Алгоритм применения новых норм законодательства о ВЭД, валютном контроле и расчетах |
Количество просмотров 104
Автор Нонна Рабец Нонна Рабец
Автор валютное регулирование, валютное регулирование, контроль, контроль, Нацбанк Нацбанк
Алгоритм применения новых норм законодательства о ВЭД, валютном контроле и расчетах

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2018 № 484, основной целью денежно-кредитной политики в текущем году остается ограничение инфляции. Продолжится либерализация валютного законодательства и дедолларизация экономики.

Как и в предыдущем году, действия Национального банка будут направлены на формирование новой законодательной базы, предусматривающей снятие ограничений на проведение валютных операций. В частности, в текущем году планируется либерализация валютного законодательства, регулирующего порядок проведения операций, связанных с движением капитала, а также с открытием счетов резидентами Республики Беларусь за пределами страны.

Если в 2018 г. Указом Президента Республики Беларусь от 31.07.2018 № 301 отменена обязательная продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, то в текущем году планируется отмена ограничений сроков репатриации валютной выручки и установление сроков возврата валютной выручки во внешнеторговых договорах. Также предусматривается создание системы валютного мониторинга.

Тем самым отпадет необходимость в выдаче разрешений на продление сроков исполнения внешнеторговых контрактов. В 2018 г. порядок выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций изменен постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.08.2018 № 348 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52», которым утверждена в новой редакции Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций. Постановление вступило в силу с 10 августа 2018 г.

Проблема возврата денег за отгруженный товар не теряет свою актуальность, поскольку не всегда имеется возможность получить предварительную оплату. Как правило, поставки осуществляются на условиях отсрочки платежа, которые тоже не всегда соблюдаются покупателями-нерезидентами. Как вариант избежать дополнительных материальных затрат законодательством оптимизирована возможность продления срока завершения внешнеторговой операции в случае, если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством.

Предоставленную возможность продления срока завершения внешнеторговой операции можно и не использовать, так как банки в истекшем году активно предлагали факторинг, основные нормы которого изложенные в Банковском кодексе Республики Беларусь, подкорректированы Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 133-З «О внесении изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь», а отдельные приведены в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 23.11.2015 № 471 «О вопросах финансирования по уступку денежного требования (факторинга)».

Факторинг интересен для предприятий тем, что не требуется обеспечение. Поэтому даже если банки предлагают стоимость факторинговых услуг выше, чем кредитных, то это не снижает спрос на факторинг.

Начало намеченным на 2019 год планам по снятию валютных ограничений уже положено. Национальным банком принято постановление от 19.12.2018 № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций», которое вступит в силу с 1 марта 2019 г. (далее — Постановление № 612). Данным документом вносятся изменения в основные нормативные акты, регулирующие вопросы валютных отношений.

В частности, изменен ряд положений Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее — Правила), Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее — Инструкция № 46). Утрачивает силу постановление Правление Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей».

Для субъектов хозяйствования новшествами, введенными Постановлением № 612, являются отмена разрешительного характера операций связанных с движением капитала, сокращение случаев проведения расчетов в иностранной валюте между резидентами, исключение возможности получения наличной иностранной валюты в оплату экспортных контрактов. Также упрощен порядок открытия счетов в банках РБ субъектами валютных операций — нерезидентами.

Кроме совершенствования валютного законодательства Основными направлениями денежно-кредитной политики в 2019 году предусматривается обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы посредством совершенствования нормативной правовой базы, развития программно-технической инфраструктуры, электронного документооборота, внедрения международных стандартов, ограничения рисков и проведения надзора за данной системой.

Развитие получит политика повышения эффективности распределения ресурсов в экономике, что подразумевает сокращение участия банков в директивном кредитовании, в том числе посредством развития механизма кредитования государственных программ и мероприятий с использованием субсидий, с одновременным расширением кредитования на коммерческих принципах.

При этом следует отметить, что в основных направлениях денежно-кредитной политики и прошлого и текущего года находят отражение цели, определенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2017 № 229/6 «О стратегии развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года» (далее — Стратегия).

Кроме вышеперечисленных норм Нацбанком в 2018 году принят ряд нормативных актов, направленных на реализацию Стратегии и Основных направлений денежно-кредитной политики на 2018 г. Так, в истекшем году вступило в силу постановление Правления Национального банка от 28.12.2017 № 538 «О некоторых вопросах валютного регулирования и валютного контроля», которым утверждена новая редакция Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций, которой установлен единый порядок совершения валютно-обменных операций для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на внутреннем валютном рынке. Названной Инструкцией отменен целевой характер покупки иностранной валюты, и с указанной даты иностранную валюту можно покупать для хранения на банковском счете и тем самым минимизировать валютные риски. Инструкцией отменен не только целевой характер покупки иностранной валюты, также отменены и сроки хранения купленной валюты. Поэтому отпала необходимость в зачислении купленной валюты на специальные счета, в результате они банками закрыты.

Одновременно с отменой контроля за целевым использованием купленной валюты и сроков ее хранения на счете функции банков как агентов валютного контроля, которые перечислены в Инструкции № 46 оптимизированы. Нормы данного нормативного акта подкорректированы и Постановлением № 612.

Так, в связи с тем, что субъекты валютных операций с 1 марта 2019 г. будут осуществлять в регистрационном порядке отдельные операции, связанные с движением капитала, изменено понятие «регистрируемая сделка». К таким регистрируемым операциям будут относиться с указанной даты получение кредитов и займов у нерезидентов, предоставление займов, приобретение ценных бумаг, размещение денежных средств в банках-нерезидентах.

Таким образом, с 1 марта к регистрируемой сделке относится не только внешнеторговый договор, предусматривающий возмездную передачу товаров на общую стоимость с учетом приложений и дополнений к этому договору, определенную ч. 1 п. 1.11 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178, но и внешнеэкономический договор, предусматривающий проведение валютных операций, связанных с движением капитала». Согласно Инструкции № 46 внешнеэкономический договор — это соглашение между резидентом и нерезидентом об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (с учетом дополнений и приложений к нему).

Регистрация сделки по внешнеэкономическим договорам осуществляется банком в порядке, аналогичном для регистрации сделки по внешнеторговым договорам. Резидент обязан осуществить регистрацию сделки по внешнеэкономическому договору, предусматривающему проведение резидентом платежей, до их проведения, а сделки по внешнеэкономическому договору, предусматривающему поступление платежей от нерезидента, – до их поступления либо не позднее семи рабочих дней с даты поступления первого платежа.

При утере внешнеэкономического (внешнеторгового) договора с отметкой о регистрации (перерегистрации) сделки банк, осуществлявший ранее по такому договору регистрацию (перерегистрацию) сделки, вправе на основании письменного обращения резидента повторно поставить отметку о регистрации (перерегистрации) сделки на дубликате или копии данного договора.

Перерегистрация сделки по внешнеэкономическим договорам не осуществляется, по внешнеторговым договорам перерегистрация допускается.

Наряду с принятием нормативных актов по либерализации валютного законодательства в 2018 г. в рамках реализации намеченных планов Нацбанком приняты меры по совершенствованию системы безналичных расчетов. Так, постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.01.2018 № 35 (далее — Постановление № 35) внесены дополнения и изменения в Инструкцию о банковском переводе, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (далее — Инструкция № 66), постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2018 № 451 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о банковском переводе», в соответствии с которыми с 1 января 2019 г. введен такой вид расчетов как прямое дебетование счета.

Следует отметить, в 2018 г. банковский перевод дополнен двумя видами расчетов в связи со вступлением в силу с 29.10.2018 Закона от 17.07.2018 № 133-З «О внесении изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь», которым подкорректированы нормы ст. 231 БК. С учетом принятых дополнений расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода (в том числе посредством прямого дебетования счета, денежного перевода, аккредитива, инкассо, банковского платежного обязательства). Как очевидно, в дополнение к прямому дебетованию счета появился такой вид расчетов, как банковское платежное обязательство. Несмотря на то что расчеты с использованием банковского платежного обязательства не являются новой формой расчетов в международной практике, однако ранее не применялись.

Таким образом, согласно Закону № 133-З банковское платежное обязательство представляет собой безотзывное и независимое обязательство обязывающегося банка, действующего по поручению клиента (приказодателя) или от своего имени, осуществить платеж или исполнить обязательства с отсрочкой платежа и выплатить в установленный срок определенную сумму денежных средств банку-получателю (банку бенефициара) на основании установленных базовых условий либо при акцепте несоответствия данных.

БК определено, что порядок осуществления расчетов посредством банковского платежного обязательства устанавливается нормативными правовыми актами Национального банка. Национальным банком принято постановление от 09.10.2018 № 455 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления расчетов посредством банковского платежного обязательства».

К тому же согласно ст. 2662 БК с использованием банковского платежного обязательства может быть организовано финансирование клиента (приказодателя), бенефициара, обязывающегося банка и (или) банка-получателя. Каким образом будет предоставляться банками финансирование, решают банки в соответствии со своими локальными нормативными актами.

В целях совершенствования безналичных расчетов при осуществлении платежей в бюджет и исполнении иных денежных обязательств Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов» принято решение создать в срок до 1 января 2020года автоматизированную информационную систему исполнения денежных обязательств. Система предназначена оптимизировать расчеты с бюджетом. Национальному банку и Совету Министров Республики Беларусь поручено в срок до 1 июля 2019 г. утвердить порядок осуществления безналичных расчетов посредством АИС ИДО и ее функционирования.

Также принятым Указом утверждено Положение о взаимодействии посредством АИС ИДО, которым установлены особенности взаимодействия участников АИС ИДО между собой, в том числе в части передачи и получения электронных документов и информации.

Расчеты в системе АИС ИДО будут осуществляться на основании платежных требований взыскателей независимо от наличия у плательщиков денежных средств на счетах в банках и электронных денег в электронных кошельках и платежных инструкций плательщиков в случае недостаточности денежных средств на счетах в банках и электронных денег в электронных кошельках для исполнения данных платежных инструкций в полном объеме.

Следует отметить, что создание АИС ИДО осуществляется в рамках реализации мероприятий по обеспечению цифровой трансформации национальной экономики, которая является одним из основных направлений государственной инновационной политики Республики Беларусь на 2016–2020 годы согласно Программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2017 № 31 и Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466.

Преимущества в расчетах с использованием АИС ИДО:

  • упрощается документооборот;
  • исключается необходимость ведения картотеки неоплаченных документов;
  • формирование информации в АИС ИДО о неисполненных денежных обязательствах и оперативное информирование банка плательщика об этом, позволит исключить списание одной и той же суммы долга со счетов в разных банках и в последующем не будет необходимости затрачивать время на возврат излишне уплаченной суммы;
  • получение банками плательщиками оперативной информации от АИС ИДО об исполнении денежных обязательств позволит их клиентам более эффективно распорядиться свободными денежными средствами.

Кроме перечисленных новшеств в части безналичных расчетов с 1 июля 2019 г. субъекты хозяйствования получают возможность проведения мгновенных платежей. Таки расчеты можно будет проводить в соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.11.2018 № 540 «О некоторых вопросах функционирования системы мгновенных платежей и проведения мгновенных платежей». Порядок их проведения изложен в утвержденной данным постановлением Инструкции о порядке функционирования системы мгновенных платежей и проведения мгновенных платежей. Мгновенный платеж примечателен тем, что платеж, совершенный на основании платежной инструкции плательщика через банк-отправитель и банк-получатель осуществляется в режиме времени, приближенном к реальному.

В текущем году особое внимание планируется уделять проводимой банками работе по повышению показателей эффективности деятельности, а также поддержанию доли необслуживаемых активов в активах, подверженных кредитному риску, на уровне, не превышающем 10 процентов в 2019.

Следует отметить, что понятие «необслуживаемые активы» введено постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 15.12.2017 № 505 « О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Республики Беларусь», в частности в новой редакции изложена Инструкция о порядке формирования и использования банками, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, которое вступило в силу с 1 апреля 2018г.

К необслуживаемым активам относятся активы, подверженные кредитному риску, классифицированные в V и VI группы риска, а также реструктуризированная задолженность, классифицированная в IV–VI группы риска.

Хотя Инструкцией о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2018 № 149, вступившей в силу с 6 апреля 2018 г., предоставлена возможность обращаться в банк за новым кредитом при наличии просроченной задолженности по ранее полученным кредитам, тем не менее банки самостоятельно определяют возможность кредитования клиентов, которые по каким-либо причинам не рассчитались с банком в срок, предусмотренный кредитным договором, шансов получить новый кредит при наличии просроченного долга нет, поскольку слишком высокий кредитный риск.

Прежде чем выдать кредит банк получит согласие у потенциального кредитополучателя на запрос кредитной истории. Тем более что с 23 августа 2018 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 13.11.2017 № 66-З « О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь « О кредитных историях», в соответствии с которыми кредитный отчет более полно отражает кредитную историю кредитополучателя и тем самым дает возможность более объективно подойти к оценке его кредитоспособности. К тому же Закон обязывает источники формирования кредитной истории представлять в Национальный банк имеющиеся у них сведения, входящие в состав кредитной истории, по всем заключенным ими кредитным сделкам, включая факторинг и лизинг.

Процентная политика же будет проводиться с учетом необходимости достижения целевого показателя по инфляции. В реальном выражении процентные ставки планируется поддерживать на положительном уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте, обеспечению финансовой стабильности, устойчивому развитию экономики.

Ставка рефинансирования в 2019 г. будет являться ориентиром для ставки отсечения при проведении аукционных операций Национального банка и тем самым выступать в качестве базового инструмента регулирования процентных ставок на денежном рынке. При этом следует отметить, что ставка рефинансирования в истекшем году изменялась только дважды и то незначительно. С 27 июня 2018г. ее размер составил 10% годовых. С такой ставкой вступили и в 2019 год.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Банк Японии "улетает в космос", напечатав полквардриллиона иен

В то время как ФРС США поднимает стоимость займов и сжимает долларовую массу, а Европейский центробанк прекратил скупку активов и обсуждает повышение процентной ставки, лишь один крупный ЦБ мира продолжает программу денежной накачки в прежних, беспрецедентных масштабах. Банк Японии по итогам заседания в среду оставил неизменным параметры монетарной политики: ставка, которую ЦБ платит банкам за размещение у себя свободных средств, останется отрицательной - минус 0,1% годовых. Программа выкупа активов, в рамках которой БЯ ежегодно увеличивает денежную базу на 80 триллионов иен, также не претерпит изменений.

2. Центробанки недоумевают: Классический закон экономики перестал работать в XXI веке

Классический закон экономической теории, который в России студенты ВУЗов изучают на первом курсе, дает сбои в большинстве развитых стран. Кривая Филлипса, которая показывает обратную зависимость между инфляцией и безработицей (чем быстрее растут цены, тем меньше безработных) и которая десятилетиями служила чиновникам, ответственным за экономическую и монетарную политику, утратила «магическую силу».

3. Крупные продавцы валюты подбросили российский рубль до максимума за 2 недели

Пережив панический припадок на новостях о подготовке новых санкций США, российский валютный рынок вернулся в состояние хрупкой ремиссии. За пять торговых дня курс доллара снизился на 1,5 рубля - в четверг 14 февраля он превышал 67 рублей. Евро подешевел на 1,3 рубля - на пике санкционной паники он стоил 75,7 рубля, а 23.13 мск среды - 74,46 рубля. Рублю помогает рост цен на нефть.

4. Что изменится с 1 марта в оплате жилищно-коммунальных услуг?

Важный момент изменений — с марта субсидируемый тариф при расчете платы за ЖКУ будет применяться в отношении жилых помещений, в которых есть зарегистрированные по месту жительства граждане, и не будет зависеть от того, состоят ли они в близком родстве с собственником или нанимателем жилья. В документе также предусмотрен порядок перерасчета за жилищно-коммунальные услуги в случае неправильного применения организацией тарифа.

5. Топ-20 белорусских городов и районов по условиям ведения бизнеса

В Беларуси составлен рейтинг городов и районов по условиям ведения бизнеса. Они оценивались по 150-балльной шкале. Составители рейтинга (белорусский офис «Битрикс24») пояснили, что Минск оказался в лидерах по 9 параметрам из 11, уступив лишь Новополоцку по выручке от оптовой и розничной торговли на душу населения, а Бресту — по объему торговых площадей на 10 тыс. населения.

6. Новые правила хозяйственной деятельности в приграничной полосе и на госгранице

Определены права и обязанности юридических и физических лиц, связанные с их пребыванием в пограничной зоне или пограничной полосе, в том числе право на получение информации о пограничном режиме и режиме госграницы. Также, в пределах пограничной зоны и пограничной полосы установлены новые ограничения.
С 1 января 2019 года при нахождении в пределах пограничной зоны или полосы гражданам и юридическим лицам запрещено...

7. Роман Осипов: Отсутствие отраслевых политик отпугивает инвесторов от Беларуси больше, чем экономические показатели

Потенциал же – по новым проектам один миллиард долларов, следствием будет и увеличение объема реинвестируемой прибыли до 1-1,5 млрд долларов в год. Таким образом, в целом можно в течение обозримого будущего (3-4 года) выйти на 2-3 млрд долларов прямых иностранных инвестиций в год. А это даст прирост ВВП как минимум около 3-4% в год (не учитывая эффект мультипликатора).
Актуальные новости

1. О новой российской системе быстрых платежей и низкой комиссии для "входящих" платежей у бизнеса |

Система быстрых платежей в ограниченном режиме запущена в России с 28 января в 12 банках, в полноценном режиме система заработает с 28 февраля. Она позволит физическим лицам осуществлять мгновенные платежи в круглосуточном режиме. Запуск платежей в пользу юридических лиц в рамках разработанной Банком России Системы быстрых платежей снизит для предприятий комиссии за безналичный расчет при оплате товаров и услуг.

2. Как в Беларусь попадают поддельные банкноты и какие проблемы можно получить за их хранение и сбыт |

В большинстве случаев поддельная валюта попадала в Беларусь через туристов, гастарбайтеров, а также тех, кто ездил в гости к родным за границу. В некоторых случаях фальшивки попадали в нашу страну через предпринимателей, которые закупали товар за границей. Поддельную валюту изготавливают, как правило, на высококачественном полиграфическом оборудовании. Белорусские банкноты подделывают более простым способом — рисуют или печатают на обычных принтерах в домашних условиях.

3. Руководство предприятия по продаже ветпрепаратов в Молодечно подозревается в хищениях денег |

Главный бухгалтер предприятия по оформленной доверенности получала расходные материалы и автозапчасти за счет организации. Однако использовались они для личного автомобиля. Махинациями хищения топлива «промышлял» новый замдиректора предприятия. Новый же директор, заступив на должность в августе 2018 года, систематически допускал прогулы, решая частные вопросы. Но в табелях учета рабочего времени фиксировался восьмичасовой день, что позволяло получать зарплату и надбавку за сложность и напряженность. Таким образом, руководитель незаконно получил более 2 тыс. рублей.

4. Украина расследуют крупную контрабанду сигарет из Беларуси в Евросоюз |

Согласно обнародованной информации, СБУ запросила у Беларуси копии документов на груз, отправленный белорусским предприятием «Бархим», в котором вместо моечной продукции обнаружили незаконно изготовленные сигареты. Сообщается, что нарушение было выявлено на территории Румынии, поскольку большегруз попал в автомобильную аварию.

5. Бедняга из Горок перевёз зерно из России в Беларусь без лицензии |

Факт оказания безлицензионных услуг по перевозке зерна из России в Беларусь выявили работники Кричевской межрайонной финансовой милиции. Причем в ходе проверки горецкий перевозчик представил подложные документы, в соответствии с которыми перевозка товара осуществлялась только по территории республики.

6. Корпоративное управление на госпредприятиях: о реформировании наблюдательных советов в целях долгосрочного развития |

Высшие должностные лица Беларуси будут назначены представителями государства в набсоветы наиболее значимых акционерных обществ с долей государства в уставных фондах. Это называется выстраиванием корпоративного управления на госпредприятиях, чем правительство в 2019 году собралось заняться очень плотно. Основная цель нововведения - "превратить наблюдательные советы из формального органа в штаб, формирующий стратегию в конкурентной борьбе и, что немаловажно, контролирующий ее выполнение для достижения долгосрочных целей развития".

7. Почему посетителям больше не милы существующие концепции торговых центров |

Еще пару лет назад собственники торговых центров привлекали посетителей, открывая батутные центры, роллердромы и даже контактные зоопарки. Но покупатели насытились этими впечатлениями. Все существующие концепции привлекают людей лишь разово. Собственник торгового центра больше не может себе позволить один раз озадачиться стройкой и подбором арендаторов, нанять управляющего и расслабиться, зарабатывая на аренде.