Анализ колебаний выручки от продаж товаров в условиях кризиса и «низкого» сезона |
В обычной некризисной деятельности предприятия денежные потоки прогнозируются и уравновешиваются, хотя сроки, как правило, не укладываются в жесткую схему. Сейчас же мы столкнулись с необходимостью ручного управления потоками даже не в рамках месячного или декадного цикла.
Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, — это его страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков.
Традиционно период обращения денежных средств объединяет периоды обращения кредиторской и дебиторской задолженности, а также период обращения товарно-материальных запасов. Если представить расчет периода денежных средств на предприятии математически, то он будет иметь следующий вид:
По.д.о. = По.з. + По.д.з – По.к.з.,
где По.д.о. — период обращения денежных средств;
По.з. — период обращения товарно-материальных запасов;
По.д.з. — период обращения дебиторской задолженности;
По.к.з. — период обращения кредиторской задолженности.
Деньги в кассе, на расчетном счете не приносят дохода — их наличие в больших остатках на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала. В то же время их дефицит приводит к дисбалансу погашения текущих платежей предприятия.
Уровень расходов на выпуск конкретных изделий в легкой промышленности носит постоянный характер, но сезонная покупательская востребованность конкретно взятого товара формирует неравномерность получения выручки в течение года. В связи с этим величина поступивших от покупателей денежных средств за отгруженные товары неодинакова по месяцам и колеблется относительно некоторой постоянной величины. В силу этих особенностей целесообразно спрогнозировать синхронизацию денежных потоков на предприятиях, что является актуальной задачей деятельности финансовых служб предприятий отрасли легпрома.
Операционная деятельность предприятия является главным источником формирования его основного потока денежных средств, следовательно, выручка от реализации товаров — генерирующий финансовый ресурс, используемый для осуществления деятельности предприятия. Знание ее величины позволяет принимать обоснованные управленческие решения, касающиеся погашения задолженности, прогнозирования величины прибыли с учетом результата анализа расходов на производство и реализацию товаров легкой промышленности.
Выручкой от реализации товаров называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за проданную покупателю продукцию.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) планируется на объем реализуемых товаров так же, как и затраты на реализуемый товар по следующей формуле:
Врп = О1 + ТП – О2,
где Врп — планируемая сумма выручки от реализации товара;
О1 — нереализованные остатки товара на начало планируемого периода;
ТП — товар, предназначенный к выпуску в планируемом периоде;
О2 — остатки нереализованного товара на конец планируемого периода.
Выручка от реализации продукции, в свою очередь, зависит от:
-
количества реализованной продукции;
-
объема выпуска продукции и ее размера переходящих остатков;
-
ассортимента реализованной продукции;
-
качества реализованной продукции;
-
уровня цен.
В ходе прогнозирования объемов реализации товаров легкой промышленности особое внимание следует уделять индексу сезонности. Так как период времени продаж играет немаловажную роль в равномерности объемов получаемой предприятием выручки от реализации произведенного товара на протяжении всего отчетного года, в ходе прогнозирования объемов реализации товаров особое внимание следует уделять изучению волны сезонности.
С целью выявления конфигураций сезонной волны выручки от реализации товаров легкой промышленности целесообразно проводить анализ с помощью способа сглаживания скользящей средней по следующему алгоритму:
1. Для определения сезонной составляющей вычислить динамический ряд:
St = Yt – Ut,
при условии Et = 0,
где St — сезонная составляющая или внутригодичные колебания;
Yt — размах сезонных колебаний;
Ut — детерминированная компонента, характеризующая общую тенденцию;
Et — случайная составляющая, образующаяся под влиянием форс-мажорных причин.
2. Для проведения дальнейших расчетов нужно использовать методику нахождения простой средней, то есть найти сезонную волну выручки в зависимости от времени продаж как отношение усредненного значения выручки (ỹi) в исследуемом периоде к среднесезонной выручке (ỹi), которая представляет собой постоянную среднюю. Усредненные значения показателей в каждом периоде определены по формуле:
ỹi = ∑ym /n,
где m — количество периодов;
n — количество лет.
Среднесезонное значение выручки можно выразить как:
Ỹi = ∑ỹi /m.
Значения сезонной волны, или индекс сезонности, можно найти по формуле:
Im = ỹi/ Ỹi × 100%.
Последовательность I = ∑Im является сезонной волной получения предприятием выручки от реализации отдельных товаров.
ПРИМЕР
Исследование проводилось по предприятию, занимающемуся пошивом осенних пальто. Результаты расчетов сведены в таблицу.
ТАБЛИЦА
Расчет индекса сезонности методом простых средних от реализации продукции
...
<...>