Юридическая сила электронных, сканированных и факсовых контрактов, дополнений, претензий, актов |
В наше время, вступая в договорные отношения, мы все чаще используем для переписки и обмена документами мессенджеры (ICQ, Skype, Zoom, Viber и т.д.), электронную почту и факс. Такие способы отличаются скоростью, простотой, эффективностью, экономичностью и, что важно в период пандемии, безопасностью. В то же время это влечет и многочисленные риски, которые нужно грамотно минимизировать.
Во многих зарубежных странах существует презумпция, гласящая, что электронное сообщение отправлено именно «владельцем» адреса, если электронная почта была личной. К примеру, если адрес boss@company.com был доступен и использовался только руководителем, предполагается, что письмо направил именно он.
Касательно нашей страны, сразу уточним, что электронным документом считается только файл с электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП). Так, генератором электронных документов являются, например, налоговые и таможенные органы, система «клиент-банк», в которых роль подписи играет цифровой ключ на USB-носителях. Судебная практика в отношении электронных документов этих систем однозначна: если истец не докажет, что другое лицо неправомерно завладело электронной перепиской, все документы считаются подписанными уполномоченным лицом.
В бизнесе в основном используется простая переписка по электронной почте и переписка в мессенджерах (ICQ, Skype, Zoom, Viber и т.д.). Это связано с тем, что 99 % компаний и организаций в хозяйственной практике документы с ЭЦП не используют.
Документы, которые стороны могут направить друг другу по электронной почте или прикрепив в мессенджерах, можно разделить на две группы: электронные документы и сканированные версии бумажных документов.
Электронные документы
В Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее — ГК) ранее отсутствовало специальное упоминание электронного документа как одного из возможных способов совершения сделок. В отличие от предыдущей редакции акцент сделан не на способе обмена документами, а на подписании документа: не столь важно, каким образом документ отправлен контрагентом, сколь важен факт, что документ подписан уполномоченным лицом.
С 1 февраля 2019 г. вступили в силу положения, корректирующие понятие простой письменной формы договора. Данная корректировка закреплена в Законе Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».
Согласно абз. 14 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» электронный документ — это документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность. Электронный документ подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП), которая представляет собой последовательность символов, является реквизитом электронного документа и предназначена для подтверждения его целостности и подлинности. Подлинный электронный документ с ЭЦП приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ГК письменная форма сделки — сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), выражающего ее содержание, который подписан лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый документ подписан лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию соответствующих лица или лиц), и не противоречит законодательству и соглашению сторон».
В соответствии с п. 2 ст. 404 ГК:
«Договор в письменной форме может быть заключен путем ...
Договор и оговорки
...
Рекомендуем в договоре:
-
...
Дополнительно можно предусмотреть:
-
...
Изменения, дополнения или расторжение договора
...
Электронная претензия
...
Подготовка доказательств
...
Дело в суде
...
Недействительность сделок
...
Контракты с резидентами РФ
...
Резюме
Основной принцип использования электронной почты и других современных средств делового общения: действительно важные документы подписываются только на бумаге лично уполномоченными лицами и передаются только нарочным или отправляются «бумажной» почтой. Если у вас нет оригинала с подписями, вы не можете чувствовать себя на 100 % защищенным. Аналогичное правило должно применяться как к договорам, так и к протоколам согласования цены, инвойсам, дополнительным соглашениям и претензиям, если сумма контракта существенна для компании. Если вы будете настаивать на 100 %-ной «бумажной» работе с клиентами, это будет дорого и неэффективно. Юридические риски, связанные с использованием новых технологий, можно и нужно минимизировать, как и негативные последствия «человеческого фактора».
...
Подробнее читайте в статье.
<...>