Бюджетируем 2020 год: обзор главных изменений ставок и базы для расчета налогов

Бюджетируем 2020 год: обзор главных изменений ставок и базы для расчета налогов |

Автор Александра Ракитина, эксперт по налогообложению Александра Ракитина, эксперт по налогообложению
Номер № 11/2019
Количество просмотров 1047
Автор изменения, изменения, налоги, налоги, 2020, 2020, ставка ставка

Уже сейчас при бюджетировании следующего года важно обратить внимание на подготовленные изменения в ставках налогов, объектах и льготах. В связи тем, что власти обещали не вносить изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК), а индексация ставок налогов в белорусских рублях и корректировки в расчетной базе — традиционная ежегодная процедура осовременивания, то весь «букет» изменений с учетом «пожеланий трудящихся» будет внесен очередным указом, который уже на рассмотрении в Правительстве. Предлагаем ознакомиться с результатом нашего анализа проекта указа о корректировке налогов в 2020 году.

НДС

1. Предложено скорректировать критерий признания ИП плательщиком НДС.

В 2020 году ИП на ОСН будет признаваться плательщиком НДС по достижении выручки от реализации 441 000 руб. нарастающим итогом с начала года (вместо 420 000 руб.)

Аналогичный критерий будет применяться к ИП на УСН в отношении выручки от реализации, получаемой им от коммерческих организаций (за исключением АО), участниками, собственниками которых являются он и его родственники.

Акцизы

Запланирована новая льгота по уплате акцизов в отношении дизельного топлива, отгруженного (отпущенного) организациям, входящим в состав государственного производственного объединения «Белоруснефть», в количестве, не превышающем 505 тыс. тонн в год, для дальнейшей поставки сельскохозяйственным организациям и льнозаводам по перечням, формируемым областными исполнительными комитетами и согласованным с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Белорусским государственным концерном по нефти и химии.

При этом предусматривается, что при использовании (реализации, передаче) не по целевому назначению такого дизельного топлива, плательщиками акцизов признаются организации, входящие в состав государственного производственного объединения «Белоруснефть», допустившие такое нецелевое использование (реализацию, передачу). Исчисление акцизов в таком случае будет производиться по общеустановленным ставкам.

Налог на прибыль

1. Ставка налога на прибыль в размере 25% устанавливается при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

До 1 марта 2019 г. Указом Президента Республики Беларусь от 04.06.2015 № 231 «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс» (далее — Указ № 231) был введен «переходный» период, предусматривающий льготное налогообложение. В соответствии с п. 20 Указа № 231 ставка налога на прибыль (18%) была понижена на 50%.

2. В 2019 году в НК был закреплен порядок списания на затраты топлива для механических транспортных средств, если отсутствуют нормы, установленные в соответствии с законодательством (п. 1.2 ст. 171 НК). В частности:

  •  применяются нормы расхода завода- изготовителя;
  • при отсутствии норм завода-изготовителя нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения норм нормативным правовым актом в установленном порядке, если иное не установлено законодательством.

Данное положение вызвало ожесточенные споры, поскольку письмом от 19.07.2019 № 2-2-10/Ас-01131 Министерство по налогам и сборам разъяснило, что расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, признаются сверхнормативными и не учитываются при налогообложении.

Минтранс постановлением от 01.08.2019 № 44 установил нормы расхода топлива в области транспортной деятельности. Постановление было официально опубликовано 31 августа 2019 г., вступило в силу 1 сентября 2019 г., но распространило свое действие на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 г. Однако в постановление вошли не все нормы, ранее разработанные БелНИИТ «Транстехника».

Данный вопрос урегулирован в проекте: установлено, что затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.

Льготы по НДС, налогу на прибыль, налогу на недвижимость для организаций, использующих труд инвалидов

Проектом указа установлено, что льготы по НДС (п. 1.16 ст. 118 НК), по налогу на прибыль (п. 4 ст. 181 НК) и по налогу на недвижимость (п. 1.5 ст. 228 НК) применяются плательщиками, использующими труд инвалидов, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период.

Подоходный налог

1. Пунктом 19 ст. 209 НК предусмотрено освобождение от подоходного налога с физических лиц доходов, полученных от реализации продукции растениеводства и (или) животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком и (или) лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке, находящемся на территории Республики Беларусь и предоставленном ему и (или) таким лицам для строительства и (или) обслуживания одноквартирного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, садоводства, дачного строительства, в виде служебного земельного надела.

К продукции растениеводства относятся овощи и фрукты (в том числе в переработанном виде), иная продукция растениеводства (за исключением декоративных растений и продукции цветоводства, их семян и рассады).

С 2020 г. запланирована норма, обязывающая налоговых агентов предоставлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь физическим лицам за приобретаемую у них продукцию растениеводства, в случае если размер выплаченного таким физическим лицам дохода превысит 2 571 бел. руб. в день.

2. Со вступлением в силу с 1 января 2020 г. Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» работникам бюджетных организаций ежегодно будет выплачиваться единовременная выплата на оздоровление в размере половины оклада.

В связи с этим в Указе предусмотрена норма об освобождении от подоходного налога с физических лиц единовременной выплаты на оздоровление, осуществляемой работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющим специальные звания.

3. С 1 января 2019 г. Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» был расширен перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога. В частности, он был дополнен временной нормой об освобождении до 31 декабря 2019 г. доходов, полученных по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

С 2020 года планируется временное ограничение на применение этой нормы.

4. В 2019 году индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты) применяют стандартный налоговый вычет при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму расходов, не превышает в соответствующем календарном квартале 1 994 руб. (ч. 5 п. 2 ст. 209 НК).

В 2020 г. планируется данный критерий увеличить до 2 026 руб.

5. Статьей 223 НК предусмотрен порядок зачета или возврата излишне удержанных сумм подоходного налога.

Данной статьей предусмотрено, что в случаях, если у налогового агента отсутствуют выплаты доходов плательщикам (в том числе вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора) либо налоговым агентом не осуществляется финансово-хозяйственная деятельность, возврат плательщику излишне удержанного подоходного налога с физических лиц производится налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента на основании заявления плательщика.

Указом вносится дополнение относительно ситуации, когда налоговому агенту общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению в бюджет, не хватает для осуществления возврата плательщику.

Так, запланировано, что в случае, если общей суммы подоходного налога с физических лиц, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления возврата плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога с физических лиц в течение трех месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания налога, такой возврат производится налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента на основании заявления плательщика.

Порядок возврата плательщику излишне удержанного налога также установлен ч. 8–11 п. 1 ст. 223 НК.

Постоянное представительство

Проектом урегулирован вопрос сроков, в течение которых постоянное представительство обязано перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период, указанный в п. 3 и 4 ст. 180 НК (180 дней), а если более длительный период определен соответствующим международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения, применяемым Республикой Беларусь, — не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек такой определенный международным договором период. При этом исчисление и уплата подоходного налога с физических лиц осуществляются в отношении доходов плательщика с даты начала деятельности и до дня истечения вышеуказанного периода.

В последующем уплата в бюджет сумм исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц производится иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в общеустановленные сроки:

  •   не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату плательщику доходов или дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банках на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (иностранных банках);

  •  не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты дохода плательщику из кассы налогового агента;

  • не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога с физических лиц, — для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме.

Налог на недвижимость

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Из чего складывается финансовая поддержка белорусских предприятий-экспортеров

Кроме того, в 2019 году снижена минимальная сумма экспортного кредита с 1 млн. долларов США до 200 тыс. долларов США, что позволит создать в дальнейшем равные условия доступа предприятий с различным масштабом деятельности к экспортным кредитам с господдержкой, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса.

2. Директивное кредитование заканчивается. Председатель Правления Банка развития рассказывает об изменениях

Готовимся работать в условиях самостоятельно отбираемых проектов на рыночных условиях кредитования без всяких механизмов льготирования процентных ставок. Обсуждается возможность субсидирования не кредитных продуктов, а инвестиционных расходов. То есть предприятия смогут получить из бюджета трансферы, компенсирующие часть инвестиционных расходов.

3. CeoWorld Magazine опубликовало рейтинг самых дорогих для проживания стран

Американское издание CeoWorld Magazine указало, что самая дорогая для проживания страна - Швейцария. Всего в рейтинг попали 132 страны, которые оценивали по 5 критериям – цены на жилье, аренда жилья, цены на продукты питания, цены в ресторанах, покупательная способность жителей. 

4. О плане BEPS по налогообложению международных корпораций

Страны одобрили подход, который ОЭСР предложила в октябре 2019 года: обязать компании платить налоги в странах, где они получают прибыль, а не только по месту их регистрации. В цифровую эпоху распределение налоговых прав и налогооблагаемой прибыли больше не может ограничиваться исключительно ссылкой на физическое присутствие, говорится в опубликованном заявлении.

5. Представители МФК и Всемирного банка: о привлечении инвестиций и проблемах госсектора

Международная финансовая корпорация за все время инвестировала в Беларусь 850 млн USD, в 2020 году в нас вложат еще около 75 млн. По итогам анализа экспертам Всемирного банка удалось выделить четыре типа проблем белорусского госсектора – это более низкая эффективность использования активов, более высокая долговая нагрузка, низкая рентабельность и относительно слабая производительность труда.

6. МАРТ об основных задачах на 2020 год и применении антимонопольного законодательства

МАРТ продолжена работа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. За 2019 год комиссией по установлению нарушений антимонопольного законодательства рассмотрено 148 дел, установлено 18 фактов нарушений. Количество нарушений в 2019 году уменьшилось за счет применения МАРТ превентивных инструментов – вынесения предупреждений (37) и предостережений (2). МАРТ проведен анализ 87 товарных рынков для оценки уровня монополизации.