесуэле. По слухам, он используется для сделок с иранской нефтью. Даже несмотря на ужесточение комплаенса со стороны эмитента, спрос на монету не падает.
Широкое использование CBDC на государственном уровне может привести к снижению интереса к стейблкоинам, так как пользователи могут предпочесть более стабильные, регулируемые цифровые активы, у которых отсутствует риск заморозки по политическим причинам. Можно предположить, что в случае успешного внедрения CBDC страны БРИКС могут снизить объемы использования стейблкоинов, так как будут иметь доступ к более удобным и безопасным альтернативам для расчетов.
Тем не менее такие криптовалюты, как биткоин, даже в этом случае сохранят привлекательность для инвесторов, ищущих децентрализованные решения. Опять же не надо забывать, что обычные валюты также лишены подобных проблем, но расчеты в национальных валютах все еще идут не так, как хотелось бы. Для того чтобы внедрение CBDC реально повлияло на рынок криптовалют, необходимо, чтобы существенная часть транзакций ушла именно в цифровые валюты центральных банков, а это вряд ли произойдет в скором времени.
Также не надо забывать, что крупнейшие страны, которые активно внедряют CBDC, а это Китай, Россия, Индия, Саудовская Аравия, сами очень настороженно относятся к криптовалютам, а внедрение собственных цифровых валют в широкое использование может повлечь прямой запрет на оборот криптовалют, как это уже произошло в Китае. Саудовская Аравия также запрещала криптовалюты, а в России и Индии так и нет их нормального регулирования.
Введение цифровых валют оказывает огромное влияние на всех участников финансовых отношений:
· сокращение времени и стоимости транзакций. Этому способствует автоматизация процессов и использование блокчейна. К примеру, ранее международные переводы занимали несколько дней, но теперь они выполняются за считанные секунды. Это важно для малого и среднего бизнеса, одной из проблем которого является ликвидность и задержки в платежах;
· борьба с теневой экономикой. Цифровизация денежных средств способствует борьбе с теневой экономикой, повышая прозрачность финансовых операций и снижая распространение незаконной деятельности. Транзакции, проведенные с использованием CBDC, отслеживаются и анализируются, что помогает выявлять и предотвращать случаи уклонения от налогов, отмывания денег и других преступлений. Это делает экономику более открытой и справедливой для всех участников;
· расширение финансовых возможностей. Участниками финансовых рынков могут стать те, у кого нет доступа к банковским счетам. Это актуально для жителей развивающихся стран, сельских районов, где есть трудности с предоставлением банковских услуг из-за высокой комиссии, удаленности офисов. Цифровые деньги позволят им участвовать в экономической жизни, откроют новые возможности для образования, работы и предпринимательства;
· роль в экономической политике. Немаловажно влияние цифровых валют на глобальную экономику. CBDC выступают в роли инструментов монетарного регулирования, предоставляя центральным банкам новые возможности для управления денежной массой и контроля инфляции. Например, центральные банки могут использовать технологии блокчейн для отслеживания движения денег и изменения процентных ставок в режиме реального времени. Это позволяет своевременно реагировать на изменения в цифровой экономике и предотвращать кризисы;
· прямые выплаты населению. Реализуются программы прямой поддержки населения, при этом помощь посредников не нужна. Например, во время пандемии COVID-19 многие страны выплачивали субсидии и пособия напрямую на счета граждан. CBDC упрощает этот процесс, что немаловажно в условиях кризиса.
О преимуществе стейблкоинов в ВЭД перед традиционными сервисами
Стейблкоины — это криптовалютные токены, курс которых привязан к другому базовому активу, например доллару, евро или золоту. «Стабильные» цифровые валюты используются при торговле на криптобиржах, для переводов средств и платежей. В отличие от таких криптовалют, как биткоин (BTC) или Ethereum (ETH), стейблкоины практически не подвержены ценовым колебаниям вне зависимости от условий на рынке.
По мнению ЦБ РФ, использование стейблкоинов, как и других частных цифровых активов, может иметь преимущества перед традиционными платежными сервисами в трансграничных расчетах. При этом речи об использовании криптовалют для платежей внутри страны не идет, они остаются под запретом — в этом вопросе позиция Банка России остается неизменной.
В России с 1 сентября 2024 г. действует закон, позволяющий проводить ВЭД-расчеты в криптовалюте на основе экспериментальных правовых режимов. Документ разрешает проводить операции с иностранными цифровыми правами в рамках эксперимента. Минфин и Банк России проводят обсуждения вопроса использования стейблкоинов с платформами, работающими с цифровыми финансовыми активами.
«На текущий момент есть возможность трактовать стейблкоины для их использования для цели ВЭД как иностранные цифровые права. И мы склоняемся к этому. Нам кажется, что и операторы все так понимают, и в целом Центральный банк готов это обсуждать в очень конструктивном русле», — заявил заместитель директора Департамента финансовой политики Минфина Осман Кабалоев на форуме «Платежный бизнес и денежное обращение».
Крупнейший по капитализации стейблкоин — Tether (USDT) от компании Tether Limited — имеет паритет с долларом США, а его рыночная стоимость на конец марта оценивается в $144 млрд. Ближайший конкурент Tether — это USDC от компании Circle — имеет капитализацию в $60 млрд.
Сложности и риски использования стейблкоинов
Несмотря на то, что стейблкоины созданы, чтобы избегать высокой волатильности, характерной для большинства криптовалют, использование стейблкоинов несет свои риски.
Массовое использование стейблкоинов повлечет за собой риски кибератак и мошенничества, что потребует усиления мер защиты. Взлом систем CBDC может привести к значительным финансовым потерям и дестабилизации экономики. Дополнительные риски создаются для международной безопасности, поскольку страны могут использовать цифровые деньги для проведения шпионских операций.
Разработка и внедрение цифровых валют требуют крупных инвестиций в технологии и квалифицированные кадры. Создание надежных и безопасных систем, работающих без ошибок, обучение правильному использованию цифровых средств и их адаптация к новым условиям займут немало времени.
Как отмечают эксперты, большинство таких криптовалют предусматривают возможность блокировки средств пользователей эмитентом на уровне блокчейна. Также возможна маркировка криптокошельков и активов как подпадающих под санкции.
Оба эмитента крупнейших стейблкоинов (USDT и USDC) передают информацию в американские правоохранительные органы и OFAC. При этом формально Tether не является американской компанией и западные СМИ регулярно обвиняют ее в том, что она позволяет другим странам с помощью своих стейблкоинов обходить санкции.
Так, в одной из последних публикаций The Wall Street Journal журналисты заявляют, что Tether способствует созданию «параллельной экономики», которая работает за пределами досягаемости правоохранительных органов США. И американские власти обеспокоены тем, что популярность Tether подрывает их санкционную политику.
«Нам нужна нормативная база, которая не позволит поставщикам стейблкоинов, обеспеченных долларами, играть по другому набору правил», — заявил заместитель министра финансов США Уолли Адейемо.
Кроме того, некоторые стейблкоины, такие как Tether (USDT), сталкиваются с обвинениями в недостаточной прозрачности своих резервов. Пользователи могут сомневаться, действительно ли у компании есть достаточные резервы, чтобы покрыть выпущенные токены.
Алгоритмические стейблкоины могут потерять свою привязку к $1 в случае недостатка спроса или других сбоев в системе управления предложением. Примером является крах Terra (UST) в 2022 году, который привел к обрушению цен и значительным потерям для инвесторов.
Последствия коллапса Terra вызвали регуляторные меры, такие как законопроект Европейского Союза о рынках криптоактивов (MiCA), который направлен на запрет алгоритмических стейблкоинов для предотвращения подобных сбоев. Тем временем, стейблкоины все чаще используются для мелких, повседневных платежей, а не только для крупных переводов.
<...>