Рационализация управленческого учета и анализа затрат по центрам ответственности производственных организаций

Рационализация управленческого учета и анализа затрат по центрам ответственности производственных организаций |

Автор Галина Ливенская, к.э.н. Галина Ливенская, к.э.н.
Количество просмотров 771
Автор управление предприятием, управление предприятием, затраты затраты

Экономическое содержание понятия «объект учета затрат» по-разному трактуется теоретиками и практиками. Отдельные специалисты под объектом учета затрат понимают группировку затрат на производство в текущем учете, дающую возможность определить себестоимость продукции. Другие считают, что объект учета затрат — это группировка затрат на производство для калькулирования себестоимости видов продукции, контроля использования средств по целевому назначению, организации внутрипроизводственного хозяйственного расчета.

Наиболее объективно к раскрытию содержания понятия «объект учета затрат» подходят специалисты, которые считают, что объектом учета затрат принято называть совокупность затрат на предприятии (в организации), сгруппированных для решения задач управления себестоимостью.

Отдельные экономисты не приводят своего определения, но выбор объектов учета затрат связывают прежде всего с объективными возможностями калькулирования себестоимости соответствующего вида продукции. Такое мнение, на наш взгляд, является не совсем объективным, так как получается, как будто бы учет затрат по объектам ведется с целью только исчисления себестоимости. Выбор и детализация объектов учета затрат обуславливается не только с целью калькулирования себестоимости, но и, прежде всего, с целью необходимого информационного обеспечения управления производством.

При этом необходимо учитывать особенности: производственного и технологического процесса деятельности организаций; методы управления производством и его информационные потребности. При создании центров ответственности объектами учета затрат становятся также сегменты деятельности организации, то есть подразделения (центры ответственности) в целом. При этом появляется два уровня объектов учета. Первым становятся виды производства продукции, производимые подразделением, вторым — само подразделение как низовой сегмент.

На основе всего проделанного анализа различных точек зрения можно определить, что в основу установления объектов учета затрат в производственных организациях следует положить: а) виды затрат, их носители и места возникновения; б) необходимость обобщения затрат на различных иерархических уровнях управления и этапов производства продукции. Исходя из этих двух основных условий объектами учета затрат в производственных отраслях могут быть: виды и элементы затрат; технологические переделы; стадии жизненного цикла продукции; центры ответственности; виды производства продукции; смешанные объекты. При таком разнообразии объектов учета затрат в производственной отрасли можно создавать специальную информационную систему управленческого учета применительно для экономического анализа информации, ее контроля и оценки в системе управления производством продукции.

Следует отметить, что с целью оптимизации выбора объектов учета затрат, для последовательности обобщения издержек и построения их учета необходимо исходить не только из информационных потребностей управления в конкретной организации, но и от степени централизации, децентрализации управления и учета, уровня их автоматизации и квалификации кадров в этих системах. Выбор объектов учета затрат осуществляется в учетной политике организации. Из всего многообразия объектов учета затрат мы предлагаем использовать на практике два варианта при разных структурах, например, перерабатывающей организации (рис. 1).

Подробнее читайте в статье.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».