О совершенствовании порядка организации и согласования ярмарок, проводимых на территории Беларуси |
В целях совершенствования порядка организации и согласования ярмарок, проводимых на территории Республики Беларусь, с учетом сложившейся правоприменительной практики, а также в целях реализации ст. 21 Закона Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» (далее — Закон № 365-З) подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 101» (далее — проект постановления).
Проектом постановления предлагается внести следующие изменения в Положение о порядке организации и согласования проведения ярмарок на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.02.2019 № 101 (далее — Положение о ярмарках, постановление № 101 соответственно):
1) установить требования к ярмаркам, в частности, предусматривающие, что при организации и проведении ярмарки организатор ярмарки:
· предусматривает на ярмарке (за исключением иностранной и международной ярмарки) места для продажи продукции, произведенной (выращенной, изготовленной) местными производителями, в том числе гражданами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность, ведение личных подсобных хозяйств, деятельность по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на находящихся на территории Республики Беларусь земельных участках, предоставленных таким гражданам и (или) лицам, состоящим с ними в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, для строительства и (или) обслуживания одноквартирного жилого дома, зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела (далее — товаропроизводители);
· обеспечивает оформление в едином стиле внешнего вида всех мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на одной ярмарке;
· обеспечивает участие в одной ярмарке не менее 5 участников.
Срок проведения одной ярмарки не может быть более 30 календарных дней подряд;
2) уточнить перечень сведений, которые организатор ярмарки указывает в заявлении о согласовании ярмарки:
· планируемое количество мест для продажи продукции, произведенной (выращенной, изготовленной) товаропроизводителями;
· описание оформления внешнего вида мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке;
3) расширить перечень случаев, в которых местные исполнительные и распорядительные органы отказывают в согласовании проведения ярмарки:
· в частности, предусматривается, что уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения ярмарки:
· при несоблюдении организатором срока подачи документов, указанных в п. 5 Положения о ярмарках;
· в случае несоответствия представленных документов и (или) сведений требованиям, указанным в п. 31 Положения о ярмарках;
· в случае, если место проведения ярмарки создает угрозу общественной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу юридических или физических лиц;
· в случае, если проведение ярмарки совпадает по времени и месту проведения с другой ярмаркой, заявление о согласовании проведения которой подано ранее, с культурным или иным мероприятием, проведение которого ранее запланировано местным исполнительным и распорядительным органом;
· при неоднократном (два и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушении организатором требований Положения о ярмарках, иных требований законодательства при организации и (или) проведении ярмарки;
4) откорректировать используемую в постановлении № 101 конструкцию «физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель», на термин «физическое лицо», распространяемый на всех физических лиц, как без предпринимательского статуса, так и осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность в любой из форм, указанных в п. 1–3 ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь в редакции Закона № 365-З.
По информации облисполкомов, Минского горисполкома, в Республике Беларусь в 2023 году, за I полугодие 2024 года согласовано и проведено 1 074 ярмарки, в том числе 571 ярмарка — на землях общего пользования. Из проведенных ярмарок — 490 специализированные, ориентированные на определенную целевую аудиторию, в рамках которых реализуются товары (выполняются работы, оказываются услуги) по одной тематике, и 583 универсальные, ориентированные на широкий круг лиц, в рамках которых реализуются товары (выполняются работы, оказываются услуги) по различным тематикам. В республике в указанном периоде проведено 6 международных ярмарок, иностранные ярмарки не проводились, 828 региональных, 239 республиканских, в том числе с участием нерезидентов — 61 ярмарка. Из них: с количеством участников от 1 до 5 — 247 ярмарок, с количеством участников 5 и более — 795 ярмарок; со сроком проведения от 1 до 3 дней — 366 ярмарок, от 3 до 15 дней — 434 ярмарки, от 15 до 30 дней — 47 ярмарок, свыше 30 дней — 37 ярмарок, постоянно действующих — 155 ярмарок. Нарушения требований законодательства были допущены при проведении 18 ярмарок: их организаторами на 9 ярмарках и их участниками на 9 ярмарках.
Практика согласования и проведения ярмарок за последние несколько лет показала, что в настоящее время торговля посредством нестационарных торговых объектов, которую осуществляют несколько субъектов торговли (2–3), «превращается» в ярмарку, в связи с чем утрачивается статус, масштабность и цели проведения ярмарок, а также происходит введение в заблуждение потребителей относительно возможности выбора и (или) приобретения широкого ассортимента товаров (работ, услуг) по различным тематикам.
Кроме того, на таких «ярмарках» торговлю осуществляют одни и те же субъекты торговли, одним и тем же ассортиментом товаров (как правило, импортными товарами, аналоги которых производятся в Республике Беларусь).
Также при организации ярмарок субъектами хозяйствования имеют место случаи несоблюдения участниками ярмарки законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о торговле, что вызывает обоснованные нарекания у населения. Вместе с тем для организаторов ярмарок меры ответственности в данном случае не предусмотрены.
Учитывая международный опыт, который свидетельствует о том, что ярмарки, в первую очередь, проводятся в целях обеспечения населения товарами местных производителей, а также в целях создания для таких производителей дополнительных каналов реализации своей продукции, предлагаемые меры позволят разграничить разносную торговлю от ярмарочных мероприятий, повысить статус и привлекательность ярмарок для населения, создать дополнительные условия для продвижения и увеличения объема продажи товаров отечественного производства, а также дисциплинировать организаторов ярмарок.
Кроме того, с учетом п. 300 распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь от 27.04.2020 № 119р «О цифровизации административных процедур», которым в 2024 году предусмотрен перевод административной процедуры по подпункту 8.5.1 «Согласование проведения ярмарки» в электронную форму, предусматривается, что заявление и документы для согласования проведения ярмарки представляются в соответствующий уполномоченный орган в письменной форме в ходе приема, посредством почтовой связи либо в электронной форме через единый портал электронных услуг посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Одновременно в Положение о ярмарках вносится ряд правок редакционно-технического характера.
Предусматривается, что проект постановления вступит в силу с 1 января 2025 г. (к моменту завершения всего комплекса работ по переводу административной процедуры в электронную форму).
Проект постановления не предусматривает:
· введение новых административных процедур в отношении субъектов хозяйствования;
· установление и (или) увеличение размера платы, взимаемой при осуществлении административных процедур в отношении субъектов хозяйствования.
Принятие постановления не потребует выделения дополнительных средств из бюджета и не повлечет дополнительные расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся организаторами ярмарок.
<...>