Войти Регистрация

Белорусский экономический обзор, 3-4 кварталы 2020 от BEROC |

Количество просмотров 957
Автор макроэкономика, макроэкономика, Беларусь, Беларусь, итоги 2020 итоги 2020

Во второй половине прошлого года белорусская экономика показала небольшой восстановительный рост. Что, впрочем, не позволило вернуться к уровню 2019 года. Устойчивость наметившегося восстановительного тренда весьма сомнительна. Долгосрочные потери проще предотвратить, нежели смягчать их постфактум, констатируют авторы  экономического обзора исследовательского центра BEROC.

Драйвер ВВП в 2020 году — потребительский спрос и рост зарплат

Основным драйвером восстановительного роста ВВП во второй половине 2020 года стали потребительский спрос и более активный рост реальных зарплат по сравнению с динамикой выпуска. Если среднегодовой темп изменения выпуска был отрицательным, то реальные зарплаты росли на 7−8%.

С точки зрения макростабильности такой механизм чреват избытком внутреннего спроса и опасностью утраты внешнего равновесия (ухудшением состояния чистого экспорта). Уже сегодня расплачиваться за такой механизм поддержки спроса и выпуска приходится актуализацией угроз финансового характера. Например, фирмы, выплачивающие растущие вопреки экономической конъюнктуре зарплаты, усугубляют свою финансовую позицию и становятся источником рисков финансового характера для всей экономики, указывают авторы обзора Дмитрий Крук и Дмитрий Колькин.

Инфляция и инфляционные ожидания подстегивали друг друга

Эксперты констатируют заметный скачок инфляции и инфляционных ожиданий во втором полугодии, причем с начала сентября они стали взаимно усиливать друг друга. Триггером для роста инфляции стали вливания в реальный сектор экономики «через традиционные и неконвенциональные инструменты в 3 квартале», а для инфляционных ожиданий — политический кризис.

Для стабилизации финансовых рынков и динамики цен возникла потребность в ужесточении политики. А для поддержания экономической активности и финансовой стабильности актуально ее смягчение. Нацбанк попытался разрешить это противоречие, внедрив практики, позволяющие в почти ручном режиме регулировать банковскую ликвидность и финансовые рынки. Но такой подход может быть только временным решением, так как позволяет лишь заморозить имеющиеся противоречия ценой искажения функционирования финансовых рынков и их сегментации, указывают эксперты. В то же время состояние ликвидности в иностранной валюте ухудшилось и стало одной из точек финансовой уязвимости, указывают эксперты.

Фискальное поле для маневра сужается

Доходы бюджета во второй половине года улучшились по сравнению с периодом влияния первой волны коронавируса, но оставались существенно ниже, чем в 2018—2019 годах. Это связано в основном с долгосрочной тенденцией проседания доходов
от внешнеэкономической деятельности на фоне российского налогового маневра. В результате доходы находились вблизи 28% от ВВП, тогда как «привычный» для властей
уровень — 31−32% от ВВП. Сбережения прошлых лет использовались для поддержки экономики. Однако по мере расходования накопленного запаса дефицит будет становиться все менее приемлемым и фискальное поле для маневра будет сужаться.

Новые внешние займы наряду со сжатием долларового эквивалента ВВП усилили и тенденции роста обремененности госдолгом, указывают эксперты.

Политический кризис усиливает риски

Длительный политический кризис создал дополнительные предпосылки для возврата к рецессии: негативные ожидания людей и фирм приводят к сжатию спроса, а сам кризис негативно влияет на сберегательное поведение экономических агентов, ослабляя финансовую стабильность.

Политический кризис не только ведет к краткосрочным потерям выпуска: его следствием может стать эрозия институциональной среды, ведущая к долгосрочным потерям выпуска и благосостояния.

 — В конечном итоге подрыв доверия чреват формированием новых структурных ограничений для финансового посредничества и монетарной политики. Потенциал банковского финпосредничества (размера их кредитных портфелей) будет ограничен, сужая и потенциал выпуска. Возможности монетарной политики в воздействии на инфляцию и краткосрочную динамику выпуска сузятся в еще большей мере. Между фирмами это выражается в требовании условий сделок: предоплаты, поручительства или гарантии третьих сторон. Со временем эта практика будет усиливаться, что ограничит потенциал экономической активности.

Низкое доверие системе права со стороны фирм напрямую ведет к уменьшению экономической активности, ограничивает приток новых бизнесов. Компании переходят на краткосрочные стратегии, так как долгосрочные проекты воспринимаются как слишком рискованные. Встал вопрос релокации фирм. За 2020 год в ряде регионов Польши зафиксирован рекордный рост регистрации бизнесов из Беларуси.

Экономика на «качелях» по пути в неопределенность

Эксперты видят веские предпосылки для отсроченной и затянутой рецессии. Значит, за «жертвы», которыми была обеспечена привлекательная динамика ВВП в 3−4 квартале прошлого года, придется расплачиваться в последующие периоды. Например, для улучшения своего финансового положения фирмы могут ограничивать выпуск, пытаясь распродать имеющиеся запасы, а также урезать издержки на труд, что приведет к отложенным потерям выпуска.

На восстановление доверия к национальной валюте, финансовой системе, между фирмами после преодоления кризиса потребуется время. Несостоявшиеся
сделки и инвестиционные проекты позднее смогут быть реализованы лишь
частично. Мигрировавший бизнес вряд ли будет готов быстро вернуться
в страну.

Финансовая дестабилизация, усугубление политического кризиса, пандемия, новые трения с Россией, новые шоки в глобальной экономике, санкции, волны миграции — любой из этих рисков пошатнет хрупкий тренд восстановительного роста. В результате сценарии развития для белорусской экономики варьируются от скудного роста (до 1,5%) с сохранением элементов финансовой и ценовой стабильности (в случае нейтрализации всех угроз и значимого улучшения внешней конъюнктуры) до резкого и масштабного углубления спада (до 10%) при финансовой и ценовой дестабилизации (в случае реализации перечисленных выше угроз), подытоживают авторы обзора.

Источник: http://beroc.by и news.tut.by/economics

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Как пополнить оборотку строительным организациям? Разрешено использовать 50% накопленного гарантийного фонда

Указом снижен размер резервирования средств, которые предназначены для исполнения подрядчиком своих обязательств по устранению недостатков строительных работ, выявленных в период гарантийного срока. Этот размер теперь будет 0,5% от стоимости работ вместо прежних 1,5%.

2. Крутой обсудил с бизнес-союзами предложения КГК по налогам для ИП

Заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой провел встречу с руководителями ведущих деловых ассоциаций, на которой обсуждались предложения КГК по изменению системы и порядка налогообложения ИП и сокращению наличного денежного оборота, а также вопросы формирования конкурентной среды и обеспечения равных условий деятельности для субъектов хозяйствования сферы ЖКХ. Были также подняты вопросы реализации положений Директивы №4.

3. С 9 июля в Беларуси вводится новый порядок регистрации резидентами валютных договоров

С 9 июля валютные договоры, заключенные c нерезидентами, резидентам Беларуси необходимо будет регистрировать на веб-портале, размещенном на официальном сайте Нацбанка. Регистрировать необходимо валютные договоры, сумма денежных обязательств на дату заключения которых не определена либо равна или превышает в эквиваленте 4 тыс. базовых величин для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также постановлением от 12.02.2021 № 37 определен перечень валютных операций, при проведении которых валютный договор необходимо регистрировать.

4. Об эксперименте по непроставлению отметок таможенных органов

Решением Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 установлено, что с 1 марта 2021 г. при совершении в электронном виде таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, дополнительно отметки таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе не проставляются.

5. Опубликованы Основы макропруденциальной политики Национального банка

Целью документа является разъяснение общественности применяемых подходов к проведению макропруденциальной политики в рамках формирования системы по обеспечению финансовой стабильности как одной из ключевых предпосылок для устойчивого экономического роста. В нашей стране создан Совет по финансовой стабильности, в состав которого входят представители Совета Министров, Национального банка и других госорганов.

6. Депутат: «Сбор за пересечение границы будут взимать не ранее следующего года. Если такое решение примут»

В начале года бурю обсуждений вызвало предложение ввести новый налог — за пересечение границы на авто хотят брать 87 рублей. Негодование вызвал сам факт взимания денег за передвижение автомобилиста за рубеж, факт возможности покинуть страну на машине только за плату. Во время круглого стола по вопросам законодательных нововведений подняли тему не самого существования налога, а в первую очередь сроков его реализации.