Что такое «электронные услуги» и «налог на Google». Новый объект налогообложения в Беларуси и российский перекос уже с 1 января 2017 г. |
Идея взимания НДС с продажи цифровых продуктов действительно является новой общемировой практикой; после взвешивания потенциала и актуальности важен правильный выбор механизма взимания налога, поскольку от этого зависят и доходы бюджета, и расходы, связанные с администрированием данного налога.
До 2015 года в странах Евросоюза уплата НДС с продаж мобильных приложений строилась по разным принципам: компания Apple (App Store) брала на себя обязательство включать в стоимость приложений для мобильных устройств НДС, собирать налог и перечислять полученные средства в бюджеты стран Евросоюза. Таким образом, онлайн-площадка выступала налоговым агентом.
В то же время Google (создатель интернет-магазина цифровых продуктов Google Play) в соглашении c разработчиками мобильных приложений отмечал, что за налоги корпорация не отвечает, поэтому уплата налогов с их продажи — задача самих продавцов цифровых продуктов. Однако многие разработчики не подозревали, что нужно уплачивать налог с продажи мобильных приложений, а другие просто не знали, как уплачивать этот налог.
В связи с этим Евросоюз проанализировал существующее положение дел и констатировал, что обязанность разработчиков цифровых товаров по уплате налогов присутствует, однако не созданы удобные условия сбора таких поступлений. Поэтому с 2015 года в Евросоюзе и Apple, и Google являются налоговыми агентами и занимаются сбором налога с продажи цифровых товаров и его перечислением в бюджеты стран ЕС.
Для поставщиков цифровых товаров Google и Apple на платформе своих интернет-магазинов создали личные кабинеты пользователей, в которых те могут формировать стоимость цифровых товаров с учетом налога. Для разработчиков приложений это достаточно удобно, поскольку не нужно регистрироваться в налоговых органах и нести расходы, связанные с предоставлением отчетности об уплате налогов.
С 1 января 2017 г. в России вступит другой вариант методологии взимания «налога на Google», который предполагает, что все иностранные компании, услугами которых пользуются россияне, должны самостоятельно регистрироваться в качестве налогоплательщика на территории России и регулярно отчитываться в налоговые органы об уплате налогов.
Беларусь выбрала для себя европейский подход, но поправки в п. 1.4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) о включении «электронных услуг» в состав объектов налогообложения вступят в силу только с 2018 года, что даст участникам цифрового рынка возможность заранее адаптироваться.
<...>